Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 09:09, контрольная работа
При исследовании проблем взаимодействия науки с производством, предложения объектов интеллектуальной собственности и платежеспособного спроса на них, движения кадров в рамках интеллектуального труда, совершенствования всей научной системы в направлении ориентации на рынок новшеств и рисковых капиталов, целесообразным является использование балансовых методов “затраты–результаты”, моделей равновесия “спрос–предложение”. При перестройке ценовой, кредитной, налоговой политики в сфере науки, а также ее потенциала, зависящего от комплекса организационных, экономических, социальных условий, целесообразно использовать метод экономического факторного анализа.
Представление о науке как о целостности с совокупностью функций, многоаспектным содержанием деятельности, многосторонними связями и социальными институтами диктует необходимость комплексного изучения ее сферы.
В современном мире принципиально меняются координаты существования и развития науки. Это определяется процессом перехода к постиндустриальному обществу и созданию социального рыночного хозяйства, т. е. условий рыночной экономики с государственным регулированием. Тем самым ставится проблема комплексного изучения развития науки в условиях рыночной экономики при переходе к постиндустриальному обществу.
Развитие науки идет по трем направлениям:
Это обуславливает необходимость применения системного подхода. Он состоит, в первую очередь, в необходимости учета всех аспектов и сторон развития науки и ее подсистем: науки как социального и экономического института; отношений, связанных с интеллектуальной собственностью и авторским правом; формальной и неформальной организацией коллективов; новых приоритетных и традиционных направлений — состояний сохранения и развития науки; взаимодействия с внешней средой — двумя системами (производством, высшей школой), обществом, мировым научным сообществом.
Принцип равновесия окружающей среды и устойчивого социально-экономического развития реализуется в достижении определенного технологического уклада с усилением значимости социальных и экологических компонентов. Отсюда — вектор движения науки: инновационная направленность в существующей социально-экономической среде.
Принцип эволюционного развития реализуется при анализе и построении секторов науки, научных систем и коллективов, изучения изменений в организации науки. Именно эволюционный принцип проявляется при формировании заводского сектора в науке. Заводские лаборатории, как зачатки выполнения научных исследований, трансформируются в условиях широкого и постоянного обновления технологий в масштабный сектор науки с функцией комплексного научно-технического развития предприятия, хотя форма заводской лаборатории зачастую сохраняется.
Другой тенденцией эволюционного развития является образование инфраструктуры науки. Она становится продолжением процесса создания промежуточных форм для обеспечения тесного взаимодействия между наукой и производством. При этом так называемые внедренческие коллективы органически включены в новые структуры инновационных фондов или действуют самостоятельно в виде инжиниринговых или консалтинговых фирм.
Отмеченные тенденции являют собой пример институциональных сдвигов. Между тем, использование принципа исторического наследования дает возможность сохранения некоторых институтов по существу в неизменном виде, не требующем принципиальных преобразований. Это относится, в первую очередь, к научным школам. Другое дело, что на деле период их функционирования сокращается в связи с ускорением смены научных направлений.
При исследовании проблем взаимодействия науки с производством, предложения объектов интеллектуальной собственности и платежеспособного спроса на них, движения кадров в рамках интеллектуального труда, совершенствования всей научной системы в направлении ориентации на рынок новшеств и рисковых капиталов, целесообразным является использование балансовых методов “затраты–результаты”, моделей равновесия “спрос–предложение”. При перестройке ценовой, кредитной, налоговой политики в сфере науки, а также ее потенциала, зависящего от комплекса организационных, экономических, социальных условий, целесообразно использовать метод экономического факторного анализа.
Переход развития науки в новую систему координат, кардинальное изменение ориентации развития и совокупности оценок, а также известная неопределенность среды преобразования сферы науки, требуют последовательного применения принципа многовариантности исследований. Он заключается в построении прогнозных сценариев развития науки, ее подсистем, потенциала на всех этапах исследования — от создания теорий, научных основ до социально-экономических разработок нормативных актов и рекомендаций.
Рассматривая вопросы формирования инновационной сферы, можно выделить несколько систем, составляющей которых она является.
Представление инновационной сферы как составляющей разных систем дает возможность отделить друг от друга функциональные связи, образующие некое множество, что позволяет конкретнее и конструктивнее провести их анализ, установить необходимость и пути их эффективного осуществления и трансформации.
Информация о работе Организация и финансирование инновационной деятельности и инвестиций