Основные виды государственной стратегии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 14:57, реферат
Краткое описание
Различные периоды этих циклов создают динамику развития общества. Изменения показателей, характеризующих экономическое и социальное развитие государства, их снижение или увеличение, при графическом рассмотрении, образуют волнообразное движение, имеющее в экономике название экономических волн.
Содержание
Введение 3
1. Основные виды государственной стратегии 4
2. Внутрикорпоративные инновационные стратегии 9
Заключение 11
Список литературы 12
Вложенные файлы: 1 файл
Содержание
Введение
Стабильность предприятия в
рыночной среде вызывает необходимость
разработки инновационной стратегии и
ее реализации. Это позволяет предприятию
успешно конкурировать на рынке с улучшенной
или вновь созданной продукцией. Успешное
функционирование предприятия определенное
время на рынке позволяет ему заниматься
поиском или разработкой новых продуктов
или технологий, создавая определенную
базу для адаптации инновации к данным
производственным условиям, организации
его производства и дальнейшего продвижения
на рынок.
Разработка инновационной политики
предприятия предполагает определение
целей и стратегий его развития на ближайшую
и дальнюю перспективы, исходя из оценки
потенциальных возможностей предприятия
и обеспеченности его соответствующими
ресурсами.
При разработке инновационной
политики предприятия необходимо учитывать
такие понятия, как жизненный цикл предприятия,
продукции, технологического уклада, в
который входит и жизненный цикл энергоносителей;
жизненный цикл отрасли производства,
в которой функционирует само предприятие,
в конце концов, и жизненный цикл самого
товара. Различные периоды этих циклов
создают динамику развития общества. Изменения
показателей, характеризующих экономическое
и социальное развитие государства, их
снижение или увеличение, при графическом
рассмотрении, образуют волнообразное
движение, имеющее в экономике название
экономических волн.
Основные
виды государственной стратегии
Государственная инновационная
политика - это составная часть социально-экономической
политики, которая выражает отношение
государства к инновационной деятельности,
определяет цели, направления, формы деятельности
органов государственной власти РФ в области
науки, техники и реализации достижений
науки и техники. Представляется в разрабатываемых
правительством Российской Федерации
концепции социально-экономического развития
Российской Федерации на долгосрочную
перспективу и программе социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу.
Государственная инновационная
политика РФ формируется и осуществляется
исходя из следующих основных принципов:
- признание приоритетного значения
инновационной деятельности для повышения
эффективности уровня технологического
развития общественного производства,
конкурентоспособности наукоемкой продукции,
качества жизни населения и экономической
безопасности;
- обеспечение государственного
регулирования инновационной деятельности
в сочетании с эффективным функционированием
конкурентного механизма в инновационной
сфере;
- концентрация государственных
ресурсов на создании и распространении
базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные
структурные сдвиги в экономике;
- создание условий для развития
рыночных отношений в инновационной сфере
и пресечение недобросовестной конкуренции
в процессе инновационной деятельности;
- создание благоприятного инвестиционного
климата при осуществлении инновационной
деятельности;
- активизация международного
сотрудничества РФ в инновационной сфере;
- укрепление обороноспособности
и обеспечение национальной безопасности
государства в результате осуществления
инновационной деятельности.
Формирование и осуществление
государственной инновационной политики
Российской Федерации обеспечивают органы
государственной исполнительной власти
Российской Федерации, назначаемые Правительством
Российской Федерации. Инновационная
политика субъектов Российской Федерации
формируется и реализуется органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
с учетом государственной инновационной
политики Российской Федерации и интересов
регионов. К разработке и реализации государственной
инновационной политики могут привлекаться
общественные объединения, действующие
в пределах полномочий, установленных
законодательством Российской Федерации.
Политика в области инновационной
деятельности как элемент системы государственного
регулирования имеет:
- четко определенные цели и приоритетные
направления инновационной деятельности;
- органы управления, реализующие
функции, которые обеспечивают достижение
сформулированных целей;
- информационную систему, формирующую
информационный образ объекта регулирования,
достаточную для реализации функций управления;
- инструменты регулирования
и поддержки, с помощью которых органы
государственного управления воздействуют
на предприятия и среду в рамках выполнения
своих функций.
Политика, формируемая Министерством
образования и науки Российской Федерации,
нацелена на реализацию этих целей и задач.
Основные задачи, которые призвана решать
федеральная целевая научно - техническая
программа: определение приоритетов в
сфере науки и технологий и их реализация;
развитие системы научных и технических
приоритетов, механизмов создания и построения
государственно-частного партнёрства;
развитие инфраструктурной деятельности,
т.е. построение инновационной инфраструктуры
в России; а также содействие укреплению
материально-технической базы научной
деятельности ВУЗов, совершенствование
нормативно-правовой базы науки и инновационной
сферы, и др.
Управление программой осуществляется
Научно-координационным советом под руководством
Министра. По шести основным научно - техническим
направлениям сформированы приоритеты:
- наноиндустрия и перспективные
материалы;
- энергосберегающие технологии
и альтернативные источники энергии;
- технологии живых систем;
- информационно-телекоммуникационные
системы;
- экология и рациональное природопользование;
- безопасность и противодействие
терроризму.
В новой редакции программы
следует отметить 3 основных блока, в рамках
которых строится работа: генерации знаний,
разработка технологий и коммерциализация
технологий.
Первый блок - генерация
знаний. В рамках этого блока реализуется
около 250 проблемно-ориентированных поисковых
исследований фундаментального характера
и прикладные разработки. Осуществляется
также поддержка научно-организационного
и методического обеспечения интеграции
научной и образовательной деятельности,
поддерживаются пилотные проекты в этой
сфере, создаются научно-образовательные
комплексы.
Второй блок - разработка
технологий . Этот блок ориентирован на поддержку
и развитие прикладных научных исследований
и разработок. В рамках этого блока около
120 опытно-конструкторских, технологических
и экспериментальных разработок впервые
получили финансовую поддержку. Каждый
проект получал в среднем около 10 млн.
рублей. Это примерно на порядок больше
того, что было до реализации последней
редакции программы.
Третий блок программы
- коммерциализация технологий. В этом блоке создание и развитие
эффективных механизмов государственного
и частного партнёрства. Хорошими примерами
в этой связи могут стать реализуемые
важнейшие инновационные проекты государственного
значения, которые были поддержаны ещё
Министерством промышленности, науки
и технологий Российской Федерации и очень
успешно продолжают развиваться при поддержке
Федерального Агентства науки и инноваций,
фактически при поддержке Министерства
образования и науки Российской Федерации.
Важнейший элемент - это финансовая
инфраструктура. В первую очередь, это
бюджетные и внебюджетные фонды, такие
как: фонд содействия развитию малых форм
предприятий в научно - технической сфере;
российский фонд технологического развития
(РФТР).
РФТР - внебюджетный фонд, который
формируется из тех отчислений, которые
предприятия, освобождая эти отчисления
от налогов, направляют в отраслевые фонды,
внебюджетные фонды НИОКР и головные организации,
координирующие их деятельность. Он формируются
за счёт 25% отчислений от тех средств, которые
собирают отраслевые фонды. Направляются
средства на поддержку серьёзных научно
- технических, инновационных проектов.
Государство осуществляет поддержку
и стимулирование инновационной деятельности
путем:
- совершенствования законодательной
и нормативной базы регулирования инновационной
деятельности;
- участия в финансировании за
счет средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных
программ и проектов, а также создания
объектов инновационной инфраструктуры,
в том числе для развития малого и среднего
инновационного предпринимательства;
- организации закупок для государственных
нужд наукоемкой продукции и передовой
техники с целью обеспечения гарантированного
их распространения;
- создание в установленном законодательством
Российской Федерации и законодательствами
субъектов Российской Федерации порядке
льготных условий осуществления инновационной
деятельности. А так же стимулирования
российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих
средства в реализацию инновационных
программ и проектов.
Внутрикорпоративные инновационные
стратегии
Проблема активизации инновационной
деятельности предприятий в настоящее
время приобретает первостепенное значение.
Сегодня наблюдается снижение инновационного
потенциала России.
В этих условиях необходимо
развивать инновации на предприятиях
для обеспечения экономического роста
и повышения конкурентоспособности промышленности
и других отраслей. Только выпуск принципиально
новой продукции и внедрение новых технологий
позволят создать новую конкурентную
среду и обеспечить предпосылки лидерства.
Для создания эффективного
организационно-экономического механизма
инновационной деятельности предприятий
важное значение играет стратегическое
планирование и управление, а также стратегия
управления инновациями. Стратегия управления
инновациями сегодня должна рассматриваться
как часть общей стратегии развития предприятия,
так как только на базе инновационной
стратегии обеспечивается сегодня поступательное
его развитие.
Выбор инновационной стратегии
на предприятии имеет первостепенное
значение для управления инновациями.
В литературе выделяют несколько ее разновидностей.
Наступательная
стратегия связана с большими затратами
на НИОКР, высоким риском ее реализации.
Предприятие становится рыночным лидером
в выпуске новой продукции. Данная стратегия
характерна для рыночных лидеров – инноваторов,
ей присуща высокая эффективность, но
ее проведение требует соответствующей
квалификации в осуществлении нововведений,
умения видеть новые рыночные перспективы
и быстро реализовать их в продуктах.
Защитная стратегия пригодна для компаний, способных
завоевать значимую долю рынка и поддерживать
норму прибыли в условиях конкуренции.
Чаще всего это достигается посредством
низких издержек производства. Защитная
стратегия более подходит для тех компаний,
которые преуспели в организации маркетинга,
но должны сохранять и достаточный научно-технический
потенциал.
Поглощающая стратегия ориентирована на приобретение
лучших научно-технических достижений
других фирм, что создает благоприятные
возможности для ее процветания. Альтернативой
закупки лицензий у конкурента может явиться
привлечение его специалистов – ведущих
работников или всей команды, работающей
над проектом.
Промежуточная стратегия направлена на избежание прямой
конфронтации с конкурентами, что достигается
на основе анализа его слабых сторон с
учетом собственных сильных, поиска той
ниши, которую не заполнили более сильные
конкуренты.
Разбойничья стратегия используется аутсайдером,
который имеет определенные достижения
в области создания какой-либо новой технологии
или продукта, то есть там, где рыночный
лидер, оказывается, уязвим, опасаясь отрицательных
последствий внедрения новшества. Однако
в долгосрочной перспективе такая тактика
должна быть подкреплена наступательной
стратегией.
Для эффективного управления
инновациями на предприятии необходим
обоснованный выбор инновационной стратегии,
подкрепленный качественной и совместной
работой менеджеров по стратегическому
управлению и управлению инновациями.
Заключение
Стержнем стратегической организации
инновационной деятельности предприятия
должна стать стратегия инновационной
деятельности, которая разрабатывается
в рамках корпоративной (комплексной)
стратегии развития предприятия и обуславливает
формирование стратегического набора
предприятия: товарной, маркетинговой,
конкурентной, ресурсной, финансовой,
производственной и прочих стратегий,
являясь их движущей силой, т. е. предопределяет
содержание, состав, агрессивность стратегий.
Применение концепции стратегической
организации инновационной деятельности
позволит предприятию повысить качество
принимаемых управленческих решений и
обеспечит повышение эффективности инновационной
деятельности в целом и каждой инновации
в частности за счет сокращения затрат
времени на разработку и внедрение новшества,
а следовательно, и минимизации затрат
материальных и финансовых ресурсов.
Список литературы
1. Алашеев С. Консерватизм
инноваций // Инновации в постсоветской
промышленности / Под ред. В.Кабалиной.
Сыктывкар, 2007.
2. Анискин Ю. Инновационное
развитие на основе организационного
потенциала компании // Проблемы
теории и практики управления.- 2006.
3. Бизюков П. Инновационные
стратегии и практики инновационной
деятельности // Инновации в постсоветской
промышленности. – 2006.
4. Дагаев А. Государственные
гарантии для малого инновационного
бизнеса // Проблемы теории и практики
управления.- 2006.
5. Кобяк О. Роль инновационных
процессов в формировании культуры
хозяйствования предприятий машиностроения//
Инновации в постсоветской промышленности.
– 2005.
6. Твисс Б. Управление
нововведениями. – М.: Экономика, 2007.
Информация о работе Основные виды государственной стратегии