Оценка инвестиционной привлекательности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы изучить роль и значение иностранных инвестиций в российской экономике. Целью расчетной части является расчет технико-экономических показателей работы предприятия, начислением налогов, определением размера получаемой прибыли, расчета себестоимости продукции и оценки эффективности работы предприятия.
В данной работе решаются такие задачи как:
Рассмотрение понятий и видов иностранных инвестиций;
Рассмотрение структуры иностранных инвестиций по странам-инвесторам, по типам инвестиций и по видам экономической деятельности;

Содержание

Введение
Теоретическая часть
Понятие и сущность иностранных инвестиций
Понятие инвестиций и их виды
Основные виды иностранных инвестиций в России
Структура иностранных инвестиций по основным странам-инвесторам
Отрасли, которые привлекают инвесторов.
Пути привлечения и проблемы иностранных инвестиций
Оценка инвестиционной привлекательности РФ
Расчетная часть
Выводы по работе
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 103.17 Кб (Скачать файл)

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил 90,5 млрд. долларов или на 9,2% меньше, чем в январе-сентябре 2012 года.

Подробный анализ структуры иностранных инвестиций по странам-инвесторам, по типам инвестиций и по видам экономической деятельности можно рассмотреть в Приложении 1.

Предложение не всегда формируется спросом. Инвесторы, как правило, вкладывают свой капитал в прибыльные объекты, власти же заинтересованы в развитии отраслей, способствующих улучшению качества жизни в регионах РФ. Какие же инвестиционные проекты привлекают наибольшее количество капиталовложений? На этот вопрос отвечают представители областных и краевых администраций.

Прежде всего, это строительство. Развитие регионов РФ идет полным ходом, в крупных городах строится жилье, торговые центры, гостиницы, развлекательные комплексы и т.п. Много денег вкладывается в транспортную инфраструктуру и связь. Неизменно большой популярностью у инвесторов пользуются проекты, связанные с освоением и переработкой природных ископаемых, а также промышленность, ТЭК. В южных областях существенный прирост капитала приносит туризм, в крупных портовых городах – судостроение.  
    

     В Краснодарском крае, славящемся своими курортами, больше всего денежных вливаний идет в следующие отрасли: транспорт и связь, АПК, ТЭК и строительную индустрию.  
 
    Волгоградская область привлекает инвесторов возможностью эффективного капиталовложения в строительство (жилье, гостиницы, бизнес-инфраструктура).  
 
    Не менее активно развивается Астраханская область: инвесторы охотно вкладывают деньги в строительство жилья, развлекательных объектов, торговых сетей и инфраструктуру. Многие с удовольствием поместили бы свой капитал в газовую промышленность, но тут, конечно, все ниши заняты. Зато есть возможность получить прибыль от вложения денег в стремительно развивающиеся отрасли: судостроение, туризм и рыбалку.  
 
    Самые популярные сейчас в Ростовской области направления – ритейл и девелопмент, в регионе активно строятся крупные торговые центры, гостиницы и др. Приход в область крупных ритейлоров («Метро», «ИКЕА», «Ашан», «Касторама») указывает на бурное развитие экономики региона. По словам исполнительного директора Агентства Инвестиционного Развития (АИР) Ростовской области Игоря Буракова, наиболее перспективные направления для инвестиций в регионе – пищевая промышленность и сельхозпереработка.  
 
    В Ростовской области также ожидается повышение интереса инвесторов к таким отраслям, как производство плодоовощных консервов (в регионе большой клин орошаемых угодий) и рыбопереработка (Ростовская область занимает первое место в РФ по производству прудовой рыбы). Многообещающим является и машиностроение. Администрацией региона ведутся переговоры с производителями автомобилей.  
Что касается регионов Дальневосточного ФО, то здесь эффективно развиваются такие отрасли, как ТЭК, промышленность, строительство, транспорт и связь.  
 
    В Хабаровском крае больше всего денег вкладывается в производство и распределение электроэнергии газа и воды (развитие ТЭК); рыболовство и рыбоводство; металлургическое производство. Крупные бизнесмены также помещают капитал в транспорт и связь (дорожное строительство; развитие транспортных коридоров, портового хозяйства, аэропортового хозяйства и воздушного сообщения); добычу полезных минеральных ископаемых; производство нефтепродуктов; глубокую переработку древесины (в частности, целлюлозно-бумажное производство).  
 
    В Республику Саха (Якутия) больше всего капиталовложений привлекается нефтепроводом «Восточная Сибирь – Тихий океан», Талаканским нефтегазоконденсатным и Эльгинским каменноугольным месторождениями.  
 
    В Приморском крае крупные бизнесмены своими вложениями активно поднимают уровень транспортной инфраструктуры (дорожное строительство) и связи.  
 
    Сибирский ФО славится лесами и месторождениями природных ископаемых. По словам представителя администрации Красноярского края, инвесторы активно участвуют в развитии ЛПК (строительство фабрик по переработке древесины) и освоении природных ресурсов (разведка месторождений газа, угля, нефти, золота и их добыча). 

В 2012 году объем иностранных инвестиций в экономику Ленинградской области составил 1,4 млрд долларов, сообщает Петростат. В сравнении с 2011 годом объемы вливаний финансовых средств зарубежных средств увеличились почти в 2 раза. При этом в Петербурге за отмеченное время рост иностранных инвестиций составил только 43%.

Как отмечают чиновники Ленобласти, в 2012 году в регион пришли много зарубежных компаний, что и отразилось на росте инвестиций. Кроме того, в прошлом году шло активное строительство контейнерного терминала в порту Усть-Луга, продолжалась разработка комплекса по перевалке газового конденсата, многопрофильного перегрузочного комплекса "Юг-2". Были расширены и модернизированы производства на заводах Ford, "Нокиан тайерс", "Крафт фудс рус"13. 
 
    Из полученных данных видно, что больше всего денег инвесторов идет: в курортных областях – на туристическую инфраструктуру, в богатых природными ресурсами – в добывающие отрасли. Это вполне логично, но не совсем правильно: во-первых, природные ресурсы не бесконечны и истощение месторождения может поставить под угрозу экономику региона, во-вторых, когда несколько отраслей перегружено инвестициями, другие недополучают необходимые для развития средства. В погоне за доходами крупные бизнесмены не уделяют должного внимания проектам, созданным для улучшения условий жизни в регионах. Например, в Якутии при ударной инвестиционной поддержке месторождений, представители администрации отмечают слабую развитость транспорта и топливно-энергетической инфраструктуры. В активно развивающейся Астраханской области власти стремятся привлечь внимание инвесторов к овощной переработке, которую те обделяют пока своим вниманием.  
 
    Есть еще один негативный момент. В некоторых регионах инвестиционный поток распределяется неравномерно. Например, в курортной сфере объем инвестиций в Сочи в 8 раз выше этого показателя в Анапе.  
 
    В сложившейся ситуации многие администрации постепенно пришли к такому решению: привлекать инвесторов ко всем отраслям, имеющимся в регионе. Таким образом, будет формироваться стабильное экономическое положение, не зависящее от какой-либо отдельной отрасли.

 

 

    1. Пути привлечения и проблемы иностранных инвестиций

В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем:

· создания предприятий с долевым участим иностранного капитала (совместных предприятий);

· создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;

· приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;

· приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав;

· предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.

Все приведенные формы привлечения иностранных инвестиций носят долгосрочный стратегический характер. При правильной постановке дела  они способны помочь России в решении проблем структурных отраслевых и межотраслевых изменений экономики страны с меньшими инвестиционными (особенно инвалютными) затратами, в значительно более короткие сроки, чем это удалось бы сделать, опираясь только на финансовые ресурсы страны (в целом ряде случаев такая возможность в ближайшее время практически исключена). Они, также, могут содействовать ускорению сокращения технологического разрыва с ведущими индустриальными странами.

Важно отметить, что в настоящее время основными формами привлечения иностранных инвестиций являются, создание предприятий с долевым участим иностранного капитала, а также создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам. Остальные же формы находятся в стадии становления. Улучшение инвестиционного климата, расширение форм привлечение иностранного капитала остаются для России актуальной задачей.

Притоку в инвестиционную  сферу  частного  национального  и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую  экономику  объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации,  наличием межнациональных  конфликтов в  самой  России  и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью  (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его неконвертируемостью и др. 
 
 Российское правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем  радушие. Официальная политика предписывает оказывать  поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности,  пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, и, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции -  это не более чем "надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику. 
 
 Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным  средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от  некоммерческих рисков.  Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему  агентству по гарантиям инвестиций (МИГА),  осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для  частных  капиталовложений (как отечественных, так и иностранных),  - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности.  В России же,  находящейся в стадии непрерывного реформирования,  правовой режим непостоянен.  Потребность страны  в  иностранных  инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакции Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах.  Большую роль сыграет также законодательное определение  прав  собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный  информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования. 
 
 Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер,  направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задач привлечения инвестиций. 
 
 Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать: 
 
- достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями; 

- борьба с преступностью; 

- торможение инфляции  всеми известными в  мировой  практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты; 
 
- пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства; 
 
- мобилизация свободных средств предприятий и населения  на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам; 
 
- внедрение  в  строительство  системы  оплаты  объектов  за  конечную строительную продукцию; 
 
- предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам,  идущим на  долгосрочные  инвестиции  с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями  их деятельности; 
 
В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить: 
 
- принятие  законов  о концессиях и свободных экономических зонах; 
 
- создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов,  поиском заинтересованных в  их реализации инвесторов  и  оперативном  оформлении  сделок  "под ключ"; 
 
- создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России; 
 
- разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

 

    1. Оценка инвестиционной привлекательности РФ14

Согласно исследованию Doing Business 2012, составляемому ежегодно Всемирным банком, и оценивающим условия ведения бизнеса в 183 странах, Россия занимает 120 место по простоте осуществления предпринимательской деятельности. 

Чистый отток капитала из страны в 2008-2011 годах составил 308 млрд. долларов. Данные показатель обусловлен в частности инвестициями российских компаний за рубеж, и снижением активности инвесторов в связи с общей неопределенностью на мировых рынках и ситуацией в Европе.

В 2010 году улучшение инвестиционного климата было определено как самостоятельное направление деятельности Минэкономразвития России, и за 2 прошедших года были упрощены процедуры в сфере строительства и миграционной политики, существенно снизили стоимость подключения новых инвестиционных проектов к электросетям и инженерно-коммуникационной инфраструктуре, приняли законы, направленные на совершенствование таможенного администрирования, а также либерализацию контроля за иностранными инвестициями и уголовного законодательства в экономической сфере, запустили механизм уполномоченных по инвестициям на федеральном и региональном уровнях, добились увеличения  объема инвестиций международных институтов развития в приоритетные для российской стороны отрасли экономики и многое другое.

Только за счёт реализации мер 2010-2011 годов, Россия поднялась на 4 позиции в рейтинге Doing Business (со 124 места до 120), а также вошла в число 25 стран, по прогрессу в улучшении инвестиционного климата.

В 2008-2011 гг. в Россию поступило 206,7 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций. По итогам 2011 года, по оценке Банка России, объем ПИИ составил 51,9 млрд. долларов (19,9% рост к 2010 году).

По данным опроса Merril Lynch, проведённого среди международных управляющих инвестиционных фондов, Россия заняла первое место по инвестиционной привлекательности среди стран БРИКС.

В рейтинге самых дешевых стран для ведения бизнеса Россия в 2012 г. заняла четвертое место из 19 развитых и развивающихся стран, уступая лишь Индии, Китаю и Мексике по версии KPMG.

Наряду с этим, Россия занимает 60 место среди 187 исследуемых стран в рейтинге страновых инвестиционных рисков присвоенных журналом Euromoney в 2012 г.

России необходим переход на инновационный путь развития, выведение страны в число ведущих мировых экономик с высоким уровнем благосостояния, развитой инфраструктурой, существенной долей высокотехнологичного сектора в ВВП страны.

Необходимым условием реализации данных задач являются масштабные инвестиции в производства, в новые технологии, в обучение. Однако на сегодняшний день доля инвестиций в основной капитал в ВВП составляет 20,6%, а для реализации задач по модернизации экономики ее необходимо увеличить до 25%, а в дальнейшем до 30%.

При этом источником инвестиций являются не только иностранные, но и российские компании. Поэтому необходимо создавать комфортные условия ведения бизнеса для всех.

Наличие предприятий с иностранными инвестициями в экономике Росси, развивающийся процесс их создания, рост объемов производства продукции, работ и услуг, активное участие в ВЭД свидетельствует о том, что данный экономический процесс приобрел характер закономерности.

Однако, несмотря на то, что число предприятий с иностранными инвестициями растет, темпы их роста, масштабы привлечения иностранного капитала, отраслевая структура и география размещения не соответствуют потенциальным возможностям России с ее емким рынком сбыта, значительным научно - техническим потенциалом, природными ресурсами.

Причины недостаточного притока иностранных инвестиций в российскую экономику заключаются в нестабильной экономической и социально - политической ситуации, низком уровне развития рыночной инфраструктуры, высоких налогах, незначительных льготах, постоянных изменениях в экономико - правовом механизме государственного регулирования иностранных инвестиций.

Информация о работе Оценка инвестиционной привлекательности РФ