Перспективы развития инновационной экономики в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 13:23, реферат

Краткое описание

Приоритетной задачей России в XXI в. является всесторонняя модернизация общественной жизни. Главная составляющая этого процесса — модернизация и техническое обновление производственной сферы. От решения проблем модернизации зависят выход страны на новый технический уровень, ее выживание и обеспечение лидирующих позиций в мире [5].
Инновационная составляющая в экономике возникла в середине ХХ в. и в новом столетии приобрела лидирующее значение в постиндустриальных странах. В России серьезным тормозом инновационного развития являются отсталая отраслевая структура экономики с преобладанием отраслей добывающей промышленности, а также глубокое отставание по ряду технологических направлений. Сюда следует отнести в первую очередь информационные технологии, технологии энергетики и энергосбережения, технологии обеспечения экономической безопасности и некоторые другие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……...……..3
1. ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ …………………………………………..………………………...…..5
1.1 Социально-экономическая характеристика инновационной
экономики……………………………………………………………………………5
1.2 Инновации как инструмент обеспечения устойчивого роста экономики ……………………………………………………..........………….……7
1.3 Роль предприятий в развитии инновационной экономики
и человеческих ресурсов……….……………………………………..………..…11
2. ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ……….………...…………...………………………..15
2.1 Факторы, сдерживающие инновации в современной России……………..15
2.2 Перспективы развития инновационной экономики в современной России………………………………………………………………….……………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………..…………………………..…23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………....26

Вложенные файлы: 1 файл

Инновации.docx

— 149.41 Кб (Скачать файл)

Институты поддержки инноваций. В настоящее время существующие институты поддержки инноваций в России очень слабо связаны друг с другом, не наблюдается взаимно укрепляющей системы отношений, стимулирующих предпринимательство и инновационные технологии, цепочки создания инновационной продукции в России разомкнуты.

Ограниченность спроса на инновационную продукцию.

Еще одним системным недостатком российской экономики, препятствующим нормальному развитию экономики регионов и экономики России в целом, является ограниченность спроса на инновационную продукцию со стороны ключевых отраслей отечественной промышленности.

В нормативно-правовом аспекте Россия достигла большого прогресса. Вступили в силу патентный и антимонопольный законы, в некоторых областях установлены повышенные качественные технологические стандарты.

В то же время так и нерешенным остается вопрос с законодательным закреплением основных понятий, сопряженных с инновационным процессом, что не дает возможности оказывать адресную финансовую (в частности налоговую) поддержку субъектам инновационной деятельности и компаниям, осуществляющим финансирование инновационных компаний. Отсутствие закрепления на законодательном уровне таких понятий как «инновационная экономика», «инновационная политика», «инновационная деятельность», «инновационный потенциал», «инновационная активность» затрудняет процесс разработки приоритетов национальной политики в области инновационного развития страны.

В этой связи возникает необходимость четкой детерминации критериев и понятийного аппарата региональной инновационной системы. Например, в нормативных правовых актах, таких как Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, отсутствуют механизмы реализации региональной инновационной системы, а дается очень скупая ссылка на наличие элементов региональной инновационной системы.

Управление инновационной деятельностью и устранение факторов препятствующих инновационной деятельности, а так же развитие и разработка факторов, которые способствуют развитию инновационной деятельности на предприятии приобретает особое значение в современной жизни предприятия, оказывая значительное влияние на стратегию, цели и методы управления предприятия. Инновационная деятельность создает не только будущий облик предприятия, определяя ее технологии, выпускаемые продукты, потенциальных потребителей, окружение, но и основу ее конкурентной позиции, а значит и стратегической позиции на рынке. Эффективное управление инновационной деятельностью, обеспечивающее успех в глобальной конкуренции российских предприятий, требует применения современных эвристических итерационно-адаптивных подходов, методов и алгоритмов, исследования и обобщения опыта успешно действующих на глобальном рынке предприятий.

 

2.2 Перспективы развития инновационной экономики в современной         

      России

Современный этап научно-технической революции характеризуется инновационными открытиями во всех областях наук, в том числе экономических, технических и естественных. Зарождается новый технологический уклад - новый импульс в развитии экономики, характерными чертами которого являются изменения в промышленности, образовании, внедрение новых видов энергоносителей, транспорта, связи и другие. Новый уклад сдерживается неотработанностью соответствующих технологий, при этом траектории технологического роста уже намечены на 20-30- летнюю перспективу. На основе работы, проведённой Министерством образования и науки России, были сформулированы приоритетные направления и критических технологий [2]. Это: освоение современных информационных технологий, развитие биотехнологий, АПК, фармакологии, развитие ядерных технологий, стимулирование развития солнечной энергии и так далее.

Государственная научно-техническая и инновационная политика имеет своей целью развитие и эффективное использование научно-технического и инновационного потенциала, а также материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоёмких технологий, содействие развитию рынка инновационных проектов, выпуск наукоёмкой, конкурентоспособной продукции и расширение за счёт этого налогооблагаемой базы в интересах населения страны.

Для формирования инновационной экономики необходимо развивать соответствующую инфраструктуру: технопарки, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы, наукограды и так далее [1].

На сегодняшний день в России существует более 80 технопарков преимущественно при вузах. Однако реально действующих технопарков значительно меньше. Низкий показатель эффективности их деятельности связан с тем, что при создании технопарков не использовались рыночные подходы. Большинство организовывалось с единственной целью - получить дополнительные бюджетные средства под новую структуру. В итоге на сегодняшний день технопарки объединяют, как правило, малые предприятия, не обязательно наукоёмкие, которые уже наладили выпуск своей продукции, и поэтому свою изначальную функцию поддержки высокотехнологического бизнеса, за редким исключением, не выполняют.

Для развития инновационной деятельности также необходима система технологических инкубаторов. В России технологические инкубаторы практически не получили развития. К настоящему времени в высокотехнологической сфере функционируют несколько таких структур: Международный технологический бизнес - инкубатор в Москве, а также основанные при его участии аналогичные подразделения в Нижнем Новгороде, Томске, Тамбове. Перечисленные инкубаторы получили название «виртуальных» или «инкубаторов без стен». Это означает, что у них нет собственных площадей, и они оказывают содействие малым фирмам, территориально расположенным в разных местах. Такой принцип деятельности обусловлен стремлением к экономии средств на аренду помещений, коммунальные платежи и другие расходы.

В настоящее время в России насчитывается около 70 наукоградов. Главным преимуществом наукограда является возможность сочетания образования, науки и производства. Большинство наукоградов имеют собственные высшие учебные заведения, где научные исследования являются лишь неотъемлемым компонентом учёбного процесса.

Ещё одним механизмом развития науки и производства являются инновационные кластеры. Это взаимодействие различных хозяйствующих субъектов, имеющих разные степени хозяйственно - административного развития, но объединённых общим экономическим интересом. В России развитие системы инновационных кластеров только начинается.

Преодоление кризисных явлений в российской экономике возможно на основе повышения конкурентоспособности отечественной продукции. Для этого необходимо:

  • Провести инвентаризацию фонда отечественных изобретений;
  • Создать условия для развития в стране изобретательской деятельности;
  • Создать механизм, обеспечивающий эффективную защиту российской интеллектуальной собственности, как в стране, так и за рубежом;
  • Создать условия, которые позволили бы использовать научно - технический и инновационно-технологический потенциал, сосредоточенный в оборонно-промышленном комплексе и в гражданских целях.

В целом инновационные механизмы на отечественных предприятиях внедряются достаточно медленно, недостаточное финансирование инновационной деятельности тормозит реализацию эффективных инновационных проектов, снижая тем самым общий уровень инновационной активности в экономике. Крупные проекты по внедрению инноваций охватывают полный цикл работ, связанных с проведением специализированных исследований и разработок, технологической подготовкой производства, выпуском принципиально новой продукции и обеспечением надёжных методов защиты научно - технологических результатов, в частности путём их патентования, становятся всё более дорогостоящими в условиях экономического кризиса.

При анализе степени развития инновационной деятельности необходимо использовать следующие показатели: численность персонала, занятого в области исследований и разработок; численность аспирантов и докторантов, защитивших диссертацию, доля предприятий, осуществляющих технологические инновации; объём инновационной продукции в ВВП и так далее.

Объём инновационной продукции включает продукцию, произведённую в отчётном году на основе разного рода технологических инноваций. Этот показатель наиболее наглядно демонстрирует развитие инновационной деятельности в каждом конкретном регионе.

Современная рыночная политика, несмотря на экономические уклады, отрицательные тенденции, характеризуется динамичным развитием. Все негативные явления заставляют субъекты экономики мобилизовать всё больше сил, искать новые эффективные инструменты управления инновационными процессами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современных условиях человечество в своем развитии вступило в стадию создания постиндустриальной экономики, главную роль в которой играют информационные технологии, компьютеризированные системы, высокие производственные технологии и основанные на них инновационные технологии, инновационные системы, инновационная организация различных видов деятельности. Конечным результатом создания постиндустриальной экономики должно стать формирование инновационной экономики, которая, в соответствии с поставленными Президентом Российской Федерации задачами, является стратегическим направлением развития экономики России.

Создание новых знаний и технологий и их использование в интересах социально-экономического развития государства определяют роль и место страны в мировом сообществе и уровень обеспечения национальной безопасности. В развитых странах 80-95% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях, т. е. в этих странах развивается инновационная экономика. Основными признаками инновационной экономики являются:

  • наличие современных информационных технологий и компьютеризированных систем;
  • наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей создание национальных информационных ресурсов;
  • ускоренная автоматизация и компьютеризация всех сфер и отраслей производства и управления;
  • создание и оперативное внедрение в практику инноваций различного функционального назначения;
  • наличие гибкой системы опережающей подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов.

Основными целями инновационной деятельности являются минимизация себестоимости продукции и повышение качества технологических, организационных и кадровых решений.

Выбор оптимальной модели инновационной стратегии в России осложняется многими факторами. В их числе - отсутствие реальных конкурентных отношений, падение объемов производства, инфляционный фактор, необходимость взвешенных подходов к конверсии оборонной промышленности и привлечению иностранных инвестиций.

Законодательное регулирование экономического механизма инновационной деятельности носит фрагментарный характер. Многие законодательные нормы, определяющие важнейшие организационно-правовые и экономические компоненты этой деятельности отсутствуют, что не может не служить серьезным препятствием осуществлению эффективной государственной научно-технической политики.

Важным средством экономического стимулирования инновационной деятельности является налоговая политика. По крайней мере, в течение последних сорока лет она рассматривается зарубежными и отечественными специалистами как один из наиболее эффективных инструментов в системе косвенных стимулов повышения эффективности инновационной деятельности. Однако, если за рубежом различные варианты концепции стимулирующего характера налоговой политики неизменно находили и находят законодательное закрепление, то в отечественной законодательной практике косвенные стимулы получили отражение лишь в последние годы. Российская система налогообложения содержит лишь элементы системы налоговых льгот для стимулирования некоторых видов инновационной деятельности.

В системе государственного стимулирования инновационной деятельности прямые формы (субсидии, займы, дотации) сочетаются с менее эффективными, как считают многие специалисты, косвенными формами финансовой поддержки инновационного процесса - налоговыми льготами, льготными кредитами и амортизационными списаниями. Все это целенаправленно увеличивает финансовые ресурсы малого сектора экономики для модернизации и обновления производства.

К направлениям решения этой проблемы следует отнести:

  • всесторонний учет состояния и специфики научно-технического потенциала регионов;
  • сближение этих потенциалов;
  • развитие базисных инноваций;
  • проведение региональной селективной перспективной политики;
  • развитие вузовской науки, относительно равномерно размещенной на территории страны и широко привлекающей молодежь;
  • расширение межрегионального и межгосударственного кооперирования для разработки, освоения и распространения новых поколений техники и технологий.

Практика показала, что уровень развития инновационной сферы (науки, технологий, наукоемких отраслей) создает основу устойчивого экономического роста, определяет границы между богатыми и бедными странами. Поэтому формирование национальных инновационных систем является главным фактором долгосрочного роста экономики России.

Информация о работе Перспективы развития инновационной экономики в современной России