Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:23, реферат
Совокупность взаимосвязанных организаций (структур), осуществляющих производство и коммерциализацию научных знаний и технологий в пределах национальных границ. К таким структурам относятся:
предприятия и образуемые ими сети (альянсы);
система научно-исследовательских организаций;
другие исследовательские учреждения (например, лаборатории высших учебных заведений);
элементы инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, агентства технологического трансфера, фонды и т.п.).
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского
Институт экономики и управления
СРС №1
Понятие и основные характеристики национальных инновационных систем на фоне тенденции развития мировой экономики
Выполнила: ст. группы
МОТ-09-МА
Капинус О.Ю.
Проверила:
Нестерова Н. А.
Донецк 2013
Национальная инновационная система представляет собой следующее.
Совокупность взаимосвязанных организаций (структур), осуществляющих производство и коммерциализацию научных знаний и технологий в пределах национальных границ. К таким структурам относятся:
предприятия и образуемые ими сети (альянсы);
система научно-исследовательских организаций;
другие исследовательские учреждения (например, лаборатории высших учебных заведений);
элементы инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, агентства технологического трансфера, фонды и т.п.).
Инновационная система формируется
под влиянием множества объективных
для данной страны факторов – размеров
страны, наличия природных и трудовых
ресурсов, особенностей исторического
развития институтов государства и
форм предпринимательской
В рамках общей модели, показанной
на рисунке, формируются национальные
особенности инновационной
Рис. Национальная инновационная система
В настоящее время на долю семи высокоразвитых стран (примерно из 150 стран с экономикой рыночного типа) приходится около 80–90 % наукоемкой продукции и весь ее экспорт. Страны «большой семерки» обладают 46 из 50 макротехнологий, которыми владеет мир, включающими совокупность технологических процессов (НИОКР, подготовка производства, само производство и сервисная поддержка проекта) по созданию определенного вида продукции с заданными параметрами[3]. Из этих технологий 22 контролируются США, 8—10 – Германией, 7 – Японией, по 3–5 – Великобританией и Францией и по одной приходится на Швецию, Норвегию, Италию и Швейцарию. Другие страны контролируют лишь 3–4 такие технологии.
В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:
Страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно- производственного цикла, как правило, со значительной долей научно- инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция).
Страны, ориентированные
на распространение нововведений, создание
благоприятной инновационной
Страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).
Поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах:
бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, являющихся собственностью правительства;
формирования государственной
инновационной инфраструктуры (создание
центров распространения
государственной экспертизы инновационных проектов;
льгот по оплате государственных услуг (связь, тепло, электроэнергия и пр.);
моральной поддержки ученых и инноваторов (вручение государственных наград, присвоение званий и т. п.);
налоговых льгот и др.
В США большое влияние
уделяется прогнозированию, стандартизации,
оптимизации управленческого
Национальный научный фонд США широко использует вневедомственную экспертизу проектов НИОКР независимыми квалифицированными специалистами, в т. ч. и зарубежными, при распределении своего бюджета.
В США отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции.
Помимо традиционных способов воздействия на развитие экспортного производства, таких, как льготное кредитование и страхование экспорта, частичное освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т. п., японские государственные органы широко используют и косвенные методы [26]:
целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, в приоритетные области;
содействие предприятиям в приобретении передовой иностранной технологии;
контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.
Японская модель интеграции науки и производства предполагает строительство новых городов-технополисов, сосредоточивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство. Японское правительство принимает меры по развитию международной интеграции и кооперирования (например, соглашение с США об американо-японском сотрудничестве в области науки и техники).
Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется по следующим направлениям [33]:
индикативное планирование НИОКР;
высокие импортные таможенные тарифы;
предоставление налоговых
и кредитных льгот в
протекционная политика в продвижении новой наукоемкой продукции.
Особенностями развития японской экономики являются дальнейшая концентрация промышленного производства и капитала фирм, переход на ресурсосберегающие технологии на основе микроэлектронной техники, приоритет обрабатывающих и сборных производств, сферы услуг. Ведущими отраслями народного хозяйства являются информатика, производство интегральных схем и электронной техники. Приоритетное направление – информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы.
Германия, Англия и Франция вместе с США и Японией входят в технологическое ядро мирового развития и занимают соответственно 3, 4 и 5 места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР, или соответственно 2,4; 2,3 и 2,2 % ВВП.
В этих странах высок удельный вес государственного сектора, и из федерального бюджета НИОКР финансируются на 35-45 %. Удельный вес экспортной продукции составляет 20-25 % ВВП.
Особенностями этих стран, как и всех стран Евросоюза (Германии, Англии, Франции, Австрии, Бельгии, Дании, Греции, Ирландии, Италии, Испании, Люксембурга, Нидерланд, Португалии, Финляндии, Швеции), являются:
дороговизна рабочей силы и природных ресурсов, земли;
высокая плотность народонаселения;
высокий технологический уровень производства и информации;
уважительное отношение к образованию, культуре, здоровому образу жизни, старости, историческим традициям;
государственное регулирование цен на важнейшие продовольственные товары;
применение в управлении и производстве международных и европейских стандартов, сертификация продукции;
индикативное планирование инновационной деятельности;
развитие наукоемких отраслей;
высокий уровень концентрации и кооперирования производства.
И, как следствие, в этих странах высокое качество жизни населения.
Евросоюз большое внимание
уделяет активизации
выработка единого антимонопольного законодательства;
использование системы ускоренной амортизации оборудования;
льготное налогообложение НИОКР;
поощрение малого наукоемкого бизнеса;
прямое финансирование предприятий для поощрения инноваций в области новейшей технологии;
стимулирование сотрудничества университетской науки и фирм, производящих наукоемкую продукцию.
Основой инновационной политики Евросоюза является "План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий", принятый в 1985 г. Создана программа по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР; в целях развития информационного обеспечения НИОКР создан Европейский информационный центр.
Стимулирование инновационной деятельности в Евросоюзе осуществляется примерно на тех же принципах, которые приняты в мировой практике.
В мировой практике разработаны
международные стандарты в
1.10. Комплексное обеспечение инновационной деятельности
1.10.1. Правовое обеспечение
Без качественного правового
обеспечения системы
1) правовые вопросы
2) законы и нормативные акты :
по стандартизации;
метрологии;
сертификации товаров и услуг;
защите прав потребителей;
антимонопольной политике;
управлению качеством товаров;
безопасности и охране труда и др.;
развитию производства;
ресурсосбережению;
социальному развитию коллектива;
охране окружающей природной среды и др.;
3) правовое регулирование
формирования и
Одним из направлений правового
обеспечения инновационной
Интеллектуальная
научных открытиях и изобретениях;
результатах НИОКР;
образцах новой продукции или услуг;
новых технологиях, патентах и т. д.
Правовое регулирование интеллектуальной собственности направлено на развитие интеллектуального потенциала страны и осуществляется по нескольким направлениям:
авторское право;
промышленная собственность;
научная собственность и др.
Авторское право представляет собой совокупность норм права, регламентирующих правоотношения, связанные с созданием и использованием определенного интеллектуального продукта [11].
Авторское право принадлежит автору пожизненно и действует не менее 50 лет после его смерти; оно распространяется на произведения, существующие в любой форме (письменной, устной, аудио- или видеозаписи; изображения в виде рисунка, эскиза, картины, плана, чертежа и др.), и предусматривает исключительное право автора размножать их любыми способами или продавать.
1.10.2. Нормативно-методическое обеспечение
Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы инновационного менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих нормативно- методических документах (нормативных актах, стандартах, методиках, положениях, инструкциях и др.) международного, государственного, регионального либо фирменного уровня.
1.10.3. Ресурсное обеспечение
Для функционирования и развития каждой фирме необходимы различные виды ресурсов требуемого качества и количества: