Понятие и содержание инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:15, контрольная работа

Краткое описание

Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Вложенные файлы: 1 файл

инновационное проектирование.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

На фазе «Производство» реакция потребителей на инновацию  еще не известна, поэтому инвестиции продолжают носить рисковый характер.

5. Фаза «Потребление (эксплуатация)»

Данная фаза состоит из следующих частей:

  • сбыт инновационной продукции потребителю;
  • использование (эксплуатация) продукции потребителем;
  • предоставление услуг по обслуживанию и ремонту продукции.

Для большинства видов  новых продуктов, особенно потребительских  товаров краткосрочного и среднесрочного пользования, фаза «потребления» является не столь важной, но некоторые виды продуктов, к ним относятся дорогостоящие, наукоемкие, технически сложные изделия требуют к себе особого внимания на этой фазе. Это внимание проявляется как мониторинг работы такого изделия, его технического состояния, для предупреждения возможных неполадок, которые могут иметь тяжелые последствия, и корректировки конструкции изделия. Таким образом, можно сказать, что исследования и проектирование для таких изделий не прерываются.

В рыночной экономике  для получения коммерческого  эффекта инновационной деятельности существенными являются еще две  фазы – «Маркетинг» и «Инвестирование».

Фаза «Маркетинг» присутствует в инновационном процессе дважды:

  • в начале инновационного процесса перед фазой «Разработка», как маркетинговые исследования рынка, внешней и внутренней среды – с целью поиска инновационных возможностей, оценки целесообразности проведения инновации;
  • в конце инновационного процесса перед фазой «Потребление», как маркетинг «4Р» – с целью организации продвижения и сбыта нового продукта.

Жизненный цикл инновации  может быть представлен в виде ленточной диаграммы (рисунок 1.1), отражающей последовательность и связь фаз  инновационного процесса.

 

Рисунок 1.1 – Диаграмма  инновационного процесса

 

Рисунок 1.2 – Кривая жизненного цикла инновации

 

 Инновационный процесс графически можно также отразить в виде кривой жизненного цикла, отражающей не только очередность фаз инновационного процесса, но и распределение финансовых ресурсов – кривая прибыльности (рисунок 1.2).

Инновационный процесс, представленный кривой прибыльности можно выразить схемой [10, c.93]:

Д→СП →П→Т→Д1

где  Д – деньги (капитал);

СП – интеллектуальный продукт (в виде проектов, опытных  образцов, «ноу-хау»), средства производства, труд;

П – производство;

Т – новый товар;

Д1 – доход от реализации товара;

Доход от реализации товара Д1 должен быть больше вложенного капитала Д в этом случае будет обеспечена прибыльность инновационного процесса. Это отражено на кривой прибыльности разными площадями затратной и доходной фаз.

Укрупнено чистая прибыль  в момент времени t рассчитывается по формуле:

Пt = Σ(Цt – Ct)Nt - Ht    (1.1)

где

Пt – прогноз чистой прибыли в году t;

Tt – прогнозная продолжительность выпуска продукта, лет;

Цt – прогнозная цена продукта в году t – на конкретном рынке;

Сt – прогнозные издержки по выпуску продукта году t;

Nt – прогнозная годовая программа выпуска товара в году t;

Нt – прогнозные налоги в году t по данному продукту.

В общем случае можно  предложить следующую последовательность расчета жизненного цикла инновации:

1. Построение кривой  ЖЦТ для господствующего товара (II) на основании данных о:

  • динамике масштаба производства товара по предшествующим годам;
  • динамике сбыта товара по предшествующим годам;
  • динамике прибыльности по предшествующим годам;
  • прогнозе сбыта, прибыльности товара на ближайшие несколько лет на основе сценариев развития будущего;

2. Построение кривой  ЖЦТ для перспективного товара (III) на основании данных о:

  • планируемой длительности фаз инновационного процесса перспективного товара;
  • длительности фаз инновационного процесса товара-аналога в том случае, если данные по проектируемому товару отсутствуют;
  • прогнозе сбыта товара в динамике на ближайшие годы;

3. Корректировка ЖЦТ  перспективного товара с учетом следующих коэффициентов: конкурентоспособности (К1) – чем больше конкурентоспособность, тем короче ЖЦ господствующей модели; количества конкурентов (К2) – чем их больше, тем меньше жизненный цикл; технической сложности (К3) – чем товар сложней, тем длиннее цикл; наличия опыта производства товара (К4) – чем больше опыт, тем короче цикл; гибкости производственных технологий (К5) – чем технология легче перестраивается, тем короче цикл; научно-технической динамики отрасли (К6) – чем динамичней отрасль, тем короче цикл.

4. Определение точки  перехода с одной модели на  другую. Не во всех случаях,  возможно, перейти на новую модель  по классическому варианту “50/50”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 29

Методы оценки качества проектов и программ нововведений.

Процесс оценки моделей инновационных проектов невозможен без использования специальных методов.

На этапе диагностики  проблемы и формулировки критериев  и ограничений могут применяться  методы ситуационного анализа, моделирования, многокритериальной оценки альтернатив и экспертной оценки альтернатив. [18, c.127]

При реализации инновационных  проектов приоритетными и поддерживаемыми  со стороны государства должны быть те проекты, которые ориентированы  на конечные социально-экономические  результаты. В Приложении 1 приведен рекомендуемый перечень критериев инновационных проектов.

Важно отметить, что показатели верхнего уровня, приоритетные направления - это показатели, важные для уровня народного хозяйства в целом. Они являются обязательными для  оценки и контроля на всех последующих более низких по иерархии уровнях, решающих частные задачи (социально-экономические приоритеты и ключевые проблемы; приоритетные направления НТП; государственные научно-технические программы; проекты, реализующие эти программы). На следующем уровне ключевых проблем (например, обеспечение теплом и энергией) добавляются внутренние автономно используемые на этом уровне характеристики.

В результате формируется  система критериев, которая дает возможность оценить вклад инновационного проекта любого уровня в достижении конечных целей реформ и использовать эту информацию для соответствующего распределения ресурсов на реализацию таких проектов.

Полная оценка инновационного проекта включает в себя анализ всех вышеперечисленных критериев и  основных элементов реализации проекта. [39, c.184]

Информация является необходимым элементом в принятии решений, которые имеют ряд характерных  особенностей для инновационной  деятельности, а именно: разработки планов и программ инновационной  деятельности, организации и мониторинга и наблюдения за ходом разработки инновации и ее внедрения, рассмотрение проектов инноваций, проведение единой инновационной политики, создание целевых групп и т.п.

Для получения полной оценки инновационного проекта экспертам  необходимо оценить каждую позицию, а затем на основе обобщенной оценки принимать решение об эффективности анализируемого проекта.

Для оценки качественных характеристик требуется содержательная информация, состав которой регламентируется соответствующими формами документов (вклад в крупные структурные сдвиги, повышение экономической эффективности, конкурентоспособность на внутреннем рынке, перспективность и др.).

Необходимо отметить, что при реализации инновационных  проектов приоритетными и поддерживаемыми  со стороны государства должны быть те проекты, которые ориентированы на конечные социально-экономические результаты. [34, c.164]

Полная оценка инновационного проекта включает в себя анализ всех вышеперечисленных критериев и  основных элементов реализации проекта, для того чтобы свести полученные результаты в единое целое.

Информация является необходимым элементом в принятии решений, которые имеют ряд характерных  особенностей для инновационной  деятельности, а именно: разработки планов и программ инновационной  деятельности, организации и мониторинга и наблюдения за ходом разработки инновации и ее внедрения, рассмотрение проектов инноваций, проведение единой инновационной политики, создание целевых групп и т.п.

Можно выделить три типа разработок и соответствующих им программ: проекты, по которым имеются готовые образцы, составляют основу рынка инновационных программ, дающих основную практическую отдачу, приоритетные объекты, находящиеся на завершающих стадиях, фундаментальные и поисковые долгосрочные (7-15 лет) ключевые проблемы развития.

В основе оценки эффективности  проекта лежит сравнительный  анализ объема предлагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Сравниваемые величины относятся в  большинстве случаев к различным  временным периодам и поэтому  наиболее важной проблемой в этом случае, так же как и при определении экономической эффективности новой техники и технологии, является проблема сравнивания доходов и затрат и приведения их в сопоставимый вид. Причинами проведения процесса дисконтирования (приведения в сопоставимый вид) могут являться инфляция, нежелательная динамика инвестиций, падение промышленного производства, различные горизонты прогнозирования, изменения в налоговой системе и т.д.

Все методы оценки эффективности  проекта подразделяются на две группы, основанные на дисконтированных и учетных оценках. [26, c.84]

Методами, основанными  на учетных ставках (без дисконтирования) являются период окупаемости (pay back period, PP), коэффициент эффективности инвестиций (average rate of return, ARR) и коэффициент покрытия долга (debt cover ratio, DCR).

Методы оценки эффективности  проекта, основанные на дисконтированных оценках, значительно более точны, так как учитывают различные  виды инфляции, изменения процентной ставки, нормы доходности и др. Это  показатели метод индекса рентабельности (profitability index, PI), чистую стоимость (чистый дисконтированный доход, net present value, NPV), и внутренняя норма доходности (internal rate of return, IRR). Все названные методы оценки проекта представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2 - Методы оценки проекта

 

Многие традиционные методы оценки проекта широко применяются  в финансовой практике, например, метод  окупаемости капиталовложений весьма распространен, но его существенный недостаток – игнорирование будущей стоимости денег с учетом дохода будущего периода и вследствие этого неприменимость дисконтирования. Для реалий российской экономики (инфляция, резкие колебания ставки процента и низкая норма внутренних накоплений) этот метод недостаточно точен. [11, c.172]

Также существует коэффициент  эффективности инвестиций, понимаемый как средний показатель прибыльности за весь период осуществления проекта. Этот коэффициент рассчитывается делением среднегодовой прибыли на среднегодовую  величину инвестиций. Данный показатель сравнивается с коэффициентом рентабельности авансированного капитала.

Метод индекса доходности (PI) ориентирован на анализ отношения суммы приведенных эффектов к величине приведенных капитальных вложений:

 

,

 

где PI – индекс доходности;

Kn - капитальные вложения в n – м году, тг.;

Rn – результаты (доход) в n – м году, тг;

Sn – затраты, осуществляемые в n – м году, тг.

Если индекс доходности больше единицы, то проект рентабелен, а если он меньше единицы, то наоборот неэффективен. [2, c.88]

Метод чистой текущей  стоимости (net present value, NPV). Величина NPV является чистым дисконтированным доходом и определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период. При этом величина дисконта может быть постоянной или переменной. NPV вычисляется по формуле:

 

,

 

где NPV – чистая текущая стоимость проекта;

Rn – результаты на n-м шаге, тг;

Sn – затраты на n-м шаге, тг;

n – горизонт расчета, годы;

r – коэффициент, или норма дисконта.

Эффективность проекта  рассматривается при данной норме дисконта r на основании значений NPV: чем оно больше, тем эффективнее проект. При NPV меньше единицы проект неэффективен.

Метод внутренней нормы  доходности (internal rate of return, IRR) выявляет ту норму дисконта r, при которой величина приведенных эффектов равна величине приведенных капитальных вложений. Проект эффективен, если IRR равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал. [4, c.154]

Расчеты по IRR и NPV могут приводить к противоречивым результатам либо из-за ошибки в выборе требуемой нормы дисконта r, либо разночтением требований инвестора и проектного менеджера к норме дохода. Предпочтение следует отдавать NPV.

Информация о работе Понятие и содержание инновационной деятельности