Преимущества и недостатки малых инновационных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 10:13, контрольная работа

Краткое описание

Реализации стратегии РФ в области развития науки и инноваций тесно связана с активизацией инновационной функции малого предпринимательства. Экономика, которая выбирает инновационный путь развития, не сможет обойтись без основных проводников новых технологий и инноваций, которыми являются малые инновационные предприятия. (2, с.110)
Малое предпринимательство представляет собой существенную структурную часть рыночной экономики, ее массовую базу и интегральный элемент конкурентного рыночного механизма. Без малого бизнеса рыночная экономика не в состоянии ни функционировать, ни развиваться.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Малые инновационные предприятия…………………….………….....…4
2. Роль и значение малых инновационных предприятий……………..……6
3. Преимущества и недостатки малых инновационных предприятий…...11
Заключение……………………………………………………………...…….….17 Список использованных источников……………..……..……………….…......

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная .docx

— 42.81 Кб (Скачать файл)

• относительно более высокая  оборачиваемость собственного капитала и др.

Малые инновационные предприятия  имеют большие возможности в  короткие сроки освоить выпуск мелкосерийной, уникальной продукции, наладить производство новых изделий на современной  технической основе, с меньшими затратами  его перепрофилировать или изменить технологию. Существенна их роль в предоставлении дополнительных услуг по консультированию, наладке и вводу в эксплуатацию новой техники.

Собственники малых предприятий  более склонны к сбережению и  инвестированию, у них всегда высокий  уровень личной мотивации к достижению успеха, что положительно сказывается  в целом на деятельности предприятия. Малые инновационные предприятия  лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто  товары производят по заказу конкретных потребителей.

Именно наличие существенных достоинств обеспечивает предприятиям малого бизнеса, находящимся в условиях куда менее привилегированных и  имеющим гораздо меньше средств  для проведения исследований и разработок, возможность отвоевать свою долю на рынке.

Малый инновационный бизнес можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский  дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа  его участников. Созданию такой атмосферы  в малом инновационном бизнесе  и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном  лице собственника и управленца, характерное  для многих малых предприятий.

Существенным преимуществом  предприятий малого бизнеса является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом  информации на малых предприятиях и  непосредственным общением руководителя и подчиненных. Малые размеры  предприятия обеспечивают ему хорошую  управляемость при сравнительно низких управленческих расходах. Наконец, отметим, что для организации  малого инновационного предприятия  не требуется крупных вложений в  основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции и в целом на эффективности деятельности малого предприятия.

В составе малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, распространение получают специфическая  их форма - рисковый бизнес (рисковые предприятия). Эти организации отличаются небольшой  численностью персонала, высоким научным  потенциалом, гибкостью и целенаправленной активностью. Они в основном занимаются поисково-прикладными исследованиями, проектно-конструкторскими разработками и освоением на их основе новых  видов продукции, технологических  процессов, организационно-управленческих решений. Этим они отличаются от распространенных форм малого бизнеса. Значение рисковых (венчурных) организаций не ограничивается лишь нововведениями. Они формируют  новый инновационно-инвестиционный механизм, соответствующий требованиям  структурной перестройки производства и быстрорастущим общественным потребностям. К преимуществам венчурных организаций  следует отнести то, что, разрабатывая принципиально новые технологии и изделия, они могут одновременно выявлять наиболее перспективные направления  инноваций и тупиковый путь развития исследований, что приводит к значительной экономии ресурсов. Значимость венчурных  организаций состоит так же в  том, что они стимулируют конкуренцию, подталкивая крупные объединения (компании) к инновационной активности.

При осуществлении сравнительного анализа преимуществ и недостатков  малых фирм и крупных промышленных компаний в процессе осуществления  нововведений оказывается, что и те, и другие различаются между собой по целому ряду характерных свойств и признаков.

Так, в области маркетинга малые фирмы обладают хорошей  реакцией на быстро изменяющиеся требования рынка. Однако их продвижение на рынках сдерживается стоимостными барьерами. В то же время крупные компании гораздо лучше приспособлены  для реализации выпускаемой продукции, имеют для этого отлаженную сеть сбыта и сервисные подразделения.

В области управления характерной  особенностью малого бизнеса является отсутствие бюрократической структуры. Динамичные менеджеры-предприниматели  быстро реагируют на новые перспективные  идеи и не боятся идти на риск ради достижения цели. В свою очередь профессиональные менеджеры крупных компаний действуют  на основе выработанной стратегии, что  позволяет им осуществлять эффективный  контроль за развитием в выбранном  направлении. Наряду с этим крупным  компаниям могут быть присущи  издержки излишней бюрократизации. Есть опасность превращения менеджера  в “администратора”, который не замечает долгосрочных перспектив развития.

С точки зрения внутренних коммуникаций малые фирмы имеют  множество эффективных и неформальных каналов. Это позволяет оперативно решать возникающие проблемы, а в  случае необходимости – быстро перестраиваться в соответствии с изменением внешних условий. Крупные компании нередко обладают громоздкой структурой, что может замедлить реакцию на происходящие во внешней среде изменения.

Явным преимуществом крупных  компаний является возможность привлечения  высококвалифицированных технических  специалистов и создание собственных  научно-исследовательских лабораторий. Малые фирмы часто не имеют  для этого достаточных ресурсов.

Крупные компании могут прибегать  к внешней научно-технической  и технологической экспертизе, позволить  себе содержание библиотеки и информационной службы, имеют средства для приобретения важной технической и технологической  информации. Всего этого обычно лишены малые фирмы.

Аналогичная картина наблюдается  и в области финансов. Крупные  компании обычно имеют более легкий доступ к банковским кредитам, диверсифицируют  свои проекты с целью избежать крупного риска, связанного с новыми рынками или технологиями. Малые  фирмы часто испытывают серьезные  трудности с привлечением необходимого капитала, подвержены значительному  финансовому риску.

Большим преимуществом крупного бизнеса является экономия на масштабах  производства и системный подход к организации производства и  сбыта продукции. Эти факторы  нередко образуют высокий барьер на пути развития малого бизнеса.

Серьезной для малых фирм является проблема роста. Здесь проявляются  как трудности с привлечением заемного капитала на быстрое увеличение объемов производства, так и неспособность  в отдельных случаях менеджера-предпринимателя  справиться с возрастающими по мере роста фирмы трудностями. Крупные  фирмы приспособлены к решению  этой проблемы гораздо лучше.

Еще одно их существенное преимущество – это возможность обеспечения патентной защиты своей продукции. Малые фирмы не всегда имеют необходимый для этого опыт, финансовые ресурсы и резервы времени.

Наконец, крупные компании, как правило, имеют собственные  подразделения или службы, что  позволяет им лучше адаптироваться к требованиям правового регулирования со стороны государства. Малым фирмам трудно в полной мере учесть и использовать на практике все возникающие при этом нюансы.

Из представленного сравнения  становится очевидно, что и малый  бизнес, и крупные промышленные компании обладают, с точки зрения освоения научно-технических нововведений, своими характерными преимуществами и недостатками.

Здравый смысл рыночных отношений  подтолкнул те и другие субъекты инновационного процесса к взаимовыгодному объединению  усилий. Этот процесс нашел интенсивное  развитие во второй половине 80-х годов  в связи с формированием “стратегических  альянсов”. (6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, малые предприятия  – специфическая организационная  форма инновационной деятельности, имеющая большое значение как  для развития экономики страны в  целом, так и для удовлетворения индивидуальных потребностей разработчиков  новой техники, создателей инноваций, авторов изобретений и открытий. 

 Малые инновационные предприятия  являются важным компонентом  национальной инновационной системы,  поскольку выступают в качестве  связующего звена между наукой и производством, они являются лидерами в зарождающихся отраслях экономики,  открывают новые сегменты рынка и способствуют развитию уже сложившихся рыночных структур. Они осваивают и внедряют новые технологии, повышают наукоемкость и конкурентоспособность производства.

Зарубежный опыт показывает, что  именно МИП наиболее динамичны, требуют  малых капиталовложений, способствуют быстрой коммерциализации результатов исследований и разработок, а также адаптивны к изменению условий во всех сферах деятельности, что оказывает значительное влияние на ускоренные темпы инновационного развития.

Именно малые фирмы часто  принимают на себя риск при разработке новых продуктов и технологий, превращении знаний в товар, но несмотря на высокую степень риска, связанного с вероятностным характером самих  инноваций, МИП имеют по сравнению с крупными предприятиями достаточно высокие шансы на предпринимательский успех.

 Наличие существенных достоинств  обеспечивает предприятиям малого  бизнеса, находящимся в условиях  куда менее привилегированных  и имеющим гораздо меньше средств  для проведения исследований  и разработок, возможность отвоевать  свою долю на рынке.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1.  Асаул, А.Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций [Эл. ресурс] : Режим доступа: http://www.aup.ru/books /m5/3_2.htm
  2. Гордеев, Д.А. Проблемы развития новых институциональных форм и отношений в инновационной деятельности Российской Федерации / Д.А. Гордеев //Экономическое возрождение России. – 2009. -  № 3
  3. Инновационные процессы в малом предпринимательстве [Эл. ресурс]: Режим доступа: http://www.nisse.ru/business/ article/ article_ 1578.html?effort=1
  4. Карданов, Н. М. Малый бизнес как элемент инновационной среды / Н.М. Карданов  // Управление экономическими системами [Эл. ресурс]: Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs-31-312011
  5. Мухамедьяров, А.М. Инновационный менеджмент: учеб. пособ. / А.М. Мухамедьяров. – 2-е изд. –М.: ИНФРА-М, 2008. - 137 стр.
  6. Рукавицына, М.Н Основы инновационного менеджмента: учеб. пособ. [Эл. ресурс]: Режим доступа: http://abc.vvsu.ru /Books/inn_men 1/page0009.asp

.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Преимущества и недостатки малых инновационных предприятий