Программы Развития Инновационной деятельности в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:26, реферат

Краткое описание

В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворение его потребностей.
Инновационная деятельность — это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность — целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия (фирмы) к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_ПрограммыРазвИнновДеят_в_РК.docx

— 24.07 Кб (Скачать файл)

 В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворение его потребностей.

Инновационная деятельность — это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность — целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия (фирмы) к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления.

Перестройка экономики на рыночных принципах в нашей стране требует обеспечения мирового класса качества производимых товаров, своевременного обновления продукции предприятиями  и максимальной заинтересованности внедрения нововведений; высокой  инновационной активности на базе собственного развивающегося потенциала. Вместе с тем мировая практика показывает, что государственная поддержка инновационной деятельности объективно необходима.

В настоящее время эффективность  инновационной деятельности предприятия  определяется прежде всего наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок.

В большинстве развитых стран  регулирование и стимулирование инновационной деятельности происходит в основном через национальные исследовательские  программы и различные уровни государственного участия. Основополагающим критерием разработки программ является добровольное участие государства, корпораций и фирм, при этом каждый участник руководствуется собственными интересами.

Опыт государственной поддержки инновационной деятельности в развитых странах показывает, что именно государство должно разрабатывать такую инновационную политику, которая обеспечивала бы эволюционный путь к современному рынку.

Важнейшим элементом стимулирования инновационной деятельности со стороны  государства является система контрактных  отношений между государственными институтами в сфере научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

На индустриально-инновационном  форуме в Астане 4 июля Нурсултан  Назарбаев назвал пять тенденций  инновационного развития Казахстана, передает корреспондент Tengrinews.kz.

"Мы не можем сидеть  и надеяться на ресурсы нашей  страны, ничего не делая. Мы видели сами, что получается, когда меняются цены на мировом рынке нефти, газа, металлов. Мы не можем постоянно сидеть и зависеть от этого. Мир ищет сейчас новые виды энергии и будет находить, и мы должны к этому готовиться", - заявил Президент Казахстана.

 Назарбаев обозначил  сверхзадачу по вхождению до 2020 года в число инновационных  экономик мира. "В 2010 году два  из семи процентов роста экономики  дали те 120 предприятий, которые  мы в прошлом году ввели.  В этом году надеемся на 2,6 процента, то есть растет вклад индустрии,  то, что мы сейчас делаем", - привел статистику глава государства.

 Особо важное значение, по мнению Нурсултана Назарабаева, имеют пять позитивных тенденций. Первая - это энергоэффективность, которую дают только новые технологии. "Если предприятие потребляет больше энергии, это отсталое предприятие. Экономия энергии - это не просто экономия. Это показатель уровня предприятия", - отметил Президент.

"В России давно  уже запретили такие лампы  накаливания. Нам тоже придется  такой закон принять. Три завода  по производству энергосберегающих  ламп - это новые технологии, и  нам надо к ним подходить", - призвал к экономии энергии  Нурсултан Назарбаев.

 Вторая тенденция - рост в несырьевом секторе. Машиностроение, по мнению Назарбаева, должно стать сердцевиной процесса. Это и автомобилестроение с новыми технологиями, и вагоностроение. Ввод нового завода позволит вывозить производимую продукцию.

 Третья тенденция - агропромышленный комплекс. Нурсултан  Назарбаев отметил усилия государства  по развитию и стимулированию  овощеводства и остановился на  следующем этапе развития отрасли  - животноводстве. Создание 54 откормочных  площадок должно подтолкнуть  к развитию фермеров. "Вокруг  них возникнут 2700 фермерских хозяйств. Их переработанную продукцию  мы будем впервые экспортировать. Мясо в Россию и другие страны  мира. Это большая и благородная  задача", - заявил Президент.

 Четвертая тенденция  - это проекты, реализуемые в  малом и среднем бизнесе. "Наша  задача - чтобы малый и средний  бизнес выпускал больше половины  продукции Казахстана", - заявил  Президент Казахстана. Он привел  пример Германии, где 85 процентов  всей выпускаемой продукции приходится  именно на МСБ. За счет этого  они меньше других пострадали  от кризиса.

"Самое главное - свое  дело иметь, кормить семью и  помогать государству. Этот человек  будет ценить страну, этот человек  будет уважать стабильность, этот  человек будет уважать стабильность  законов. И будет укрепляться  государство. Не просто малый  бизнес. Малому и среднему бизнесу  есть что терять. Поэтому это  принципиально важная политическая  задача", - обозначил приоритет  глава государства. 

 Пятая тенденция - это  производительность труда, которая  должна неуклонно расти, что  повлечет автоматически за собой  рост доходов людей. "В 2010 году  один работник обрабатывающей  промышленности страны производил  продукции на 45 тысяч долларов. Это  в полтора раза рост. А если  по всему Казахстану взять,  то мы не выходим за 9 тысяч.  Это, наверное, самый худший в  мире показатель", - сказал Назарбаев.

 Причем, рост дают именно  индустриальные проекты. К примеру,  на производстве электровозов  показатель равен 90 тысячам долларов.

 Не обошел стороной  глава государства и сельчан.  Для них предусмотрены различные  меры поддержки. От микрокредитования  на создание собственного подсобного  хозяйства до переезда в города  и другие населенные пункты, где  люди смогут получить необходимые  знания и навыки за счет  государства, для того чтобы  устроиться на работу. Президент  упомянул и о программе народного IPO, детали которой сейчас разрабатываются в правительстве.

 Завершая свое выступление,  Нурсултан Назарбаев еще раз  особенно подчеркнул, что иного  пути, кроме инновационного развития, у Казахстана попросту нет. "Весь  мир конкурирует, борется. Смотрите, как все кипит. Если мы не  будем заниматься инновациями,  наукой, производить новейшую продукцию,  мы не сможем конкурировать,  отстанем", - сказал Президент  Казахстана.

 Говоря об экономических  показателях, глава государства  остановился на том, что выход  всех новых производств на  полную мощность принесет более  730 миллиардов тенге инвестиций, создание более 25 тысяч новых  рабочих мест. Всего Карта индустриализации  состоит из 430 проектов на 8 триллионов  тенге.

Для появления рынка инноваций прежде всего, на мой взгляд, нужно создать благоприятную «среду обитания» для самого рынка и его участников. Это предполагает государственную поддержку субъектов инновационной деятельности и наличие сформулированных приоритетов и инструментов их достижения.

Эффективность существующей инновационной системы в Казахстане, на мой взгляд, невысокая. В качестве подтверждения достаточно сказать, что инновационная активность предприятий  Казахстана в 2010 году составила всего 4,3%. Для сравнения: доля инновационно активных предприятий в США составляет около 50%, Турции — 33, Венгрии — 47, Эстонии — 36, России — 9,1%.

 Доля казахстанской  наукоемкой продукции на мировом  рынке практически равна нулю. Для сравнения: доля наукоемкой  продукции России на мировом  рынке наукоемкой продукции составляет 0,3–0,5%, стран Европейского союза  — 35, США — 25, Японии — 11, Сингапура — 7, Южной Кореи  — 4, Китая — 2%. Доля страны  на мировом рынке наукоемкой  продукции является обобщающим  показателем эффективности научно-технической  и инновационной деятельности.

 В качестве причин, сдерживающих ускоренный переход  Казахстана на инновационный  путь развития, можно назвать  низкий уровень модернизации  основных средств. По данным  Агентства РК по статистике, степень  износа основных средств на конец 2009 года в Казахстане составила 37,9%, в том числе в горнодобывающей промышленности — 39,1%, обрабатывающей — 46,7, сельском хозяйстве — 13,9,0, строительстве — 34,6, на транспорте — 30,6%.

 В технологической структуре экономики Казахстана все еще преобладает третий уклад, так как его доля в ВВП составляет 50–6 %, доля предприятий второго уклада — 10%, четвертого — не превышает 30%. С низким техническим уровнем, высокой степенью износа основных средств связана низкая производительность труда, высокая материало- и энергоемкость отечественного производства. По уровню затрат электроэнергии на 1 доллар ВВП, а также по производительности труда в отраслях экономики Казахстан отстает от индустриально развитых стран более чем в 7–10 раз.

 С 2010 года началась  полномасштабная работа в этом  направлении, заработали механизмы  государственного финансирования  инновационной деятельности. До  этого основной проблемой создания  такого рынка являлась модель  возвратности государственных денег,  вложенных в науку и технику.  Такая модель серьезно мешала  инновационным процессам на пути  к малому и среднему бизнесу.  Инноваторам приходилось отвлекаться на бизнес-планирование своих проектов, заниматься вопросами оптимизации затрат, изучать финансовую и юридическую грамотность, одним словом, тем, что в итоге отнимало время и выделенные средства.

 Начиная с 2010 года  политика государства начала  стимулировать субъекты инновационной  деятельности путем создания  необходимых условий и финансирования, на базе технопарков, бизнес-инкубаторов и иных инновационных структур. Научно-технические процессы, безвозмездно финансируемые государством, быстрее взаимодействуют с бизнесом, что в итоге позволит создать тот самый инновационный рынок.

 Инновационному предпринимательству  также необходимы ощутимые преференции,  поддерживающие мотивацию для  постоянного развития. Необходимы  различные послабления вновь  создаваемым инновационным предприятиям, защитные меры в сфере импорта  и экспорта. Одним словом, надо  дать возможность отечественному  рынку инноваций встать на  ноги. Кроме того, необходимо заинтересовать  традиционный бизнес вкладывать  деньги в инновации и отечественные  технологии. Бизнес не особо доверяет  различным бумажным заключениям  и актам испытаний, подписанным  экспертами. Для него критерием  успешности является высокий  спрос продукции на рынке.

 Инновациям в нынешнем  виде будет нелегко рядом с  такими бизнес-моделями, основанными  на принципе «заработал = продал минус купил». В данной ситуации снова нужна будет поддержка государства. С 2012 по 2014 год планируется массовое внедрение инноваций, полученных на базе технопарков, а также путем трансферта технологий. Должны заработать офисы коммерциализации, созданные в 2011 году.

Таким образом, на мой взгляд, ответом на этот вопрос должно стать  решение следующих моментов.

1. Налоговые и иные  преференции субъектам инновационной  деятельности, внедряющим отечественные  технологии, либо перевод их в  свободные экономические зоны.

2. Поддержка государства  в виде пошлин на импорт  однородной иностранной продукции.

3. Необходимо объяснить  крупному бизнесу, что понятие  «правильно» лучше, чем «легко».  Малый и средний бизнес тоже  надо стимулировать брать отечественные  разработки, ибо они привыкли  почти все приобретать в Китае  или России.

4. Доступ на многомиллионные  потребительские рынки Таможенного  союза, учитывая низкую налоговую  нагрузку, либо нулевая ставка  при экспорте готовой инновационной  продукции. Так она сможет стать  конкурентоспособной.

5. Трансферт только самых  перспективных технологий в приоритетные  секторы экономики, избегая засилья  устаревших технологий старше  десяти лет.

6. Постоянное повышение  квалификации действующих проектных  менеджеров, совершенствование их  навыков по созданию успешных  инновационных стартап-компаний.

 


Информация о работе Программы Развития Инновационной деятельности в РК