Развитие инновационных технологических центров в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 12:32, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является рассмотрение инновационной структуры России и перспектив её дальнейшего развития. На основе этой цели я сформировала задачи:
1. Рассмотреть понятия инноваций, инновационной инфраструктуры, инновационных центров и их видов.
2. Подробно рассмотреть организации, занимающиеся инновационной деятельностью.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ................................................................................................................................4
1.1 ЧТО ТАКОЕ ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА..............................................4
1.2 ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ..................................................................................................4
1.3 ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.................8
1.4 СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ..............................................16
1.5 ИННОВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА РФ..............................................................................18
Выводы...................................................................................................................19
Глава 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ РОССИИ.................................................19
2.1. ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «СКОЛКОВО»................................................................19
2.2. ЦЕНТР ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ МГУ им. М. В. Ломоносова...........................27
Выводы...................................................................................................................31
Заключение............................................................................................................33
Список использованной литературы...................................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

полный реферат без титульника печать.docx

— 268.63 Кб (Скачать файл)

 

План:

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Инновационная инфраструктура РОссийской федерации................................................................................................................................4

1.1 ЧТО ТАКОЕ ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА..............................................4

1.2 ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ..................................................................................................4

1.3 ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.................8

1.4 СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ..............................................16

1.5 ИННОВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА РФ..............................................................................18

Выводы...................................................................................................................19

Глава 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ РОССИИ.................................................19

2.1. ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «СКОЛКОВО»................................................................19

2.2. ЦЕНТР ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ МГУ им. М. В. Ломоносова...........................27

Выводы...................................................................................................................31

Заключение............................................................................................................33

Список использованной литературы...................................................................34

 

 

Введение

 

Формирование национальных инновационных систем (далее –  НИС) в практике мирового развития стало  свидетельством перехода от исчерпавшей  себя индустриальной модели экономики  к постиндустриальной. Наука и  образование, сфера разума превращаются в определяющие факторы экономического роста. При оценке конкурентоспособности  продукции на первое место перемещаются её межстрановые технологические преимущества.

Актуальность выбранной  темы очевидна. Российская федерация  издавна располагает значительным интеллектуальным и научно-техническим  потенциалом, способным на высоком  уровне решать научные проблемы в  интересах народного хозяйства  и социальной сферы, дальнейшего  развития образования и культуры. Эффективное использование этого  потенциала рассматривается руководством страны как важнейший фактор устойчивого  социально-экономического развития государства, повышения конкурентоспособности  национальной экономики на базе развития передовых производственных технологий и внедрения инноваций.

В отличие от стран-мировых  лидеров инновационная сфера  нашей страны отличается повышенной заинтересованностью в развитии НИС. Необходимым условием реализации перехода страны на инновационный путь социально-экономического развития является развитие инновационной системы (НИС), предполагающей формирование эффективно действующего механизма генерации, распространения и использования  знаний международного научно-технического сотрудничества.

Целью моей работы является рассмотрение инновационной структуры  России и перспектив её дальнейшего  развития. На основе этой цели я сформировала задачи:

1. Рассмотреть понятия  инноваций, инновационной инфраструктуры, инновационных центров и их  видов.

2. Подробно рассмотреть  организации, занимающиеся инновационной  деятельностью.

 

 

ГЛАВА 1. Инновационная инфраструктура РОссийской федерации

 

    1. ЧТО ТАКОЕ ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Инновационная инфраструктура - совокупность субъектов инновационной инфраструктуры, осуществляющих материально- техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение инновационной деятельности.

Задачи инновационной  инфраструктуры:

1. отбор проектов на  основе системы объективной экспертизы  создание благоприятных стартовых  условий для развития малых  инновационных технологически ориентированных  фирм;

2. поддержка механизмов  взаимодействия с крупными центрами;

3. формирование материально-технической  базы для создания и развития  малых инновационных фирм;

4. создание информационных  сетей обеспечивающих развитие  малых фирм, возможность их подключения  к международным сетям;

5. обучение предпринимательству  в научно-технической сфере и  т. д.

 

1.2 ИННОВАЦИОННАЯ  ПОЛИТИКА В РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ  СТРАНАХ: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ

 

По выводам экспертов  ЮНКТАД «процессы технологических  изменений в развитых странах, в  которых транснациональные корпорации производят новые знания, коренным образом отличаются от аналогичных  процессов в развивающихся странах, где инновационная деятельность проявляется главным образом  в том, что предприятия учатся осваивать, адаптировать и совершенствовать технологии, которые уже существуют в технологически более передовых  странах. Из этого следует, что инновационная  политика в развивающихся странах  должна отличаться от такой же политики в странах, выступающих технологическими лидерами. А именно, данная политика в развивающихся странах должна заключаться не в создании потенциала для изобретения новых продуктов  и процессов, а в сокращении отставания от более передовых в технологическом отношении стран. Иными словами, главная задача для развивающихся странах заключается в изучении и освоении процессов , используемых в технологически наиболее передовых странах, а не в том, чтобы собственными силами в условиях ограниченных и явно недостаточных ресурсов создавать потенциал для изобретения этих новых продуктов и процессов.

В контексте технологического навёрстывания процесс инновационной  деятельности в какой-либо стране в  решающей степени зависит от её связей с остальным миром. Приобретение технологии странами, следующими за лидерами, зависит от передачи технологии. В  рамках данного процесса доступ к  иностранной технологии равнозначен  её эффективному использованию. Такой  доступ может быть максимально увеличен благодаря открытию экономики для  внешнего мира и иностранных инвестиций в сочетании с вложением ресурсов в образование, науку, а также  расширением доступа к Интернету  и поощрением конкуренции между  международными поставщиками телекоммуникационных услуг. На практике вполне очевидно, что  приобретение и освоение иностранной  технологии связано с затратами  и рисками и что успех зависит  от технологических усилий различного рода – инвестиций в технологические  преобразования, - а также развития умений и навыков на уровне предприятий.

Нынешней научной  политике России не удалось не только сохранить положительные элементы советской инновационной системы, но и создать новые структуры  производства научно-технологического знания и инновационных продуктов  и услуг. Несмотря на увеличение внутренних затрат на исследования и разработки (ИиР) c 1,05% ВВП в 2000 г. до 1,24% ВВП в 2009 г. при среднем ежегодном росте экономики около 5,5% в этот период, количество исследователей продолжает неуклонно сокращаться. По данным Росстата, количество исследователей на миллион населения сократилось с 7266 человек в 1991 г., 2912 человек в 2000 г. до 2602 человек в 2009 г. При этом по данным Всемирного экономического форума, Россия занимает 82 место по уровню ‘оттока мозгов’, уступая Замбии, Польше, Нигерии и другим странам. 22% взрослого населения России хотели бы эмигрировать из России, а среди представителей среднего класса в возрасте от 25 до 39 лет таковых около трети (Треть обеспеченных россиян хотят уехать за границу. Росбалт, 12.07.2011). 
 
Частный сектор также неохотно инвестирует в высокорисковые активы и проекты на территории Российской Федерации. По данным Росстата, компании финансировали 18,7% внутренних затрат на исследования и разработки в 2000 г. и 19,5% в 2009 г. В то же время в развитых странах этот показатель достигает 50-80% от затрат на ИиР. При этом большая часть потерь персонала, задействованного в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР), была также зафиксирована в частном секторе. В то время как компании сократили количество соответствующих рабочих мест на 26,8% (с 590646 занятых в 2000 г. до 432415 занятых в 2009 г.), число занятых в ИиР в госсекторе увеличилось на 1,8% и в некоммерческом секторе на 260% (Скачок числа занятых в ИиР в некоммерческом секторе произошел после 2006 года, что скорее всего связано с ужесточением российского законодательства для иностранных некоммерческих организаций (НКО) – Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 18-ФЗ – которое, однако, привело к росту числа НКО отечественного происхождения, возможно, связанных с или учрежденных государством). 
 
Судя по всему, эти процессы необратимо ведут к потере Россией своего инновационного потенциала, как унаследованного от Советского Союза, так и сформировавшегося в последние два десятилетия вопреки печальному состоянию отечественной науки и катастрофическому недостатку внимания к ней со стороны государства. Уровень экспорта высокотехнологичной продукции остается весьма низким: 4,6 млрд долл. США в России против 8,3 млрд в Бразилии, 10,1 млрд в Индии и 348,3 млрд в Китае в 2009 году. Российский экспорт продолжает быть большей частью сырьевым. По данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2009 году 66,65% экспорта составили энергетические ресурсы и только 5,83% были обеспечены за счет продукции  машиностроения. 
 
Учитывая эти недостатки современной инновационной системы Российской Федерации, органы госудаственной власти ведут усиленную работу по разработке политических решений, способных в корне изменить сложившуюся ситуацию, диверсифицировать экономику страны и перевести ее на «инновационные рельсы». При этом они часто прибегают к советам западных экспертов и организаций. Так, в июне 2011 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с Министерством образования и науки России подготовила Обзор инновационной политики Российской Федерации. Всемирный экономический форум также постоянно проводит оценку научно-технического потенциала нашей страны в ежегодных отчетах о конкурентоспобности стран мира (Global Competitiveness Report).

Следуя рекомендациям  западных специалистов, в последнее  время Российская Федерация реализовала  несколько инициатив, направленных на поддержку инновационной деятельности университетов и научно-исследовательских  институтов. В том числе был  принят закон, разрешающий создание малых и средних предприятий. Однако, по словам академика РАН  Сергея Алдошина, этот закон не позволяет  в полной мере создать условия  для инновационной деятельности академических учреждений. «Одним из основных недостатков является несовершенство налогового законодательства, которое  вынуждает университеты и научно-исследовательские  институты, получившие патент на какое-либо изобретение или открытие, сразу  платить за него налог, что является неприемлемым при стоимости разработки в десятки или сотни миллионов  рублей и крайней неопределенности рынка инновационных товаров  и 

услуг. »1

На сегодняшний  день основное препятствие на пути эффективного инновационного развития Российской Федерации видится не в недостатке финансирования академического сектора, а в не отвечающих требованиям  времени институциональных и  культурных условий научной деятельности.

 

 

 

 

 

 

1.3 ИННОВАЦИОННАЯ  ИНФРАСТРУКТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
Инфраструктура  инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции.  
В настоящее время в России зарегистрировано более 80 технопарков, еще больше - инновационно-технологических центров, более 100 центров трансфера технологий, 10 национальных инновационно-аналитических центров, 86 центров научно-технической информации, свыше 120 бизнес-инкубаторов, 15 центров инновационного консалтинга и другие организации инновационной инфраструктуры. Национальный информационно-аналитический центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем (НИАЦ МИИРИС http://www.miiris.ru/) в настоящее время поддерживает информацию о 688 организациях инновационной инфраструктуры.  

К интернет-ресурсам, предоставляющим информацию об инновационной инфраструктуре и инновационной деятельности в Российской Федерации, можно отнести:  
 
Федеральный портал по научной и инновационной деятельности (www.sci-innov.ru) - информационный портал, открывающий доступ к важнейшим документам по научной и инновационной деятельности. Содержит ссылки на основные организации, связанные с осуществлением этой деятельности. Дает информацию о содержании и ходе выполнения ФЦП.  
 
Портал информационной поддержки инноваций и бизнеса «Инновации и предпринимательство» (www.innovbusiness.ru). На портале размещена база данных по инновационным проектам, содержатся аналитические материалы, освещающие основные вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, занимающиеся инновационной деятельностью.  

Центры трансфера  технологий (ЦТТ). В 2003 году в шести федеральных округах были созданы первые центры трансфера технологий (ЦТТ) на базе институтов РАН, университетов и государственных научных центров Российской Федерации. ЦТТ были призваны стать тем недостающим звеном инфраструктуры, которое квалифицированно, на правовой основе обеспечит коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, получаемых при использовании бюджетных средств. В первую очередь – через создание малых высокотехнологичных предприятий и заключение лицензионных соглашений.  
 
В настоящее время, по сведениям Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем, в стране насчитывается более 100 ЦТТ, большая часть которых создана Минобрнауки России. Более 60% центров приходится на Центральный, Приволжский и Северо-Западный федеральные округа.  
 
Особые экономические зоны (ОЭЗ) являются перспективным механизмом государственно-частного партнерства и стимулирования инвестиций. Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предусмотрено предоставление резидентам ОЭЗ таможенных льгот, освобождение от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога в течение 5 лет с момента регистрации в качестве резидентов ОЭЗ, значительное снижение ставки единого социального налога. В соответствии с законом на территории России могут создаваться ОЭЗ трех типов – промышленно-производственные, туристско-рекреационные и технико-внедренческие. Именно технико-внедренческие ОЭЗ должны стать одним из важных инструментов инновационного развития , предусматривающего ГЧП в инновационной сфере. В 2005 году победителями конкурса по выбору технико-внедренческих ОЭЗ стали 4 региона России: Москва (Зеленоград), Санкт-Петербург, Московская область (Дубна) и Томск. В 2007 году завершены основные работы по созданию инфраструктуры ОЭЗ – инженерных сетей, включая информационно-коммуникационные сети, и транспортных коммуникаций. Получение статуса резидента ОЭЗ осуществляется на конкурсной основе. 

Консалтинговая  инфраструктура

Следующий блок инфраструктурных предприятий включает консалтинговые организации. Важность этих структур для  обеспечения инновационной деятельности заключается в том, что инновационная  деятельность имеет много специфических  особенностей, знание которых приобретаются  только с практическим опытом. Создание малых инновационных предприятий (МИП) "непрофессиональными" менеджерами  приводит к тому, что выживаемость таких предприятий обычно бывает невысока. Поэтому обеспечение доступа  к профессиональным консультациям  представляется одним из средств  повышения эффективности использования  средств, направляемых на инновационное  развитие. Комплексным решением многих из этих вопросов призваны заниматься центры (офисы) трансфера технологий. В настоящее время ЦТТ создаются, как правило, при крупных вузах  и академических институтах. Гораздо  слабее развита сеть ЦТТ в отраслевых институтах и государственных научных  центрах (ГНЦ), хотя именно они обладают наиболее значительным заделом в  области разработки новых технологий. Сеть ЦТТ на начало 2005 г. насчитывает  около 50 организаций и продолжает интенсивно развиваться. ЦТТ создаются  либо как структурные подразделения  организаций, обладающих инновационными разработками, либо как самостоятельные  юридические лица. И тот, и другой вариант имеют как преимущества, так и недостатки. Пока существующий опыт работы недостаточен, для того, чтобы говорить о том, какой из вариантов организации ЦТТ более  предпочтителен.

Информация о работе Развитие инновационных технологических центров в России