Разработка инновационного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 23:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: охарактеризовать поддержку государством инновационной деятельности.
Предмет исследования: инновационная деятельность и инновационный менеджмент.
Объект исследования: поддержка государством инновационной деятельности.
Основные задачи исследования, сформулированные в соответствии с поставленной целью:
Рассмотреть правовой аспект формирования инновационной деятельности в государстве.

Содержание

Введение --------------------------------------------------------------------------------3стр.
Глава 1.Основные аспекты поддержки инновационной деятельности----6 стр.
1.1 Правовая поддержка ------------------------------------------------------------ 6 стр.
1.2 Формирование инфраструктуры инновационной деятельности в Российской Федерации ------------------------------------------------------------- 9 стр.
Глава 2.Активация инновационной деятельности в регионах РФ-------- 13 стр.
Глава 3. Состояние инновационного процесса в РФ------------------------- 17 стр.
3.1 Перспективы развития -------------------------------------------------------- 17 стр.
3.2 Состояние инновационной базы РФ---------------------------------------- 18 стр.
Глава 4.Иновационная стратегия ----------------------------------------------- 20 стр.
4. 1.Роль предприятия в инновационной стратегии------------------------ 20 стр.
4.2 Классификация --------------------------------------------------------------- 20 стр.
Глава 5.Разработка инновационного проекта -------------------------------- 24 стр.
5.1 Аргументирование проекта. Резюмирование ---------------------------- 24 стр.
5.2 Характеристики ---------------------------------------------------------------- 25 стр.
Заключение--------------------------------------------------------------------------- 28 стр.
Список использованной литературы-------------------------------------------- 30 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик инновации.docx

— 44.16 Кб (Скачать файл)

 

     Но в рыночной  экономике финансированием инновационного  процесса должны, прежде всего,  заниматься сами компании-производители.  К сожалению, у российских производителей  потребительских товаров и услуг  инвестиционные возможности в  подавляющем большинстве случаев  отсутствуют. Хотя некоторые из  них смогли бы уже сейчас  взять банковские кредиты для внедрения в производство перспективных разработок, но финансировать НИОКР самостоятельно они пока не в состоянии. Парадокс заключается в том, что наши производители потребительских товаров должны сначала наладить выпуск конкурентоспособных товаров, и только потом они смогут полученные средства частично использовать для финансирования своей инновационной деятельности.

 

     Таким образом,  для финансового обеспечения  разработки новых конкурентоспособных  потребительских товаров и услуг  на данном этапе развития России  остается практически единственный  путь - создать условия для привлечения  на эти цели частного российского капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Активация инновационной деятельности в регионах Российской Федерации.

 

     Коммерциализация  технологий немыслима без инвестиций, а вместе они выстраиваются  в схему, обязательными компонентами  которой должны быть: перспективные  технологии, рынок перспективного  труда, кадры, финансы, а также  инфраструктура, базовыми элементами  которой являются организации,  удовлетворяющие определенному  набору требований.

     Не требуется  специально обосновывать тезис  о том, что именно территориальные  административно-хозяйственные комплексы  должны являться активными субъектами  реализации общегосударственной  хозяйственной (в т.ч. инновационной).

 

     Регионы, в  силу их близости к непосредственной  хозяйственной деятельности, должны  двигаться не в фарватере, а  в авангарде формируемой государством  политики, предлагая и даже навязывая  центру конкретные формы и  механизмы реформирования и стимулирования  хозяйственной деятельности. Именно  так давно обстоит дело в  стабильно развивающихся странах.

 

     Имеющаяся  и формируемая в регионах инфраструктура  научно-технической и инновационной  деятельности очень неэффективна  именно в части влияния на  региональную инновационную политику. Представительства центральных  органов управления, занимаясь исполнением  соответствующих их профилю функций,  практически не координируют  свою деятельность друг с другом  и лишь эпизодически взаимодействуют  с местной властью. То же  характерно и для различных  центров содействия бизнесу, бизнес-инкубаторов и подобных им структур, созданных инициативно или за счет средств международных фондов. Их деятельность также разобщена, их влияние на общерегиональную инновационную обстановку минимально, да и занимаются они не столько инновационной, сколько хозяйственной деятельностью вообще, что позволяет им как-то сводить концы с концами.

 

     Эффективная  политика базируется на объективном  анализе хозяйственной ситуации, трезвой оценке имеющихся ресурсов  и возможностей, ориентируется на  достижимые, а не фантастические  цели, свободна от идеологов и  мифов. Учитывая тяжелейшую экономическую  ситуацию в стране вообще и  в научно-производственном секторе  в частности, при разработке  региональной инновационной политики  необходимо использовать максимально  прагматичные подходы. Необходимо  жестко определить первоочередные  цели региона в инновационной  сфере, соразмерные с наличными  возможностями

 

     Приходится  констатировать, что ни региональные  власти, ни крупный бизнес - потенциальные  субъекты «большой» инновационной  политики - сыграть свои роли локомотивов  инновационной сферы в настоящее  время объективно не могут.  Первые - по причинам реальной  перегрузки от перманентного  латания дыр в социальной и  коммунальной сферах регионов  и отсутствия свободных ресурсов, вторые - из-за естественной ориентации  на другие виды деятельности, экономически заметно более привлекательные  сегодня, чем инвестиции в технологические  проекты и наукоемкое производство. Очевидно, что интересы и возможности  активно влиять на инновационные  процессы у названных региональных  субъектов могут возникнуть не  ранее, чем начнутся реальные  процессы стабилизации и роста  в производственных секторах хозяйства. Другими словами, объективных условий для полнокровного развертывания инновационных процессов в регионах сегодня еще нет. Единственным реальным движением в региональной инновационной сфере могут быть лишь локальные шаги, осуществляемые в пределах имеющихся возможностей отдельными субъектами инновационного предпринимательства, бизнес-центрами, малыми фирмами, научными организациями или учебными институтами, осознающими необходимость создания интеллектуальной базы и организационных основ для будущего оформления полноценной региональной инновационной политики. С этой точки зрения, безусловно, полезным могло бы быть инициирование в регионах аналитической и проектной работы, направленной на обследование реального инновационного потенциала территориальных комплексов, выявление и вовлечение активных субъектов инновационного предпринимательства, определение истинных проблем в нормативном, организационном, ресурсном, кадровом его обеспечении, разработку механизмов и вариантов их решения.

 

     Такая деятельность, конечно, еще не начало регионального  инновационного развития, но одно  из важнейших условий его обеспечения  в будущем. И поэтому, а также  ввиду относительно небольших  затрат, требуемых для осуществления  такого аналитического этапа,  именно региональная власть должна  была бы выступить в качестве  его заказчика и организатора. Но для этого в административных  структурах должна быть преодолена  традиционная их ориентации на  взаимодействие лишь с крупными  «базовыми» предприятиями регионов  и недооценка значимости инфраструктуры. Альтернативой такому варианту  может быть инициатива имеющихся  инновационных структур, объединяющих  собственные ресурсы и возможности.  Однако реализация такого сценария  требует преодоления другого негативного фактора - инерции дезинтеграционных процессов, преобладавших в хозяйственной среде все последние годы и породивших у ее субъектов стремление к индивидуальным формам деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 Глава3. Состояние инновационного процесса в Российской Федерации. 3.1 Перспективы развития.

 

 

     В передовых  странах разработка и внедрение  технологических инноваций является  решающим фактором социального  и экономического развития, залогом  экономической и национальной  безопасности.

 

     Производственный  потенциал многих развивающихся  стран сосредоточен на начальных  стадиях цикла: в ресурсодобывающей  и перерабатывающей промышленности. Если развитые страны имеют  избыточные мощности в обрабатывающей  промышленности и производстве  конечной продукции, значительная  доля которых экспортируется, то  развивающиеся страны экспортируют  первичные ресурсы, энергоносители  и продукты их переработки,  импортируя конечную продукцию  перерабатывающей и обрабатывающей  промышленности. Такой тип технологической  структуры в мировой практике  принято называть колониальным.

 

     Вместе с  тем некоторые промышленно развитые  страны имеют достаточно развитую  добывающую промышленность, а ряд  развивающихся стран обладает  вполне современными технологиями  в обрабатывающей промышленности  и производстве конечной продукции.

 

     В настоящее  время скорость, объём и глубина  инновационного процесса во многом  определяют экономический и политический  вес страны на мировой арене.  Так в недавнем выступлении  Николя Саркози, нового президента  Франции, он особо отметил,  что видит главную роль в  наращивании национальной мощи Франции в глубоких социальных и экономических изменениях. Он в частности сказал - «21 век - век изменений. Те, кто не смогут успеть за постоянно растущими темпами глобальных изменений в мире останутся на обочине истории». Не больше, не меньше!»

 

     И в нашей  стране, благодаря удачной конъюнктуре  сырьевых мировых рынков, оказалось  возможным включиться в мировой  инновационный процесс. В России  наблюдаются рост темпа внедрения  инноваций в общественной, духовной, экономической и политической  сферах. И самое главное с приходом  нового поколения людей на  руководящие должности, существенно  снизился уровень «страха пред нововведениями».

    

 

 

              3.2 Состояние инновационной базы Российской Федерации.

 

Не смотря на то что, в  настоящей исторической перспективе, наблюдаются положительные макроэкономические тенденции, общий уровень экономики  страны похож, всё ещё, на колониальную экономику развивающихся стран, имеющих ресурсную ориентацию. Правда в отличие от этих стран Россия располагает весьма значительными  мощностями в обрабатывающей промышленности и в сфере обороны.

 

     После изменения  государственного строя в 1991 году  и ускоренного перехода России  к рынку состояние и изменения  технологической структуры экономики страны практически не интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно развитые государства, стали воспринимать нас как развивающуюся страну.

 

     В результате  замедлилось обновление производственных  мощностей, нарушились кооперационные  связи. Если принять во внимание, что переход к рынку сопровождался  практически насильственной приватизацией,  то становится ясно, почему в  России в два раза сократился  ВВП, резко снизились объемы  промышленного производства. Целесообразно  оценить деятельность хозяйствующих  субъектов, направленную на выполнение  задач, сформулированных президентом  России в Послании Федеральному  Собранию, с учетом их научно-технического  потенциала. Показатели в основном  неутешительные: численность специалистов, занятых научно-техническими исследованиями  и разработками составляет 895 тысяч  человек, по данным на 2008 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Глава 4.Иновационная стратегия

4. 1.Роль предприятия  в инновационной стратегии

 

Одной из основных характеристик  современного экономического развития является его неравномерный характер, обусловленный процессом периодического замещения технологий, созданных  на основе передовых на определенном этапе времени научно-технических  разработок.

 

     Стратегия  направлена на наращивание научно-технического, инновационного и производственного  потенциала в перспективных направлениях  постиндустриального развития, что  должно способствовать получению  в будущем принципиальных конкурентных  преимуществ.

                                   

 

                                    4.2 Классификация.

 

    Сегодня в условиях второго этапа НТР решающее значение в обеспечении конкурентоспособности фирмы играют инновации. В термин «инновация» вкладывают два понятия. Инновация - это, во-первых, новшество, т.е. новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств.

Инновация создается в  результате исследований и открытий, материализует научные и практические решения. Ее основное свойство - новизна, которая оценивается как по техническим параметрам, применимости, так и с рыночных позиций по коммерческой результативности.

  1. Классификация инноваций.

Можно дать следующую классификацию  инноваций.

 

     По масштабам  распространения инновации могут  быть мировыми, национальными, отраслевыми,  локальными, связанными с предприятием  или его отдельным подразделением.

     По сфере применения различают инновации в производство, управление, рынок, потребление и пр.

 

     По видам  инновации бывают научными, техническими, технологическими, экологическими, экономическими. В последнем случае, например, речь  может идти об освоении нового  рынка сбыта, источника ресурсов, метода стимулирования.

    По характеру генерирования и внедрения различают быстрые, замедленные, затухающие, равномерные, скачкообразные, нарастающие инновации.

    По степени прогрессивности инновации можно разделить на делающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор); модифицирующие, улучшающие что-то внутри существующих систем, обеспечивающие адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде и их поддержку; комбинированные.

 

     По характеру  связи с предшествующими образцами  инновации могут быть открывающими  новые направления в человеческой  деятельности (например, самолет); заменяющими (электровоз и тепловоз вместо паровоза); отменяющими (бумага вместо пергамента); возвратными (современные парусные суда, дирижабли); имитирующими, в том числе ретроспективными, возвращающими к исходным идеям, модулям, конструкциям (образцы моды).

 

     По целям  выделяются следующие виды инноваций:  для восстановления и сохранения  функций существующей системы  и ее основных свойств; для  временного приспособления системы  к количественным изменениям  среды; для коренной перестройки  системы и создания ее нового  варианта (с изменением всех или  большинства первоначальных свойств)  при сохранении прежнего функционального  принципа, позволяющего приспособить  ее к качественным изменениям  среды; для создания системы  нового вида, что предполагает  ее качественные изменения, но  при сохранении прежнего принципа  функционирования; для создания  системы нового рода путем  коренного изменения принципа ее функционирования.

 

     По результативности  инновации делятся на завершенные  и незавершенные, успешные и  неуспешные. Нововведение, например, не  считается завершенным, если останавливается  на какой-либо промежуточной стадии.

 

     По степени  новизны (новизна - совокупность  свойств, характеризующих радикальность  изменений объекта) инновации  можно рассматривать как абсолютные (нет аналогов) и относительные.  Последние могут быть частичными (отдельные новые элементы) и условными  (новое сочетание прежних элементов.

Информация о работе Разработка инновационного проекта