Но в рыночной
экономике финансированием инновационного
процесса должны, прежде всего,
заниматься сами компании-производители.
К сожалению, у российских производителей
потребительских товаров и услуг
инвестиционные возможности в
подавляющем большинстве случаев
отсутствуют. Хотя некоторые из
них смогли бы уже сейчас
взять банковские кредиты для внедрения
в производство перспективных разработок,
но финансировать НИОКР самостоятельно
они пока не в состоянии. Парадокс заключается
в том, что наши производители потребительских
товаров должны сначала наладить выпуск
конкурентоспособных товаров, и только
потом они смогут полученные средства
частично использовать для финансирования
своей инновационной деятельности.
Таким образом,
для финансового обеспечения
разработки новых конкурентоспособных
потребительских товаров и услуг
на данном этапе развития России
остается практически единственный
путь - создать условия для привлечения
на эти цели частного российского
капитала.
Глава 2. Активация
инновационной деятельности в регионах
Российской Федерации.
Коммерциализация
технологий немыслима без инвестиций,
а вместе они выстраиваются
в схему, обязательными компонентами
которой должны быть: перспективные
технологии, рынок перспективного
труда, кадры, финансы, а также
инфраструктура, базовыми элементами
которой являются организации,
удовлетворяющие определенному
набору требований.
Не требуется
специально обосновывать тезис
о том, что именно территориальные
административно-хозяйственные комплексы
должны являться активными субъектами
реализации общегосударственной
хозяйственной (в т.ч. инновационной).
Регионы, в
силу их близости к непосредственной
хозяйственной деятельности, должны
двигаться не в фарватере, а
в авангарде формируемой государством
политики, предлагая и даже навязывая
центру конкретные формы и
механизмы реформирования и стимулирования
хозяйственной деятельности. Именно
так давно обстоит дело в
стабильно развивающихся странах.
Имеющаяся
и формируемая в регионах инфраструктура
научно-технической и инновационной
деятельности очень неэффективна
именно в части влияния на
региональную инновационную политику.
Представительства центральных
органов управления, занимаясь исполнением
соответствующих их профилю функций,
практически не координируют
свою деятельность друг с другом
и лишь эпизодически взаимодействуют
с местной властью. То же
характерно и для различных
центров содействия бизнесу, бизнес-инкубаторов
и подобных им структур, созданных инициативно
или за счет средств международных фондов.
Их деятельность также разобщена, их влияние
на общерегиональную инновационную обстановку
минимально, да и занимаются они не столько
инновационной, сколько хозяйственной
деятельностью вообще, что позволяет им
как-то сводить концы с концами.
Эффективная
политика базируется на объективном
анализе хозяйственной ситуации,
трезвой оценке имеющихся ресурсов
и возможностей, ориентируется на
достижимые, а не фантастические
цели, свободна от идеологов и
мифов. Учитывая тяжелейшую экономическую
ситуацию в стране вообще и
в научно-производственном секторе
в частности, при разработке
региональной инновационной политики
необходимо использовать максимально
прагматичные подходы. Необходимо
жестко определить первоочередные
цели региона в инновационной
сфере, соразмерные с наличными
возможностями
Приходится
констатировать, что ни региональные
власти, ни крупный бизнес - потенциальные
субъекты «большой» инновационной
политики - сыграть свои роли локомотивов
инновационной сферы в настоящее
время объективно не могут.
Первые - по причинам реальной
перегрузки от перманентного
латания дыр в социальной и
коммунальной сферах регионов
и отсутствия свободных ресурсов,
вторые - из-за естественной ориентации
на другие виды деятельности,
экономически заметно более привлекательные
сегодня, чем инвестиции в технологические
проекты и наукоемкое производство.
Очевидно, что интересы и возможности
активно влиять на инновационные
процессы у названных региональных
субъектов могут возникнуть не
ранее, чем начнутся реальные
процессы стабилизации и роста
в производственных секторах хозяйства.
Другими словами, объективных условий
для полнокровного развертывания инновационных
процессов в регионах сегодня еще нет.
Единственным реальным движением в региональной
инновационной сфере могут быть лишь локальные
шаги, осуществляемые в пределах имеющихся
возможностей отдельными субъектами инновационного
предпринимательства, бизнес-центрами,
малыми фирмами, научными организациями
или учебными институтами, осознающими
необходимость создания интеллектуальной
базы и организационных основ для будущего
оформления полноценной региональной
инновационной политики. С этой точки
зрения, безусловно, полезным могло бы
быть инициирование в регионах аналитической
и проектной работы, направленной на обследование
реального инновационного потенциала
территориальных комплексов, выявление
и вовлечение активных субъектов инновационного
предпринимательства, определение истинных
проблем в нормативном, организационном,
ресурсном, кадровом его обеспечении,
разработку механизмов и вариантов их
решения.
Такая деятельность,
конечно, еще не начало регионального
инновационного развития, но одно
из важнейших условий его обеспечения
в будущем. И поэтому, а также
ввиду относительно небольших
затрат, требуемых для осуществления
такого аналитического этапа,
именно региональная власть должна
была бы выступить в качестве
его заказчика и организатора.
Но для этого в административных
структурах должна быть преодолена
традиционная их ориентации на
взаимодействие лишь с крупными
«базовыми» предприятиями регионов
и недооценка значимости инфраструктуры.
Альтернативой такому варианту
может быть инициатива имеющихся
инновационных структур, объединяющих
собственные ресурсы и возможности.
Однако реализация такого сценария
требует преодоления другого негативного
фактора - инерции дезинтеграционных процессов,
преобладавших в хозяйственной среде
все последние годы и породивших у ее субъектов
стремление к индивидуальным формам деятельности.
Глава3. Состояние
инновационного процесса в Российской
Федерации. 3.1 Перспективы развития.
В передовых
странах разработка и внедрение
технологических инноваций является
решающим фактором социального
и экономического развития, залогом
экономической и национальной
безопасности.
Производственный
потенциал многих развивающихся
стран сосредоточен на начальных
стадиях цикла: в ресурсодобывающей
и перерабатывающей промышленности.
Если развитые страны имеют
избыточные мощности в обрабатывающей
промышленности и производстве
конечной продукции, значительная
доля которых экспортируется, то
развивающиеся страны экспортируют
первичные ресурсы, энергоносители
и продукты их переработки,
импортируя конечную продукцию
перерабатывающей и обрабатывающей
промышленности. Такой тип технологической
структуры в мировой практике
принято называть колониальным.
Вместе с
тем некоторые промышленно развитые
страны имеют достаточно развитую
добывающую промышленность, а ряд
развивающихся стран обладает
вполне современными технологиями
в обрабатывающей промышленности
и производстве конечной продукции.
В настоящее
время скорость, объём и глубина
инновационного процесса во многом
определяют экономический и политический
вес страны на мировой арене.
Так в недавнем выступлении
Николя Саркози, нового президента
Франции, он особо отметил,
что видит главную роль в
наращивании национальной мощи Франции
в глубоких социальных и экономических
изменениях. Он в частности сказал - «21
век - век изменений. Те, кто не смогут успеть
за постоянно растущими темпами глобальных
изменений в мире останутся на обочине
истории». Не больше, не меньше!»
И в нашей
стране, благодаря удачной конъюнктуре
сырьевых мировых рынков, оказалось
возможным включиться в мировой
инновационный процесс. В России
наблюдаются рост темпа внедрения
инноваций в общественной, духовной,
экономической и политической
сферах. И самое главное с приходом
нового поколения людей на
руководящие должности, существенно
снизился уровень «страха пред нововведениями».
3.2 Состояние инновационной базы Российской
Федерации.
Не смотря на то что, в
настоящей исторической перспективе,
наблюдаются положительные макроэкономические
тенденции, общий уровень экономики
страны похож, всё ещё, на колониальную
экономику развивающихся стран,
имеющих ресурсную ориентацию. Правда
в отличие от этих стран Россия
располагает весьма значительными
мощностями в обрабатывающей промышленности
и в сфере обороны.
После изменения
государственного строя в 1991 году
и ускоренного перехода России
к рынку состояние и изменения
технологической структуры экономики
страны практически не интересовали государственную
власть. Неудивительно, что промышленно
развитые государства, стали воспринимать
нас как развивающуюся страну.
В результате
замедлилось обновление производственных
мощностей, нарушились кооперационные
связи. Если принять во внимание,
что переход к рынку сопровождался
практически насильственной приватизацией,
то становится ясно, почему в
России в два раза сократился
ВВП, резко снизились объемы
промышленного производства. Целесообразно
оценить деятельность хозяйствующих
субъектов, направленную на выполнение
задач, сформулированных президентом
России в Послании Федеральному
Собранию, с учетом их научно-технического
потенциала. Показатели в основном
неутешительные: численность специалистов,
занятых научно-техническими исследованиями
и разработками составляет 895 тысяч
человек, по данным на 2008 год.
Глава 4.Иновационная стратегия
4. 1.Роль предприятия
в инновационной стратегии
Одной из основных характеристик
современного экономического развития
является его неравномерный характер,
обусловленный процессом периодического
замещения технологий, созданных
на основе передовых на определенном
этапе времени научно-технических
разработок.
Стратегия
направлена на наращивание научно-технического,
инновационного и производственного
потенциала в перспективных направлениях
постиндустриального развития, что
должно способствовать получению
в будущем принципиальных конкурентных
преимуществ.
4.2 Классификация.
Сегодня в условиях
второго этапа НТР решающее значение в
обеспечении конкурентоспособности фирмы
играют инновации. В термин «инновация»
вкладывают два понятия. Инновация - это,
во-первых, новшество, т.е. новый или усовершенствованный
продукт, услуга, технология, внедренные
на рынке, в производственно-хозяйственной
деятельности, потреблении, общественной
жизни; во-вторых, это процесс осуществления
изменений, внедрения новшеств.
Инновация создается в
результате исследований и открытий,
материализует научные и практические
решения. Ее основное свойство - новизна,
которая оценивается как по техническим
параметрам, применимости, так и с рыночных
позиций по коммерческой результативности.
- Классификация инноваций.
Можно дать следующую классификацию
инноваций.
По масштабам
распространения инновации могут
быть мировыми, национальными, отраслевыми,
локальными, связанными с предприятием
или его отдельным подразделением.
По сфере применения
различают инновации в производство, управление,
рынок, потребление и пр.
По видам
инновации бывают научными, техническими,
технологическими, экологическими, экономическими.
В последнем случае, например, речь
может идти об освоении нового
рынка сбыта, источника ресурсов,
метода стимулирования.
По характеру генерирования
и внедрения различают быстрые, замедленные,
затухающие, равномерные, скачкообразные,
нарастающие инновации.
По степени прогрессивности
инновации можно разделить на делающие
прорыв в теории и практике (например,
микропроцессор); модифицирующие, улучшающие
что-то внутри существующих систем, обеспечивающие
адаптацию базовых нововведений к изменяющейся
среде и их поддержку; комбинированные.
По характеру
связи с предшествующими образцами
инновации могут быть открывающими
новые направления в человеческой
деятельности (например, самолет); заменяющими
(электровоз и тепловоз вместо паровоза);
отменяющими (бумага вместо пергамента);
возвратными (современные парусные суда,
дирижабли); имитирующими, в том числе
ретроспективными, возвращающими к исходным
идеям, модулям, конструкциям (образцы
моды).
По целям
выделяются следующие виды инноваций:
для восстановления и сохранения
функций существующей системы
и ее основных свойств; для
временного приспособления системы
к количественным изменениям
среды; для коренной перестройки
системы и создания ее нового
варианта (с изменением всех или
большинства первоначальных свойств)
при сохранении прежнего функционального
принципа, позволяющего приспособить
ее к качественным изменениям
среды; для создания системы
нового вида, что предполагает
ее качественные изменения, но
при сохранении прежнего принципа
функционирования; для создания
системы нового рода путем
коренного изменения принципа ее
функционирования.
По результативности
инновации делятся на завершенные
и незавершенные, успешные и
неуспешные. Нововведение, например, не
считается завершенным, если останавливается
на какой-либо промежуточной стадии.
По степени
новизны (новизна - совокупность
свойств, характеризующих радикальность
изменений объекта) инновации
можно рассматривать как абсолютные
(нет аналогов) и относительные.
Последние могут быть частичными
(отдельные новые элементы) и условными
(новое сочетание прежних элементов.