Роль и значение информационных революций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 08:53, реферат

Краткое описание

Роль и значение информационных революций. В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций – преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации.
Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества. Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вложенные файлы: 1 файл

Инф тех в менедж.docx

— 43.54 Кб (Скачать файл)

Индустриальная революция сопровождалась и политическими, и социокультурными изменениями. Изменения в политике отражали сдвиг в экономической власти; сформировалась новая государственная политика, соответствующая требованиям индустриального, а не аграрного общества. В отличие от политических социокультурные изменения происходили медленнее, но их влияние было глубже. В результате индустриальной революции произошло снижение роли земли как основного источника богатства под воздействием огромных богатств, создаваемых индустриальным производством; изменение в тенденциях демографического и социального развития, включая рост городов, развитие рабочего движения, что отражало появление целого нового класса - фабричного пролетариата, возникновение новых форм авторитета как на производстве, так и в семье.

Послевоенные технологические и экономические сдвиги в индустриальных странах мира, казалось бы, знаменуют начало прощания с индустриальной эпохой и перехода к новой стадии и модели экономики и общества. Вместе с тем, большие компактные массивы аграрной экономики сохраняются в деревне практически всех развивающихся стран, включая те из них, где имеется вполне современная промышленность. Современный мир оказался в условиях двойной переходности: от аграрной к индустриальной и от индустриальной к информационной модели. Эта комбинированная переходность развивается на фоне ярко выраженной глобализации, суть которой заключается в формировании элементов системного единства всей мировой экономики. Незавершенность индустриализации проявляется иногда неожиданно в, казалось бы, индустриализованных странах, создавая серьезные препятствия их развитию и порождая новые проблемы, для решения которых необходимо переосмыслить все сложившиеся представления и сущности этого процесса. Это один из моментов, актуализирующих изучение индустриализации, в том числе с точки зрения современного экономического развития России.

Своеобразным Рубиконом Индустриального и Информационного века исследователями называется 1991 г. - именно тогда инвестиции в информационные технологии стали сравнимы и даже превысили капиталовложения в производственные технологии в США (они составили 112 и 107 млрд. долл. соответственно).

Основные отличия в характеристиках индустриального и постиндустриального обществ представлены в таблице 1.

Таблица 1 Характеристики индустриального и постиндустриального обществ [6, с.10-11]

Характеристики общества

Тип общества

Индустриальное общество

Постиндустриальное, или информационное общество

Ведущий сектор экономики

Промышленность

Сфера услуг (организация и управление, информатика и телекоммуникации)

Главная ценность

Потребление товаров (удовлетворение материальных потребностей)

Использование новых информационных технологий (удовлетворение культурных и личностных потребностей)

Профессиональная структура

Рабочие, обслуживающий персонал, менеджеры

Рост значения интеллигенции, техников, ученых

Объект организации

Машины и люди

Знания (практические и теоретические)

Структура экономики

Традиционные капиталоемкие и трудоемкие отрасли

Наукоемкие, информационно-емкие, инновационные отрасли

Источник стоимости

Труд

Информация

Структура власти

Законодательная, исполнительная, судебная

Законодательная, исполнительная, судебная, власть информации, власть интеллекта

Фактор власти элиты

Собственность

Образование, квалификация, компетентность

Система образования

Традиционная педагогика

Информационная педагогика, инновационные технологии, в том числе новые информационные

Культура

Общая, профессиональная

Общая, профессиональная, информационная


 

 

2.1 Темпы научно-технического прогресса.

С информационной точки зрения, наш мир становится все более взаимосвязанным. Он как бы уменьшается в объеме. Расстояния уже не кажутся такими большими, как раньше, и в меньшей степени разделяют людей благодаря появившейся у них возможности постоянно общаться. Да и понятие времени в информационном обществе несколько изменяется, точнее, меняется его психологическое восприятие - время как бы становится более динамичным.

Происходит и существенное уплотнение "социального" времени общества, т.к. в одном и том же временном интервале происходит все большее количество социально значимых событий по сравнению с тем, что имело место ранее. Анализируя этот социально-психологический феномен с точки зрения ментальной сферы информационного общества, можно было бы привести сравнение с аналогичным феноменом в обществе индустриальном. Речь идет о развитии транспортных коммуникаций, появление и широкое распространение которых не только изменило облик экономики, весь образ жизни людей, но и их мировосприятие, прежде всего представление о пространстве и времени. Развитие общественно доступных транспортных коммуникаций изменило жизнь общества кардинальным образом - не зря американцы говорят, что современный облик США создали автомобиль и железные дороги (знаменитый лозунг времен Генри Форда - "What drives America, America drive"). Нечто подобное происходит сегодня и в развитии современной информационной сферы общества, которая становится все более и более взаимосвязанной.

Превращение науки в массовую специальность, дифференциация и интеграция наук, расширение фронта проводимых комплексных и междисциплинарных исследований привели к небывалому росту знания и еще гораздо большему росту потока информации в обществе во всех сферах [7]. Мировое сообщество осознало со всей очевидностью, что информационные ресурсы составляют большую часть национального богатства. Сегодня темпы научно-технического прогресса и развития всего общества в значительной степени определяются скоростью переработки информации. В связи с происходящими изменениями произошла и своеобразная универсализация понятия технологии, имевшего отношение ранее к сугубо производственной сфере (технология как способ или метод воздействия орудий труда на предмет труда для получения продукции с необходимыми свойствами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Национальная инновационная система (НИС).

В настоящее время происходит переход от линейного (по цепочке "наука-производство-потребление") к системному описанию инновационного процесса. Для характеристики уровня технологического развития той или иной страны вводится понятие национальной инновационной системы (НИС). Под НИС понимается "такая совокупность различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя основу, служащую правительствам для формирования и реализации политики, влияющей на инновационный процесс. Как таковая - это система взаимосвязанных институтов, предназначенная для того, чтобы создавать, передавать и хранить знания, навыки и артефакты, определяющие новые технологии".

Современный этап развития хозяйственной системы позволяет констатировать изменение места информации в структуре факторов производства. В результате последней информационной революции информация превратилась в ведущий предмет и средство труда, она овеществлена во всех факторах и продуктах общественного производства в силу этого она выступает как составная часть ВВП, интегрируется со всеми другими экономическими ресурсами, определяет эффективность всех остальных факторов и само существование различных производств и видов бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на принципах информационного образа жизни. Как понимают ученые «информационный образ жизни»: Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах.

Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда.

От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Материальной и технологической базой информационного общества становятся различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи. На протяжении всей истории человечества процесс постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности человеческого общества, неизменно сопровождался процессом развития и совершенствования информационной техники и технологии.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

Черты информационного общества.

 Ряд ученых выделяют  характерные черты информационного  общества:

 • решена проблема  информационного кризиса, т.е. разрешено  противоречие между информационной  лавиной и информационным голодом;

 • обеспечен приоритет  информации по сравнению с  другими ресурсами;

 • главной формой  развития станет информационная  экономика; в основу общества  будут заложены автоматизированные  генерация, хранение, обработка и  использование знаний с помощью  новейшей информационной техники  и технологии;

 • информационная  технология приобретет глобальный  характер, охватывая все сферы  социальной деятельности человека;

 • формируется информационное  единство всей человеческой цивилизации;

 • с помощью средств  информатики реализован свободный  доступ каждого человека к  информационным ресурсам всей  цивилизации;

 • реализованы гуманистические  принципы управления обществом  и воздействия на окружающую  среду. Кроме положительных моментов  прогнозируются и опасные тенденции:

 • все большее влияние  на общество средств массовой  информации;

 • информационные  технологии могут разрушить частную  жизнь людей и организаций; существует  проблема отбора качественной  и достоверной информации;

• многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

 

Информация и знания - ничем не заменяемые ресурсы общества. В том, чтобы осознать это и научиться эффективно использовать информационные ресурсы в интересах достижения главных целей экономического развития общества, и заключается научно-методологическая сущность данной проблемы. Для того чтобы сформировать информационную культуру общества и каждого человека, соответствующую современному уровню информатизации необходим целый комплекс мероприятий, затрагивающий все звенья социальной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Масуда Е. Компьютопия. М.: Идея-Пресс, 1998. 358 с.
  2. Ракитов А.И. Информация? наука, технология в глобальных исторических измерениях. М.: ИНИОН РАН, 1998. 104 с. Подробнее см.: Тоффлер О. Третья волна. М.: АСТ, 1999. 360 с.
  3. Белл Д. Указ. соч. С. CII - CV.
  4. Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание. Избранные труды. М.: 2001. С.8.
  5. Лукина Н.П. Информационное общество: теория и практика. Томск: Изд-во ТГУ, 2004. С.10-11.
  6. Поликарпов В.С. История науки и техники. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 262.
  7. Гохберг Л. Национальная инновационная система России в условиях "новой экономики" [Электронный ресурс]. - 22 апреля 2004. Портал "Инновации, инвестиции, индустрия". - М., 2003. - Режим доступа// http://www.3i.ru/problems.asp?ob_no=1235, свободный. - Загл. с экрана.

 

 

 


Информация о работе Роль и значение информационных революций