Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 14:25, курсовая работа
Цель состоит в исследовании правового регулирования общественных отношений, возникающих при создании, использовании служебных результатов интеллектуальной деятельности, реализации исключительных и иных прав на них и распоряжении ими
Поставленная цель предопределила необходимость постановки следующих задач:
• установить признаки служебных результатов интеллектуальной деятельности, и на основании этого сформулировать понятие служебного объекта интеллектуальных прав и его соотношение со служебным результатом интеллектуальной деятельности,
План:
Цель состоит в исследовании правового регулирования общественных отношений, возникающих при создании, использовании служебных результатов интеллектуальной деятельности, реализации исключительных и иных прав на них и распоряжении ими
Поставленная цель предопределила необходимость постановки следующих задач:
• установить признаки служебных результатов интеллектуальной деятельности, и на основании этого сформулировать понятие служебного объекта интеллектуальных прав и его соотношение со служебным результатом интеллектуальной деятельности,
• охарактеризовать правовое положение участников отношений по поводу служебных результатов,
• исследовать особенности закрепления и осуществления прав на служебные результаты интеллектуальной деятельности,
• проанализировать правоприменительную практику по теме исследования.
Объект исследования составляют общественные отношения, возникающие в процессе создания, использования служебных результатов интеллектуальной деятельности, распоряжения правами на них
Предметом исследования является правовое регулирование отношений по поводу служебных результатов интеллектуальной деятельности по российскому и зарубежному законодательству, а также правоприменительная практика, научные исследования в сфере гражданского права
Методологическую основу исследования составляют диалектические методы, общенаучные методы, в том числе, системный метод, логический метод, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, а также частнонаучные методы, в частности, исторический, статистический, метод сравнительного правоведения, нормативно-догматический метод и другие Так, исторический метод позволил выявить тенденции в развитии правового регулирования отношений по поводу служебных результатов интеллектуальной деятельности в различные исторические этапы развития законодательства страны Метод сравнительного правоведения был использован при анализе законодательства отдельных государств и выявлении общих характеристик и особенностей в сравнении с законодательством и правоприменительной практикой Российской Федерации Нормативно-догматический метод был использован при выявлении недостатков в правовом регулировании отношений по поводу служебных результатов интеллектуальной деятельности
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, международные договоры, часть четвертая Гражданского кодекса РФ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, необходимые для анализа правового режима служебных результатов интеллектуальной деятельности
История правового регулирования служебных результатов интеллектуальной деятельности достаточно нова и связана не только с развитием авторского и патентного права, но и трудового права.
С момента принятия первого Кодекса законов о труде в 1918 г. сформировалась отдельная отрасль права, регулирующая поведение людей в общественной организации труда.
Самым важным в трудовом праве элементом регулирования отношений, имеющих значение для служебных объектов, является определение трудовой функции, обязанностей работника, в том числе по созданию результатов интеллектуальной деятельности. Кодекс законов о труде 1918 г. не устанавливал трудовую функцию, а определял формы труда в виде:
а) организованного сотрудничества;
б) предоставления индивидуальных личных услуг;
в) выполнения отдельной, определенной работы.
Следующим нормативным актом, принятие которого предопределило последующее развитие правового регулирования служебных объектов, был Кодекс законов о труде от 1971 года. Статья 15 вышеуказанного кодекса закрепила определение трудового договора, определив его как соглашение между трудящимся и предприятием, учреждением, организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
Следующим шагом стал Патентный закон Российской Федерации от 23.09.1992 № 3517-1. Часть 2 статьи 8 вышеуказанного закона закрепляет право на получение патента на служебный результат интеллектуальнной деятельности. Общие положения о государственном стимулировании создания и использования результатов интеллектуальной деятельности содержатся в ст. 34 Патентного закона Российской Федерации. Эти положения не являются нормами прямого действия, а лишь отсылают к специальному законодательству.
Принятие законодательных актов о развитии изобретательства и художественно-конструкторского творчества предусмотрено п. 6 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-1 «О введении в действие Патентного закона Российской Федерации», а также ст. 12 федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Однако такие нормативные акты до сих пор не приняты.
Все точки зрения на правовую природу служебных результатов интеллектуальной деятельности могут быть сведены к трем:
1) служебные объекты имеют
2) служебные объекты имеют
3) создание и использование
Последнее время предлагается разграничивать отношения по созданию служебных произведений, которые регулируются исключительно трудовым законодательством. На этом основании можно сделать вывод о том, что все споры, вытекающие из отношений по созданию служебных произведений, являются трудовыми. Порядок же использования служебного произведения и ответственность за его нарушение устанавливаются исключительно гражданско-правовым, в частности патентным и авторским законодательством.
Основаниями возникновения режима служебных объектов интеллектуальных прав независимо от их вида являются следующие.
Первым и важнейшим основанием возникновения служебного результата интеллектуальной деятельности является наличие между автором и будущим правообладателем трудовых отношений, в которых автор выступает работником, а будущий правообладатель - работодателем. Трудовые отношения регулируются трудовым правом, которое в свое время не существовало в виде отдельной отрасли права, а отношения по поводу найма регулировались гражданским правом.
Согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В свою очередь основанием возникновения трудовых отношений является трудовой договор, который согласно ст. 56 Трудового кодекса РФ определяется как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную работу.
К интеллектуальным правам работодателя на служебные результаты интеллектуальной деятельности относятся:
- право на указание наименования (имени) работодателя;
- исключительное право.
Кроме того, на отдельные виды объектов работодателю принадлежат:
- право на обнародование
- право на получение патента на служебные изобретения, полезные модели, промышленные образцы и селекционные достижения;
- право на государственную
В отношении некоторых видов объектов интеллектуальные права работодателя урегулированы не в полной мере, что свидетельствует о необходимости унификации норм о служебных результатах интеллектуальной деятельности. Так, например, в ст. 1461 ГК РФ о служебных топологиях интегральных микросхем не говорится о праве работодателя на использование своего наименования, в то время как ст. 1455 ГК РФ предоставляет правообладателю для оповещения о своем исключительном праве на топологию право использовать знак охраны, который помещается на топологии, а также на изделиях, содержащих такую топологию. Не содержит названная статья и норм об оповещении работником работодателя о создании служебной топологии. Не урегулированы вопросы, связанные с закреплением исключительного права на топологию за работником (например, если работодатель не заинтересован в топологии) и использованием ее работодателем на условия лицензии. Налицо пробел в праве.
Для разрешения этих проблем необходимо либо предусмотреть специальные нормы в ст. 1461 ГК РФ, либо сделать отсылку к другим нормам, например ст. 1295 или 1370 ГК РФ. Нами предлагается унифицировать нормы о служебных результатах интеллектуальной деятельности и включить их в главу 69 в качестве общих положений, а в отдельных статьях о служебных объектах сохранить лишь такие нормы, которые являются специальными для отдельных видов объектов. Особый правовой режим затрагивает прежде всего служебные секреты производства.
В качестве общей нормы следует закрепить:
- право работодателя на
В соответствии с п. 2 ст. 1251 ГК РФ положения о защите личных неимущественных прав применяются к защите прав, предусмотренных п. 3 ст. 1295 ГК РФ. В ст. 1295 ГК РФ речь идет о праве работодателя использовать произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное, а также о праве автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также, хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя. И лишь в абз. 2 названного пункта говорится о праве работодателя при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. Следуя логике перечисленных в п. 2 ст. 1251 ГК РФ других норм, законодатель имел в виду именно второй абзац, т.е. личное право работодателя указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
Информация о работе Служебные результаты интеллектуальной деятельности