Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 13:54, реферат
Стратегия, опираясь на положительные результаты, достигнутые
в реализации инновационной политики в предыдущие годы,
корректирует ее наиболее существенные недостатки, а также
учитывает новые направления политики поддержки инноваций,
сформированные в последние годы.
В 2005 году были утверждены Основные направления политики
Российской Федерации в области развития инновационной системы на
период до 2010 года, в 2006 году - Стратегия развития науки и
инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. В рамках
реализации мероприятий, определенных указанными документами,
заложены основы национальной инновационной системы, предприняты
меры по развитию сектора исследований и разработок, формированию
инновационной инфраструктуры, а также по модернизации экономики на
основе технологических инноваций.
бизнес-структур к инновациям технологического характера. В
2009 году разработку и внедрение технологических инноваций
осуществляли 9,4 процента общего количества предприятий российской
промышленности, что значительно ниже значений, характерных для
Германии (71,8 процента), Бельгии (53,6 процента), Эстонии
(52,8 процента), Финляндии (52,5 процента) и Швеции
(49,6 процента). Доля предприятий, инвестирующих в приобретение
новых промышленных технологий, составляет 11,8 процента в общем
количестве предприятий. Доля затрат на технологические инновации в
общем объеме затрат на производство отгруженных товаров,
выполнение работ, услуг организаций промышленного производства
России составляет 1,9 процента (аналогичный показатель в Швеции
составляет 5,4 процента, в Финляндии - 3,9 процента, в Германии -
3,4 процента).
Недостаточный
уровень инновационной
низкой отдачей от реализации технологических инноваций. Хотя в
абсолютном выражении объемы инновационной продукции постоянно
повышаются (в 1995-2009 годах - на 34 процента), затраты на
технологические инновации растут еще быстрее (за тот же период -
втрое). Как следствие, на 1 рубль таких затрат в 2009 году
приходилось 2,4 рубля инновационной продукции против 5,5 рубля в
1995 году. Рост бюджетного финансирования, направляемого на
поддержку исследований и разработок, не привел к должному росту
инновационной активности предприятий. С 2005 по 2009 год доля
средств российского предпринимательского сектора во внутренних
затратах на исследования и разработки уменьшилась с 30 до
26,6 процента при увеличении доли средств государства с 61,9 до
66,5 процента. В целом затраты на технологические инновации
организаций промышленного производства составили в 2009 году
358,9 млрд. рублей (0,9 процента
к валовому внутреннему
Кроме отставания российских компаний по уровню инновационной
активности есть еще и значительные структурные проблемы в
организации управления инновациями на уровне организаций. По
показателю "Способность компаний к заимствованию и адаптации
технологий", рассчитанному Всемирным экономическим форумом, Россия
в 2009 году находилась на 41-м месте из 133 - на уровне таких
стран, как Кипр, Коста-Рика и Объединенные Арабские Эмираты.
Абсолютное доминирование наименее передовых типов
инновационного поведения, в том числе заимствование готовых
технологий, характеризует российскую инновационную систему как
ориентированную на имитационный характер, а не на создание
радикальных нововведений и новых технологий.
Очень скромно выглядят российские компании и на мировых
рынках. В 2008 году доля произведенных ими товаров и услуг в
общемировых объемах экспорта высокотехнологичной продукции
гражданского назначения составила 0,25 процента (в 2003 году -
0,45 процента), что несравнимо меньше доли таких стран, как Китай
(16,3 процента), Соединенные Штаты Америки (13,5 процента) и
Германия (7,6 процента).
Российские компании тратят на инновации значительно меньше
средств, чем их зарубежные конкуренты в соответствующих секторах. В
рейтинге тысячи крупнейших компаний мира, осуществляющих
исследования и разработки, Россия представлена только тремя
компаниями - открытым акционерным обществом "Газпром" (108-е место
по абсолютному объему затрат на исследования и разработки, доля
затрат на исследования и разработки в выручке - 0,6 процента),
открытым акционерным обществом "АВТОВАЗ" (758-е место, 0,8
процента) и открытым акционерным обществом "СИТРОНИКС" (868-е
место, 2,6 процента).
Доля расходов на исследования и разработки в бюджетах компаний
лидеров в мировой автомобильной индустрии более чем в 6 раз выше,
чем у российского автопроизводителя. Для ведущих мировых
телекоммуникационных компаний соответствующий показатель в 10 раз
выше, чем у российского лидера.
Несмотря на то что в условиях кризиса доля инновационно
активных предприятий промышленного производства и ряда отраслей
сферы услуг в России почти не изменилась (с 8 процентов в
2008 году до 7,7 процента в 2009 году), в целом ситуация остается
неблагоприятной. Большинство предприятий, столкнувшись с
необходимостью жесткой оптимизации издержек, в первую очередь
экономят на развитии, откладывая на неопределенное будущее
инновационные проекты, расходы на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы и перевооружение.
Внутренние затраты на исследования и разработки в Российской
Федерации (в текущих ценах) неуклонно возрастали с 48 млрд. рублей
в 1999 году до 485,8 млрд. рублей в 2009 году (в 2,1 раза в ценах
1999 года). В итоге Россия входит в десятку ведущих стран мира по
общему объему указанных затрат, хотя существенно отстает по такому
показателю, как доля затрат на исследования и разработки в валовом
внутреннем продукте - 1,25 процента (в Израиле - 4,27 процента, в
Финляндии - 3,96 процента, в Швеции - 3,62 процента, в
Германии - 2,82 процента и в Соединенных Штатах
Америки - 2,79 процента). По такому показателю, как объем расходов
на исследования и разработки в расчете на душу населения, Россия в
начале XXI века отставала от всех высокоразвитых государств и
многих стран Восточной Европы, однако к концу 10-летия этот разрыв
удалось если не преодолеть, то существенно сократить.
По абсолютным масштабам исследовательского сектора Россия
по-прежнему занимает одно из ведущих мест в мире, уступая лишь
Китаю, Соединенным Штатам Америки и Японии. Однако по численности
исследователей на 1 тыс. лиц, занятых в экономике, Россия уступает
более чем 20 государствам, в том числе Финляндии, Франции,
Германии, Соединенным Штатам Америки и Японии. Рост объемов
финансирования, с одной стороны, и сокращение численности
исследователей, с другой, способствовали заметному повышению
уровня внутренних затрат на исследования и разработки в расчете на
одного исследователя в России, достигших уже в 2009 году 59,5 тыс.
долларов США (по паритету покупательной способности). По этому
показателю наметилось сокращение отставания России от ведущих
стран мира (от Китая - в 1,3 раза, Франции - в 3,4 раза и
Соединенных Штатов Америки - в 4,4 раза).
Сложной остается ситуация в части преодоления разрыва
поколений, сформировавшегося в российской науке в
1990-1999 годах. В 2000-2010 годах доля ученых в возрасте до
29 лет в общей численности исследователей росла, но вплоть до
2006 года не происходило роста следующей возрастной категории
(30-39 лет), что означает
неспособность многих
организаций удержать молодых специалистов (в 2008 году доля ученых
в возрасте до 29 лет
в общей численности
17,6 процента, а в возрасте 30-39 лет - 14,2 процента).
Одновременно доля исследователей в возрасте 60 лет и старше
выросла за 8 лет с 20,8 до 25,2 процента.
Несмотря на выдающиеся успехи отдельных российских ученых, в
2010 году на Россию приходилось всего 2,08 процента научных
статей, публикуемых в научных журналах, индексируемых в базе
данных "Сеть науки" (Web of Science), тогда как на Францию -
4,67 процента, Германию - 6,47 процента и Китай - 15,08 процента.
Низкими остаются и удельные показатели научной результативности.
Так, по данным за 2009 год, в Сингапуре на 1 статью в международно
признанных изданиях приходится 3,5 активных исследователя, в
Германии и Франции - 3,7 исследователя, в Аргентине -
5,1 исследователя, в Китае - 8,1 исследователя, в Японии -
8,3 исследователя. В России этот показатель составляет
15,3 исследователя.
Сохраняется и достаточно низкий уровень цитирования работ
российских ученых. В соответствии с базой данных "Сеть науки" (Web
of Science) за 2006-2010 годы в среднем на 1 статью,
опубликованную российскими авторами (или с их участием),
приходилось лишь 2,4 ссылки со стороны ученых всего мира. Для
сравнения, на 1 статью, опубликованную учеными Китая, приходилось
3,62 ссылки, Японии - 5,12 ссылки, Франции - 6,38 ссылки и
Германии - 6,86 ссылки. Если доля России в количестве публикаций в
научных журналах всего мира составляла 2,08 процента, то ее доля в
количестве цитирований в научных журналах всего мира составила за
2006-2010 годы лишь 1,15 процента. При этом в соответствии с
базой данных "Сеть науки" (Web of Science) соотношение
ассигнований федерального бюджета на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы гражданского назначения и общего
количества научных публикаций росло с 2000 года и уже в 2010 году
составляло 459,9 тыс. долларов США (для Германии этот показатель
равен 281,5 тыс. долларов США, для Франции - 284,8 тыс. долларов
США, для Японии - 379,4 тыс. долларов США).
Признание инноваций важным инструментом государственной
политики пока в недостаточной степени отражается в структуре
бюджетных расходов. Прямые расходы на инновационное развитие в
2009 году составили 1,5 процента валового внутреннего продукта, а
к 2013 году они уменьшатся до 1 процента. При сложившейся динамике
бюджетных расходов доля инновационных расходов (расходов бюджета,
способствующих развитию (созданию, внедрению) новых продуктов,
услуг и технологий, формированию компетенций в приоритетных сферах
экономического развития, а также развитию экономики знаний, в том
числе прямых расходов на поддержку инноваций и расходов,
оказывающих косвенное влияние через частный спрос, усиление
мотивации и другие факторы) с 2014 по 2020 год остается
практически неизменной - около 1,3 процента валового внутреннего
продукта.
В отличие
от стран с развитой
недостаточно развита
система государственно-
реализации инновационных проектов - доля организаций, получающих
финансирование из бюджета на эти цели, составляет 0,8 процента (в
Германии - 8,8 процента, в Бельгии - 12,7 процента). Также
недостаточная поддержка оказывается созданию малого инновационного
бизнеса. Объем программ исследования инноваций малого бизнеса и
трансфера технологий малого бизнеса в Соединенных Штатах Америки
составляет 2 млрд. долларов США, в России инновационный компонент
программы поддержки малого и среднего предпринимательства,
реализуемой Министерством экономического развития Российской
Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 27 февраля 2009 г. N 178 "О распределении и
предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации на государственную поддержку малого и
среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские)
хозяйства", эквивалентен примерно 67 млн. долларов США, объем
финансирования Фонда содействия развитию малых форм предприятий в
научно-технической сфере - примерно 113 млн. долларов США.
Существующая система государственных закупок пока скорее
препятствует доступу инновационной продукции в систему
государственного заказа.
Отдельной проблемой является неприспособленность системы
государственной статистики к целям управления инновационным
развитием. Статистические данные, отражающие ключевые параметры
инновационного развития, становятся доступными с существенным
опозданием. Структура статистических показателей не вполне
соответствует задачам текущего дня.
Государственное регулирование предпринимательской
деятельности в целом и инновационной деятельности в частности пока
недостаточно конкурентоспособно. Это видно как из различного рода
рейтингов инвестиционного климата, комфортности ведения бизнеса и
наличия административных барьеров (по оценке интегрального
рейтинга "Ведение бизнеса-2012" за 2011 год Россия находится на
120 месте из 183), так и из показателей официальной статистики по
созданию новых предприятий (рост количества предприятий с 2005 по
2009 год составил 2 процента в год). Качество налогового и
таможенного регулирования и администрирования по отношению к
инновационному бизнесу заметно улучшилось, но их фискальная
составляющая продолжает превалировать над стимулирующей. В целом
Информация о работе Современное состояние и проблемы инновационного развития Российской Федерации