Специфика корпоративных стратегий слияния и приобретения корпораций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в выявлении специфики корпоративных стратегий слияния и приобретения корпораций.
Цель, объект и предмет позволили определить следующие задачи исследования.
Раскрыть содержание понятия слияния и приобретения (поглощения);
Дать классификацию основных типов слияний и приобретений;
Выявить основания (мотивы) для слияний и приобретений;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. БАЗОВЫЕ АСПЕКТЫ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ 5
1.1.Корпоративные стратегии: сущность, виды 5
1.2.Слияния и поглощения и их сущность…………………………………9
1.3. Классификация основных типов слияний и поглощений 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ 18
2.1. Основания (мотивы) для слияний и приобретений 18
2.2. Механизм слияний и приобретений компаний…………………………24
2.3. Анализ эффективности слияний и приобретений компаний и последствия слияний и приобретений.…………………………………………27
2.4. Сопротивление приобретению: оборонительная тактика…...…………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)
    • разделение компании;
    • распространение выгодной информации среди акционеров;
    • контрпредложение;
    • поиск альтернативного покупателя;                                       
    • выкуп компании управляющими;
    • обращение в антимонопольный комитет;
    • перекупка собственных акций;
    • переоценка активов;                             
    • продажа или приобретение активов;
    • восстановление статуса компании закрытого типа.

Рассмотрим способы использования этих методов более детально.

Разделение компании. При выборе этого метода предполагается  выделить отдельные части компании в самостоятельные компании и наделить акционеров новыми акциями в каждой вновь созданной компании. Эта мера может повысить рыночную стоимость компании.

Распространение выгодной информации среди акционеров. Совет директоров может убедить акционеров в том, что предложенная цена сделки слишком низкая или что предложение не отвечает долгосрочным интересам акционеров. Директора могут распространить среди акционеров новую информацию, направленную против слияния, например, дать привлекательные прогнозы прибыли, чтобы увеличить ценность акций компании и, таким образом, сделать предложенную цену поглощения менее привлекательной. В случае предложения обмена акций на акции совет директоров может попытаться убедить акционеров в том, что цена акции предлагающей компании искусственно завышена и вряд ли удержится,

Контрпредложение. Выдвинуть контрпредложение компании-«хищнице». Это можно сделать только в случае, когда обе компании достаточно близки по размеру. (Поглощение большой компании более мелкой называется «обратным» поглощением.)

Поиск альтернативного покупателя. Совет директоров может захотеть найти другую, более подходящую компанию, способную сделать предложение на покупку акций поглощаемой компании. Эта оборонительная тактика, однако, приводит к поглощению намеченной компании и может быть наименее предпочтительным из имеющихся вариантов. Когда находится дружественный покупатель, его иногда называют «белым рыцарем».

Выкуп компании управляющими. При выкупе компании управляющими весь бизнес или его часть покупается ее существующей и действующей на момент выкупа командой управления у ее владельцев как действующее предприятие. Для управляющих выкуп компании - это метод самоутверждения в сфере предпринимательской деятельности, а для владельцев - метод изъятия инвестиций.

Обращение в антимонопольный комитет. Если намеченная к поглощению компания может вынести предложенное поглощение на рассмотрение антимонопольного комитета, то есть вероятность того, что компания, выступающая с предложением, отзовет его или комитет запретит ей поглощение намеченной компании из-за потенциальной возможности возникновения монополии. И уж, по крайней мере, это обеспечит задержку в осуществлении операции поглощения на время рассмотрения вопроса комитетом.

Законодательства большинства развитых стран предполагают меры по ограничению монополий, так как их деятельность оценивается часто как не соответствующая общественным интересам. Решение в каждом конкретном случае должно приниматься на основании учета как преимуществ, так и недостатков монополий, о которых уместно вспомнить17.

Преимуществами монополий являются:

      • эффект масштаба, обеспечивающий пониженные затраты;
      • возможность увеличения расходов на исследования и разработки, ведущая к большим нововведениям и прогрессу;
      • более легкий доступ к капиталу.

Недостатки:

      • высокие цены и сверхприбыли за счет потребителя, которые вызывают противодействие со стороны потребителей и властей;
      • жизненно важные ресурсы, контролируемые монополией, могут использоваться не отвечающим общественным интересам образом.

В результате правительство может либо способствовать развитию монополий частных предприятий, либо национализировать жизненно важные отрасли.

Перекупка собственных акций. Если компания располагает крупной суммой денежных средств, которым не может найти стоящее инвестиционное применение, она может перекупить часть своих собственных акций, обеспечивая себе тем самым больший контроль.

Переоценка активов. Компания, ставшая целью поглощения, может произвести переоценку своих активов в сторону увеличения. Значительно возросшая стоимость активов может дать акционерам новую важную информацию, которая, в свою очередь, заставит их увеличить определяемую ими стоимость акций компании. Это может сделать приобретение компании более дорогостоящим и, следовательно, менее привлекательным для приобретающей компании.

Продажа или приобретение активов. Совет директоров может пожелать распродать определенную часть активов, высоко оцениваемых приобретающей компанией, чтобы сделать поглощение менее привлекательным. Этот маневр иногда называется «продажей сокровищ короны». Однако правила, регулирующие поглощения, в ряде западных стран не позволяют применять подобную тактику, если совет директоров намеченной к поглощению компании знает о предложении поглощения. Возможным вариантом этой оборонительной тактики является приобретение определенных активов, являющихся непривлекательными для приобретающей компании.

Восстановление статуса компании закрытого типа. Компания с ограниченной ответственностью открытого типа, акции которой свободно продаются на рынке и достаточно высоко котируются, больше подвержена опасности нежелательного поглощения, чем компания с ограниченной ответственностью закрытого типа, в которой могут устанавливаться ограничения на право трансферта акций. Соответственно, котирующаяся компания может пойти на изменение своего статуса на статус компании с ограниченной ответственностью закрытого типа (например, ЗАО) в качестве защитной меры18.

Помимо уменьшения уязвимости для поглощения, статус компании закрытого типа обеспечивает:

а) снижение общественного контроля;

б) стабильность состава владельцев компании (что снижает сопротивление реализации стратегии, приносящей владельцам большую прибыль, но лишь в перспективе);

в) сокращение административного бремени;

г) усиление прав собственников и контроля.

Снижение общественного контроля. Компания открытого типа, особенно если она котируется на фондовой бирже, будет объектом тщательного исследования со стороны инвестиционных аналитиков, финансовых журналистов, руководителей фондовой биржи и широких кругов инвесторов. Некоторые компании предпочитают вести дела в менее открытой манере — особенно когда они связаны с потенциально спорными вопросами или видами деятельности.

Стабильность состава владельцев компании. Компании иногда находятся под значительным давлением, заставляющим их добиваться хороших показателей в короткие сроки. Недостижение ожидаемых уровней прибыли может отрицательно сказаться на цене акций. Есть свидетельства того, что цены на акции могут существенно реагировать на непредвиденные квартальные или полугодовые результаты. Когда характер предприятия требует учета долгосрочной перспективы, это может породить проблемы для управляющих, которые вынуждены чувствовать себя обязанными действовать против лучших интересов компании. Компания с ограниченной ответственностью закрытого типа, контролируемая акционерами, состав которых стабилен, делается более восприимчивой к стратегическим переменам.

Сокращение административного бремени. Административные и управленческие затраты в котирующейся компании открытого типа могут быть очень высокими. Некоторые компании могут почувствовать, что преимущества от котировки недостаточны для того, чтобы компенсировать подобные затраты.

Усиление прав собственников и контроля. Крупный акционер или группа крупных акционеров могут захотеть укрепить свое право собственности и контроль над компанией. Путем превращения компании открытого типа в компанию с ограниченной ответственностью закрытого типа можно ввести ограничения на трансферт акций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Слияние означает переход суммарных операций и активов двух или нескольких компаний под контроль руководства новой компании, находящейся в совместном владении акционеров исходных компаний. Приобретение означает, что компания получает контроль над другой путем приобретения контрольного пакета акций с правом решающего голоса. Слияния принимают следующие формы: горизонтальная интеграция; вертикальная интеграция; диверсификация.

Выделяются оборонительные и наступательные мотивы слияний и приобретений. Основными оборонительными мотивами для горизонтальной интеграции являются следующие: эффект масштаба; устранение избыточных мощностей; поддержание цены; устранение конкуренции; достижение роста; приобретение управления; приобретение преимуществ в патентной, исследовательской и других сферах. Основными оборонительными мотивами для вертикальной интеграции являются следующие: обеспечение постоянных поставок; контроль поставок конкурентов; защита рынков сбыта; ограничение конкуренции и контроль цен.

Оборонительные мотивы для диверсификации включают в себя следующие меры: распределение делового риска; уменьшение циклической нестабильности; замена вида деятельности, переживающего спад.

Выделяются следующие наступательные мотивы: политика агрессивного роста; освобождение от активов; финансовые возможности; личные обстоятельства.

Мотивы для компаний, ожидающих поглощения, являются следующие: низкая прибыль или ее отсутствие; некомпетентное управление; дефицит оборотных средств; нехватка инвестиционных возможностей; желание части владельцев ликвидировать все или часть своих пакетов акций.

В случае сопротивления приобретению могут приниматься следующие меры: разделение компании; распространение выгодной информации среди акционеров; контрпредложение; поиск альтернативного покупателя; выкуп компании управляющими; перекупка собственных акций; переоценка активов; продажа или приобретение активов; восстановление статуса компании закрытого типа; снижение общественного контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамов А.Е. «Основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий» / М.: Экономика и финансы, 2004г. - 254с.
  2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 456с.
  3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Издательство «Питер», 2004. - 322с.
  4. Артеменко В.Г. «Финансовый анализ» / М.: Издательство «ДИС», 2005г. - 365с.
  5. Астахов В.П. «Анализ финансовой устойчивости фирмы» / М.: Ось, 2006г. - 366с.
  6. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - 4-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 352 с.
  7. Бригхем Юджин Ф. Энциклопедия финансового менеджмента: Сокр. пер. с англ. / Ред. колл.: А.М. Емельянов, В. В Воронов и др. - 5-с изд. - М.: РАГС. ОАО «Изд-во «Экономика»», 2004. - 351с.
  8. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. «Комплексный анализ бухгалтерской отчетности» / М.: Дело и Сервис, 2005. - 254с.
  9. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3 изд., переаб., доп. - М.: Бух. Учет, 2004. - 351 с.
  10. Иванов Г.П. «Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению» / М.: ЮНИТИ, 2004г. - 366с.
  11. Иванов Ю.В. Слияния, поглощения и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса. – М.: Альпина Паблишер, 2001. – 244 с.
  12. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов.2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 20014г. - 21с.
  13. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. - 2 изд., пераб., доп. - М.: Центр экономика и маркетинга, 2006. - 188 с.
  14. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005. - 471 с.
  15. Немченко Г. и др. диверсификация производства: цели и направления деятельности. - М.: Проблемы теории и практики управления №1, 2006г. - 321с.
  16. Орлова Д. и Котилко В. Стратегия развития корпоративных структур в России. - Обозреватель. - 2006. - № 8.
  17. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов. - М.: Информационно - внедренческий центр «Маркетинг», 2006. - 347с.
  18. Родионова А.Н., Федорова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. - М.: Перспектива, 2004. - 247с.
  19. Родионова В. Н., Федоркова Н. В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002
  20. Рудык Н.Б., Семенкова Е.В. Рынок корпоративного контроля: слияния, жесткие поглощения и выкупы долговым финансированием. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 456 с.
  21. Справочник финансиста предприятия/ Баранникова Н.П., Бурмистрова Л.А., Винслав Ю.Б. - 2 изд., доп., перераб. - М.: Инфра - М, 2005. - 558с.
  22. Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. с англ. Н. И. Алмазовой. – М.: ООО «Издательство Проспект», 2003
  23. Стратегия на практика / К. Боумен. – СПб.: Питер, 2003
  24. Якутин Ю.В. Интегрированные корпоративные структуры: развитие и зффективность. - Издат.д.ом «Экономическая газета». - Москва. - 255с.
  25. Якутин Ю.В. Условия повышения эффективности интеграционного взаимодействия в корпоративных структурах. В кн. Корпоративные проблемы экономического реформирования России: Сб. науч. трудов / Под общ. Ред. Винслава Ю.Б. - М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2005. - 183 с.

 

 

 

 

1 Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Издательство «Питер», 2004. С. 78-83

2 Родионова В. Н., Федоркова Н. В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. С. 103-114

 

3 Стратегия на практика / К. Боумен. – СПб.: Питер, 2003. С. 79

4 Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. с англ. Н. И. Алмазовой. – М.: ООО «Издательство Проспект», 2003. С. 94-97

 

5 Иванов Г.П. «Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению» / М.: ЮНИТИ, 2004г. С. 53-68

 

6 Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Издательство «Питер», 2004. С. 114-117

 

7 Артеменко В.Г. «Финансовый анализ» / М.: Издательство «ДИС», 2005г. С. 104-110

 

8 Иванов Г.П. «Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению» / М.: ЮНИТИ, 2004г. С. 132-137

 

9 Иванов Ю.В. Слияния, поглощения и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса. – М.: Альпина Паблишер, 2001. С. 116-123

 

10 Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. - 2 изд., пераб., доп. - М.: Центр экономика и маркетинга, 2006. С.64-67

 

11 Немченко Г. и др. диверсификация производства: цели и направления деятельности. - М.: Проблемы теории и практики управления №1, 2006г. С.126-128

 

12 Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов. - М.: Информационно - внедренческий центр «Маркетинг», 2006. С. 241-243

 

13 Абрамов А.Е. «Основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий» / М.: Экономика и финансы, 2004г. С. 137-139

 

14 Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Издательство «Питер», 2004. С.185-188

 

15 Донцова Л.В., Никифорова Н.А. «Комплексный анализ бухгалтерской отчетности» / М.: Дело и Сервис, 2005. С. 153-156

 

16 Иванов Ю.В. Слияния, поглощения и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса. – М.: Альпина Паблишер, 2001. С. 162-164

 

17 Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005. С. 143-148

 

18 Родионова А.Н., Федорова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. - М.: Перспектива, 2004. С.178-181

 


Информация о работе Специфика корпоративных стратегий слияния и приобретения корпораций