Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:22, контрольная работа
Актуальность данной темы на сегодняшний день обусловлена тем, что развитие рыночных отношений значительно повлияло на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.
Введение 3
1.Сущность и содержание инновационного менеджмента. Этапы развития инновационного менеджмента, его современное состояние. Цели, задачи, функции инновационного менеджмента 4
2.Проанализировать текущую ситуацию разработки и внедрения инноваций в российских условиях 15
Заключение 20
Список используемой литературы 21
Функциональный инновационный менеджмент направлен на эффективное управление процессом разработки, внедрения, производства и коммерциализации новшеств. Задачей инновационного менеджера является обеспечение оптимального функционирования операционной системы производства, синхронизации функциональных подсистем, совершенствование системы управления персоналом и осуществление контроля.
Важнейшей функцией управления является разработка стратегии приоритетов развития и роста фирмы. В условиях непрерывного поиска возможностей обновления важную роль играет анализ факторов внешней и внутренней среды.
Таблица 1
Виды и функции инновационного менеджмента
Функции инновационного менед | Виды инновационного менеджм | |
Стратегический | Функциональный, оперативный | |
Прогнозирование | Стратегии приоритетов развития и роста | Новых товаров, технологий |
Планирование | Экспансия в новые отрасли, рынки | Повышение качества и конкурентоспособности товаров |
Анализ внешней среды | Анализ макроэкономической, политической и рыночной конъюнктуры | Анализ поведения конкурентов, емкости рынка, объемов продаж и т.д. |
Анализ внутренней среды | Анализ конкурентных преимуществ фирмы | Анализ факторов эффективности производства продукции |
Виды решений | Стратегические решения по целям миссии и развитию фирмы | Оперативные решения по разработке, внедрению и производству новшеств |
Мотивация | Обеспечение фирме динамического роста и конкурентоспособности | Обеспечение высокой производительности труда, высокого качества продукции, обновление производства |
Контроль | Выполнение миссии фирмы, ее роста и развития | Контроль за исполнительской дисциплиной и качеством исполнения |
Инновационный тип экономического развития предприятия означает, прежде всего, снижение детерминированности и усложнение системы управления в целом. Высокая изменчивость макроэкономической, технологической, правовой внешней среды ставит проблему выживания предприятий в прямую зависимость от их способности стратегической ориентации в неожиданных ситуациях. Логика развития новаторской фирмы приводит к переносу центра тяжести с оперативного тактического управления на стратегический уровень. В таких обстоятельствах положение фирмы определяют не только внутренние возможности, но и реакция на изменения внешней среды. Соответственно изменяются содержание, функции и методы инновационного менеджмента .
Так, стратегический менеджмент сосредотачивает свои усилия на анализе макроэкономической, политической и рыночной конъюнктуры. Для упрочения положения фирмы особое внимание уделяется анализу и созданию конкурентных преимуществ фирмы.
В арсенале методов анализа все большее место занимают теория вероятностей, теория очередей, эконометрические модели, концепция движущих сил и главных достоинств. Главные достоинства тесно связаны с функциями оперативного инновационного менеджмента , опирающегося на внутренние возможности: повышение эффективности факторов производства, разработку новых технологий, товаров и услуг, внедрение мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности товаров.
Оперативный тактический инновационный менеджмент сосредоточивает свои функции на конкретных мероприятиях по управлению разработкой, внедрением, производством и коммерциализацией новшеств. В оперативном менеджменте внимание направлено на кратко- и среднесрочный горизонты. Системы оперативного менеджмента располагают достаточной полнотой информации, характеризуются низкой степенью неопределенности и ориентированы на средний и нижний уровни менеджмента.
Стратегический и оперативный инновационный менеджмент находятся во взаимодействии и содержательно дополняют друг друга в едином процессе управления. Так, если стратегический менеджмент концентрируется на важнейших проблемных и структурных областях, то оперативный менеджмент охватывает все направления деятельности предприятия, его функциональные подсистемы, структурные элементы и конкретно всех участников инновационной деятельности.
Оперативное управление инновационной деятельностью анализирует возможности, ищет и согласует наиболее эффективные пути и средства реализации принятой стратегии развития предприятия. Оно сосредоточено на формировании производственных, научных, маркетинговых, а также различных обеспечивающих подсистем предприятия, осуществляет управление подразделениями материально-технического снабжения, сбыта, информационного и финансового обеспечения. Деятельность инновационного менеджера предусматривает формирование инвестиционного, продуктового тематического и проектного портфеля предприятия, разрабатывает конкретные мероприятия по оптимальному управлению персоналом[5].
Целью деятельности в области оперативного управления инновациями является реализация потенциала организации для достижения высоких объемов реализации, прибыли, доходов и упрочения ее позиций на рынке.
Управление инновационной деятельностью фирмы состоит из:
постановки стратегических и тактических целей,
разработки системы стратегий,
анализа внешней среды с учетом неопределенности и риска,
анализа инфраструктуры,
анализа возможностей фирмы,
диагноза реально сложившейся ситуации,
прогноза будущего состояния фирмы,
поиска источников капитала,
поиска патентов, лицензий, ноу-хау,
формирования инновационного и инвестиционного портфелей,
стратегического и оперативного планирования,
оперативного управления и контроля за научными разработками, их внедрением и последующим производством,
совершенствования организационных структур,
управления технико-технологическим развитием производства,
управления персоналом,
управления и контроля за финансами,
анализа и оценки проектов нововведений, выбора инновационного проекта, оценки эффективности инноваций, процедуры принятия управленческих решений, изучения рыночной конъюнктуры, конкуренции и повеления конкурентов, поиска ниши на рынке,
разработки стратегии и тактики инновационного маркетинга, исследования и управления формированием спроса и каналов сбыта, позиционирования нововведения на рынке, формирования инновационной стратегии фирмы на рынке, устранения, диверсификации и управления рисками.
В последнее десятилетие в связи с возрастанием стохастических и случайных факторов во внешней среде, а также вследствие неполноты и асимметричности информации в сложных социотехнических системах стали нарастать процессы десинхронизации ритма и роста параметров возмущения системы.
С точки зрения термодинамики это объясняется не только возрастанием энтропии как меры устойчивости системы, но и повышением склонности системы к переходу в нестабильное, хаотичное состояние[6].
Данное допущение в полной мере относится к инновационным преобразованиям. В такой ситуации стратегия фирмы как обобщающей модели действий, необходимых для достижения поставленных целей, оказалась напрямую связанной с реакцией фирмы на происходящие изменения. Исследование реактивности организации на изменения среды привело к выявлению различных типов реакций предприятия и повлекло за собой значительные изменения в системе управления.
Главными типами реакций предприятий на изменение среды считаются:
производственная, основанная на поддержании прежнего уровня;
конкурентная, нацеленная на расширение и укрепление позиций на рынке;
предпринимательская, направленная на максимальное приспособление к изменениям с целью увеличения дохода;
инновационная, ориентированная на системное обновление.
Типы реакций предприятий демонстрируют тесную связь как с механизмом управления организацией, так и с мероприятиями стратегического и оперативного менеджмента.
Взаимосвязь реакций организации со стратегией и тактикой менеджмента показывает важность учета фактора реактивности.
При таком подходе стратегический менеджмент разрабатывает систему стратегий, направленных на приспособление к внешней среде, а также на максимальную результативность использования внутренних возможностей фирмы.
В российской экономике инновационной инфраструктуры практически нет. Импортировать выгоднее, чем производить. Интеллектуальную собственность не выгодно ставить на учет и коммерциализировать. Банкам не выгодно инвестировать в инновационные разработки.
Конкурентоспособная продукция является синонимом инноваций . При глобальной конкуренции выживает только инновационная продукция. Она может появиться только в инновационной инфраструктуре (рынок идей, рынок капитала, рынок товаров и услуг). Эту инфраструктуру может создать только государство (законодательно). При условии, что оно заинтересовано в наполнении бюджета производственными, а не ресурсными деньгами. Инновации – это признак рыночной экономики.
Первый путь, по классическому маркетингу – это удовлетворение спроса. Второй путь – результат технологического прорыва.
По первому пути, согласно.Ф. Котлеру, надо 2-3 года исследований, а потом продукт. Но сейчас основной тип производства многономенклатурный мелкосерийный. Сменяемость продукции раз в несколько месяцев. На годовые исследования времени нет. Поэтому первый путь в рыночной экономике уже стал историей.
Основным является второй путь. Путь быстрого внедрения инноваций . И дальнейшее формирование спроса на инновационные продукты.
Российская экономика вместо рыночных финансовых механизмов имеет принципиально два своих механизма: Бюджетные финансирование и Монополии. С одной стороны госзаказ и дотации, с другой стороны, монополизм в крупных сферах деятельности. Ни там, ни там инновации принципиально не нужны, так как эффективность не является основным критерием успеха. Любая якобы «рыночная» деятельность, при ближайшем рассмотрении, оказывается основана на бюджетных или монопольных деньгах. Правда может быть трансформирована два-три раза через какие-то предприятия (якобы работающих в условиях рынка). Кризис 2009 это ярко продемонстрировал.
Традиционная схема «Заказчик – Исполнитель» уже не работает. Заказчик не может заказать инновационную продукцию, так как не знает о технологических новшествах. Он может заказать только хорошо известную продукцию или технологию. Поэтому в этой схеме не может появиться конкурентоспособная продукция.
Устойчивость схемы «Заказчик – Исполнитель» в России как раз и объясняется отсутствием потребности в инновациях. Идет планомерное освоение бюджетных денег, без попыток создания конкурентоспособной продукции. В рамках действующего производства инновационная продукция не может создаваться по определению. Монополисты, в свою очередь, имею свою сверхприбыль за счет снижения качества и повышения цены. Что также не требует инноваций .
Чтобы появилась инновационная продукция – неизбежно должен появиться Инвестор. Это тот, кто профинансирует инновацию и возьмет не себя риск дальнейшего продвижения новой продукции. Риск щедро оплачивается конечным покупателем, что и является движущей силой инновационных инвесторов.
Инвестиционные и венчурные фонды, создаваемые государством (на бюджетные деньги), ставят свои цели и задачи по аналогии с западными фондами. Но в условиях отсутствия инновационной инфраструктуры проекты «буксуют». Быстрой и легкой отдачи не получается. И тогда инвестиционные и венчурные фонды идут по пути наименьшего сопротивления — «без риска сохранить и приумножить средства». Так появляются инвестиционные проекты в действующие производства и виды деятельности, дающие малую, но гарантированную прибыль. Инновационная продукция и технологии, как рисковые, остаются без внимания.
Инновационные Инвесторы бывают (принципиально) двух типов. Крупные фирмы создают малые инновационные компании для своих интересов. И Венчурные фонды, работающие с любыми инновациями в своих интересах.
Первого типа Инвесторов в России, можно считать пока нет. Венчурные фонды (компании) в России существуют полтора десятка лет. Их деятельность, ни с какой натяжкой, нельзя назвать успешной. Инновационной конкурентоспособной продукции не появилось. Отдельные исключения лишь подтверждают правило.
Историческая роль Венчурных фондов в России – инициация инновационной инфраструктуры. Небритый изобретатель не имеет возможностей воздействовать на инфраструктурные элементы экономики. А Российские венчурные фонды могут. Работа с банками, производителями, продавцами, управление интеллектуальной собственностью – все это по силам Венчурным фондам, а инноваторы должны давать только свои идеи. Основной упор венчурных фондов должен быть на внедрении, а не просто на финансовой поддержке. Создание условий производства товаров и услуг, основанных на инновациях. Создание конкурентоспособной продукции. Наполнение бюджета товарными, а не нефтяными деньгами. Создание рабочих мест. Возможность активной части населения кормить себя самостоятельно, без подачек государства.
Информация о работе Сущность и содержание инновационного менеджмента