Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 08:30, курсовая работа
Для улучшения современной социально-экономической ситуации в России невозможно недооценить значение малого бизнеса, признанного в разных зарубежных странах одним из важнейших компонентов инновационного механизма и важнейшим объектом инвестирования. Со свойственной ему гибкостью, восприимчивостью к нововведениям, быстрой адаптацией к изменениям рыночной конъюнктуры, именно он в кооперации с крупными компаниями, позволит активизировать инновационные процессы. Тем более, что специфика внедренческой деятельности подразумевает множество трудоемких ручных операций, приостановку производственных мощностей, неполную занятость персонала, комбинирование высококвалифицированного и неквалифицированного труда, т.е. то, к чему более приспособлены мелкие фирмы.
Наиболее значимые требования к механизму интеллектуальной собственности в рамках предприятия – это: низкозатратность процессов патентирования; возможность свободной покупки лицензии для организации производства новых продуктов и технологий; обеспечение законодательной защиты прав собственности на интеллектуальный продукт.
К вышеупомянутым механизмам необходимо добавить механизмы планирования и контроля внутрифирменной инновационной деятельности, а также механизм взаимодействия участников инновационного процесса . Участниками инновационного процесса могут быть «инсайдеры». К ним относятся работники предприятия: руководители разных уровней, специалисты – экономисты, инженеры, конструкторы, технологи, а также рядовые рабочие. К аутсайдерам можно отнести внешних собственников, банки, представителей федеральных, местных органов власти и общественных организаций, научно-исследовательские организации и провайдеров технологий, другие предприятия. При анализе взаимодействия участников инновационного процесса важны следующие моменты: совокупность формальных и неформальных правил, регулирующих взаимодействие; степень участия в инициировании, разработке, реализации проектов и программ; степень заинтересованности и направленность интересов различных участников в процессе внедрения инноваций.
Глава 2. Развитие малого инновационного бизнеса в России и за рубежом.
2.1. Современное состояние инновационного бизнеса РФ.
Ориентированный на разработку и реализацию нового товара малый инновационный бизнес всегда являлся актуальной темой в области предпринимательства. Инновационный бизнес по-своему уникален и сложен, так как затрагивает все возможные виды предпринимательской деятельности, а именно: производство, продажа товара, менеджмент, маркетинг. Собирая все самые насущные проблемы данных сфер, он становится достаточно проблематичным, но, тем не менее, по многим причинам остается привлекательным для большинства бизнесменов.
Преимущества данного вида бизнеса выражены в том, что он необходим для совершенствования деятельности иных сфер предпринимательства и ориентирован на определенные потребности покупателей. Малый инновационный бизнес интересен ещё тем, что он имеет «соревновательный» характер, всегда есть к чему стремиться в процессе борьбы с конкурентами.
По некоторым статистическим данным, инновационный бизнес в общей структуре малого бизнеса России составляет всего лишь 3-4%. При этом чиновники на различных заседаниях и конференциях постоянно обсуждают мощный научный потенциал страны. Не так давно было проведено исследование - происходил опрос всех зарегистрированных представителей малого инновационного бизнеса в России. Результаты многих удивили: оказалось, что только 15% предприятий могут считаться действительно инновационными. Они постоянно проводят научные исследования, охраняют интеллектуальную собственность и занимаются коммерциализацией новшеств на рынке. Остальные предприятия свою инновационную составляющую давно утратили.
Почему же малый инновационный бизнес
так медленно развивается? Этому есть
несколько причин. Начнем с того, что до
сих пор не существует конкретной правовой
основы инновационной деятельности. В
действующих законах даже нет определения
слова «инновации». Не имея четкого понятия,
статистики, мониторинга, объективной
оценки потенциала инновационных предприятий,
говорить о развитии малого инновационного
бизнеса крайне сложно.
Инновации в малом бизнесе пока не достаточно
востребованы, что объясняется отсутствием
мотивации у предпринимателей, ведь в
данной сфере нет гарантии на получение
дохода, новый разработанный товар может
совершенно не заинтересовать потребителей.
Для развития инновационной деятельности
не хватает опытных специалистов, особенно
ощутима нехватка менеджеров, которые
способны продвигать товар на рынке. Малый
инновационный бизнес требует вложения
существенных финансовых средств, которых
у предпринимателей попросту нет. Существует
государственный фонд, оказывающий финансовую
помощь инновационным предприятиям, но
её, к сожалению, недостаточно. Современные
исследователи, не имея мотивации, совершенно
отказываются верить в то, что бизнес и
инновации являются совместимыми вещами.
Так о каком развитии может идти речь,
если сами исследователи, научные сотрудники
не видят перспектив? Кроме всего вышесказанного,
развитие малого предпринимательства
в инновационной сфере в России тормозит
нестабильная экономическая ситуация.
Для того чтобы малый инновационный бизнес действительно начал активно развиваться, необходимо решить все эти проблемы, то есть: сформировать нормативно-правовую базу, создать оптимальные условия для развития бизнеса, подготовить квалифицированных работников, увеличить источники финансирования и прочее. Прежде чем приступить к решению всех этих проблем, необходимо провести мониторинг инновационных предприятий, так как на данный момент точное число инновационных предприятий не известно. Без результатов мониторинга, без статистических данных все проблемы малого инновационного бизнеса решить невозможно.
2.2. Инновационное
Инновационное предпринимательство — это процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организационный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур.
Предпринимателей отличает инновационный тип мышления. В настоящее время сложилось понимание предпринимателя как новатора. «Задача предпринимателей — реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле — через использование новых технологических достижений для производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции — вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли промышленности».
Инновационное предпринимательство — это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как общественный технический экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений.
В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:
·инновация продукции;
· инновация технологии;
·социальные инновации.
Первый вид инновационного предпринимательства— инновация продукции — представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д.
Второй вид — инновация технологии —
это процесс обновления производственного
потенциала, направленный на повышение
производительности труда и экономию
энергии, сырья и других ресурсов, что
в свою очередь дает возможность увеличить
объем прибыли фирмы, усовершенствовать
технику безопасности, провести мероприятия
по защите окружающей среды, эффективно
использовать внутрифирменные информационные
системы.
Последний вид инновационного предпринимательства
— социальные инновации — представляет
собой общий процесс планомерного улучшения
гуманитарной сферы предприятия. Применение
инноваций такого рода расширяет возможности
на рынке рабочей силы, мобилизует персонал
предприятия на достижение поставленных
целей, укрепляет доверие к социальным
обязательствам предприятия перед сотрудниками
и обществом в целом.
На основе способа организации инновационного
процесса в фирме можно выделить три модели
инновационного предпринимательства:
· инновационное предпринимательство на основе внутренней организации, когда инновация создается и (или) осваивается внутри фирмы ее специализированными подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту;
· инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи контрактов, когда заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними организациями;
· инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства.
Наиболее часто используемой является
вторая модель инновационного предпринимательства
— фирма размещает заказ на разработку
новшеств, а осваивает их собственными
силами (не на основе размещения комплексных
заказов типа «под ключ»). Относительная
редкость использования первой модели
объясняется недостаточным потенциалом
«заводской науки».
В основе всех видов инновационного предпринимательства
лежит создание и освоение новых видов
продукции (товаров, услуг), изготовление,
создание вещей, ценностей, благ, понимаемое
в самом широком смысле слова. Главной
и определяющей частью такого предпринимательства
является создание и производство научно-технической
продукции, товаров, работ, информации,
духовных (интеллектуальных) ценностей,
подлежащих последующей реализации покупателям,
потребителям.
Для российской экономики инновационное предпринимательство чрезвычайно привлекательно. Оно стимулирует экономические процессы, необходимые именно на стадии перехода к рыночным отношениям, в частности, значительный приток ресурсов в сферу научных исследований и разработок. В Российской Федерации популярность инновационных видов деятельности постепенно растет. Это связано с относительной стабилизацией политической и экономической обстановки в стране после сокрушительного 1998 года, а также с многочисленными преимуществами данного вида предпринимательства и усилением позитивной роли государства в стимулировании инновационного процесса.
В России инновационная деятельность развивалась обычно в научных организациях, а не в высших учебных заведениях. К числу Научных организаций относятся организации Российской академии наук, прикладные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. В стране только в организациях Академии наук ведутся работы, связанные с фундаментальной наукой. Сегодня многие подразделения Академии занимаются также прикладными исследованиями. Перенести научную работу по западному образцу в вузы в России пока не удается. Для решения этой задачи в рыночной экономике нужно, чтобы предприниматели были заинтересованы в научной помощи высшей школы, а высшая школа могла бы эту помощь оказать. Ни то ни другое требование, как правило, не выполняется. Предприниматели считают, что их научные знания ничуть не меньше, чем знания у работников вузов, и не хотят заключать договоров на научно-исследовательские разработки (НИР) с вузами. Считается, что затраты не окупят себя. Часто предприниматели даже не понимают, какую помощь им может оказать высшая школа, а представители высшей школы не понимают требований, предъявляемых им предпринимателями. Сегодня в высших учебных заведениях можно встретить разнарядку, спущенную на кафедры, о заключении заданного количества договоров на НИР с бизнесом. То есть вместо создания благоприятной внешней среды для интеграции бизнеса с высшей школой используются известные издревле указания сверху. Для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в вузах следует использовать опыт США, где такое финансирование в подавляющем большинстве случаев осуществляется за счет Федерального правительства.
2.3. Госсударственная поддержка инновационной деятельности малого бизнеса в РФ.
Инновационный бизнес является одним из двигателей экономики, для развития такого бизнеса нет необходимости вкладывать огромные денежные ресурсы, которые требуется, например, для разведки и разработки новых месторождений полезных ископаемых или создания предприятия тяжелой промышленности. Важной задачей для любого государства является поддержка инновационного бизнеса, который может быть организован на малых и средних предприятиях. Кроме того, что подобные предприятия создают рабочие места, идеи, которые "умельцы" смогли воплотить в жизнь, могут принести огромную пользу государству.
Методы воздействия государства в области инновационной деятельности можно подразделить на административные и экономические ( прямые и косвенные). Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и концепцией государственного регулирования – с упором на рынок или на централизованное воздействие.
Административные методы осуществления инновационной политики, в отличие от директивных методов управления в централизованной системе хозяйствования, в условиях рыночных отношений базируются на законодательной основе. Административное вмешательство государства в инновационную деятельность посредством правового нормирования патентной политики государства и политики стандартизации позволяет хозяйствующим субъектам сохранять монополию на новизну и достигать унификации продукции товаропроизводителей.
Наиболее действенными методами инновационного регулирования являются экономические, основанные на учете мотивационных факторов товарного производства. Они отличаются от административных недирективным характером и использованием экономических рычагов и регуляторов.
К прямым методам экономического воздействия относятся инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирование и программирование, а также государственное предпринимательство и государственные заказы.
Задачей косвенных экономических методов является формирование общественных, а не индивидуальных условий инновационной деятельности. Среди них традиционно используются:
· налоговое и амортизационное регулирование;
· кредитная и фондовая политика;
· ценовое регулирование;
· политика протекционизма.
Наиболее значительными косвенными методами являются кредитная и налоговая политика Кредитная политика регулирует объем финансовых ресурсов, доступных для финансирования нововведений., а также осуществляет управление уровнем ссудного процента.
Информация о работе Теоретические основы инновационной деятельности