Технопарки - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Технопарки в
России. Особенности развития
Введение.
Семь лет в России идут
реформы политической и экономической
системы и все сферы жизнедеятельности
общества вольно или невольно претерпели
значительные качественные и количественные
изменения. Изменения происходят и
в научном сообществе, во взаимоотношениях
науки и государства. Резкое падение
спроса на производимые в России знания,
на инновации привело к тому, что
российская наука понесла огромные
потери и приблизилась к черте, за
которой будет полностью утерян
созданный за десятилетия интеллектуальный
потенциал нации. Начиная с 1991 г.
на фоне общего падения производства
практически исчез спрос на инновации,
на знания. Государство отказалось
от функций управления и контроля
наукой. Финансирование прикладной, отраслевой
науки было прекращено, и многие
НИИ были ликвидированы. Финансирование
государственных академий было уменьшено
более чем в 10 раз, но их организации
сумели сохраниться, а некоторые, найдя
дополнительные источники финансирования,
работают достаточно эффективно. По данным
Центра исследований и статистики науки
количество исследователей в России
на 1 января 1997 г. составило 744, 9 тыс. человек,
сократившись за 5 лет в пять раза.
А по прогнозу ЦИСН, сокращение этой
численности в 1998-1999 годах после
реструктуризации многих институтов достигнет
примерно 25-26% (почти 190 тыс. человек).
Неопределенность целей
и задач российского государства,
отсутствие средств на реформы, так
и не позволили по существу приступить
к самим реформам. Сфера науки
- часть общества и место этой
сферы в иерархии приоритетов
общества зависит от того, насколько
полно результаты деятельности науки
отвечают запросам общества. Смысл
реформирования науки в самом
общем виде состоит в том, чтобы,
во-первых, внимательно проанализировать
спрос на знания на современном этапе
в обществе и реформировать сферу
науки так, чтобы она полностью
отвечала запросам общества, и, во-вторых,
если есть коллективы ученых, которые
производят знания, не пользующиеся спросом
общества, попытаться сформировать спрос
на эти знания.
У России сегодня нет более
важной цели, чем сдвинуть экономику
с мертвой точки, запустить производство,
создав условия для эффективного
инновационного процесса. Вот здесь
мы непосредственно обращаемся к
научной сфере. Идеи, возникающие
в сфере науки должны очень
быстро доходить до сферы производства
и превращаться в товар. Мировой
опыт показывает, что страны, желающие
стать лидером в избранной
области техники и технологии,
начинают производить знания в данной
области у себя дома. Дело в том,
что необходимо иметь минимально
короткий инновационный цикл (время
от рождения идеи, знания до воплощения
идеи в продукте), а ускорить инновационный
цикл удается только за счет совместной
работы ученых и технологов.
В России в настоящее время
разорвана естественная цепь: фундаментальная
наука — прикладная наука —
промышленность. Таким образом, в
восстановлении взаимодействия в цепи
"наука —производство", в запуске
ускоренного инновационного механизма
суть необходимых реформ науки. В
настоящее время создаваемые
инновации не идут в производство,
и сохранение этой ситуации может
быть смертельным для реформ в
науке. Происходит это потому, что
крупная отечественная промышленность,
как основной потребитель инноваций,
не имеет ресурсов для переоснащения
технологий и освоения новой продукции.
Несовершенная нормативная база
и налоговое законодательство не
стимулируют инновацию, а отсутствие
спроса на инновации делает ненужными
исследования.
Для изменения ситуации необходимо
максимально быстро развивать малое
предпринимательство в науке
и технологии. Зарубежный опыт показывает,
что этот производитель очень
динамичен, требует малых капиталовложений,
и многие крупнейшие корпорации мира
на начальной стадии развития относились
к малым фирмам. Именно малое предпринимательство,
как правило, берется реализовывать
новые рискованные идеи, кроме
того, оно массовое, т. е. ему нужно
много разных идей. Наконец, в малом
бизнесе очень часто именно производитель
знания становится участником инновационного
превращения своей идеи в товар,
и в результате достигается кратчайший
инновационный цикл.
Таким образом, в нынешних
условиях надо сделать ставку на ускоренное
развитие малого предпринимательства,
как на локомотив, который не только
потащит за собой промышленное производство,
но и быстро сформирует спрос на
знания, производимые в России в
сфере науки.
В этой связи очень интересен
опыт технополисов и технопарков
как одной из наиболее удачных
форм интеграции науки и производства.
В своей работе я постараюсь рассмотреть
мировой опыт функционирования технопарков
и сравнить их с особенностями
становления этих зонтичных структур
в России.
Глава I. Что
такое технопарк и технополис
Понятие наукоемких
технологий.
Последняя треть ХХ столетия
ознаменовалась бурными событиями
в жизни человеческого общества.
Глубокие сдвиги в экономических, политических,
общественных структурах периодически
взрывают устоявшийся, казалось бы, порядок
вещей, вызывают бурный, непредсказуемый
ход событий. В основе этих движений
научно-технический прогресс, темпы
которого все более ускоряются. Произошла
целая серия технологических и фундаментальных
открытий в области электроники, радиофизики,
оптоэлектроники и лазерной техники, современного
материаловедения (“новые материалы”),
химии и катализа, создание современных
авиации и космонавтики, бурное развитие
информационных технологий, поразительные
результаты в области микро- и наноэлектроники
породили производство наукоемких продуктов,
в основе которых лежат наукоемкие технологии,
за счет которых происходит экономическое
развитие в последние годы. Поэтому научно-технический
прогресс в последние десятилетия приобретает
ряд новых черт. Новое качество рождается
в сфере взаимодействия науки, техники
и производства. Одно из проявлений этого—резкое
сокращение срока реализации научных
открытий: средний период освоения нововведений
составил с 1885 по 1919г. 37 лет, с 1920 по 1944г.
— 24 года, с 1945 по 1964г. —14 лет, а для наиболее
перспективных открытий (электроника,
атомная энергетика, лазеры)— 3 —4 года.
Произошло, таким образом, сокращение
этого периода до продолжительности строительства
крупного современного предприятия. Это
означает, что появилась фактическая конкуренция
научного знания и технического совершенствование
производства, стало экономически более
выгодным развивать производство на базе
новых научных идей, нежели на базе самой
современной, но “сегодняшней” техники.
В результате изменилось взаимодействие
науки с производством: раньше техника
и производство развивались в основном
путем накопления эмпирического опыта,
теперь они стали развиваться на основе
науки—в виде наукоемких технологий.
Это технологии, в которых способ производства
конечного продукта включает в себя многочисленные
вспомогательные производства, использующие
новейшие технологии. В наукоемких отраслях
высоки темпы научно-технического прогресса.
Например, в ключевой области современного
НТП— микроэлектронике —скорость накопления
опыта характеризуется ежегодным удвоением
сложности и объема выпуска интегральных
схем при 30-процентном снижении издержек
и цен. В этих условиях отставание чревато
не только потерей позиций в данной отрасли,
но и безнадежным отставанием отраслей,
где широко применяется электроника—в
таких наукоемких отраслях как лазеры,
авиастроение, отдельные виды машиностроения
и др. Эти технологии используют многочисленные
достижения фундаментальных и прикладных
наук. Скорость появления новых изобретений
и совершенно новых направлений исследований,
которые иногда становятся самостоятельными
отраслями научного знания, способствует
увеличению скорости морального износа
уже имеющейся техники и технологии. Следующее
за этим обесценение постоянного капитала
вызывает значительный рост издержек,
падение конкурентоспособности. Поэтому
у производителей высок интерес к научным
знаниям, они заинтересованы в контактах
с наукой.
Кроме того, наукоемкие технологии
не представляют собой изолированные,
обособленные потоки. В целом ряде
случаев они связаны и обогащают
друг друга. Но для их комплексного
использования необходимы фундаментальные
разработки, открывающие новые сферы
применения новейших процессов, принципов,
идей. Чрезвычайно важны также
распространение одной и той
же научно-технической идеи в другие
отрасли, адаптация новых методов
и продуктов для других сфер, формирование
новых секторов рынка. Требуется
вести активный научный поиск, который
потребуется вести во многих направлениях,
чтобы не пропустить какой-либо способ
перспективного применения нововведения.
Риск неточного выбора направления
разработки чрезвычайно велик. За последние
15-20 лет развитые страны накопили значительный
опыт организации инновационной
деятельности. Возникли различные формы
внедрения научных разработок в
производство (ведь сами по себе технологии
никому не нужны, если нет их практического
использования: технологическая кооперация,
межстрановый технологический трансферт,
территориальные научно-промышленные
комплексы.
Что такое технопарк.
причины появления технопарков.
Первый вузовский технопарк
появился в 1947 году в США в городе
Бостон. Десятилетний опыт работы этого
первого, а также появившихся
вслед за ним вузовских технопарков,
был столь успешным, что начиная
с семидесятых годов число
технопарков начало стремительно расти.
Технопарки функционируют
в общем поле так называемых зонтичных
структур. Эти структуры (к которым
относятся также бизнес-инкубаторы,
инновационные центры, инжиниринг-центры
и др. ) призваны обслуживать начинающих
предпринимателей, ученых, разработчиков,
инженеров с целью обеспечить
быстрое и прямое внедрение разработок
и бизнес-планов. Специфика технопарка—научные,
конструкторские и технологические
разработки, связанные с высокими
технологиями (hi-tech).
Автор идеи представляет администрации
технопарка свой проект, написанный в
виде бизнес-плана. Если проект одобряется,
то с автором заключается контракт
обычно на 2—3 года (в течение которых
он может быть и расторгнут, если
стороны не выполняют записанных
в нем условий) и автор становится
клиентом технопарка. Ему предоставляют
"ячейку"—производственный модуль
технопарка, где он и работает. Клиенты
технопарков на льготных условиях пользуются
телекоммуникационными услугами, бухгалтерией,
консультациями управленцев, юристов
и т. п. , причем тут же, на месте. Нет
необходимости искать нужного специалиста
на стороне—все они здесь имеются.
Для оплаты этих услуг и других
расходов, связанных с выполнением
проекта, клиенты получают от технопарка
кредит (иногда его предоставляют
банки или заинтересованные фирмы).
Все это входит в перечень сервисных
услуг технопарка. В этом и заключается
зонтичность. Этот сервис становится эффективным
и начинает приносить доход технопарку
(а значит, и вузу или научному
центру, обычно учреждающему технопарк),
когда проекты будут наиболее
эффективными и прибыльными.
Наиболее организационно
близкой технопарку структурой является
бизнес-инкубатор. Он, однако, не возникает
на базе вуза или научного центра, а
полностью ориентирован на посторонних
клиентов. Это чисто коммерческая
структура, призванная оживлять малый
бизнес, и потому она часто субсидируется
государством (в США, Финляндии, Швеции
и др. ). Инкубатор не ориентирован
исключительно на hi-tech, что обязательно
для технопарка, а может реализовывать
самые разные проекты, например, в
торговле. Большинство клиентов технопарка
так никогда и не станут бизнесменами—они
выполнят проект, внедрят свою разработку
и вернутся в научную лабораторию.
Инкубатор же готовит бизнесменов.
Начиная с 1990 года, вузовские
технопарки стали появляться в России.
Несмотря на сильные различия в экономических
условиях разных стран имеется одна
универсальная причина появления
технопарков в государственных
вузах. Эта причина кроется в
том, что для обеспечения наиболее
благоприятных условий для развития
вузы создают многоканальные системы
финансирования своей деятельности.
Первой основной компонентой
этой системы является государственное
(федеральное) финансирование учебной
и научной деятельности.
Вторая компонента — это
пополнение бюджета вуза за счет ведения
научных исследований —НИЧевская составляющая.
Основной задачей НИЧ является организация
научных исследований в различных
областях науки и техники. Такое
положение вещей было, есть и будет.
Однако некоторые направления исследований
получают столь мощное развитие, что
требуют качественно новой экспериментальной
или даже производственной базы. Таким
образом, эти направления перерастают
рамки НИЧ и для своего дальнейшего
развития требуют образования юридического
лица— либо в форме НИИ, либо в
форме УНЦ, либо в форме малого
предприятия. Объединение подобных
юридических лиц и создают
технопарк.
Третья компонента —за
счет ведения образовательной деятельности
на коммерческой основе (коммерческий
прием, различные образовательные
услуги).
Четвертая компонента — за
счет производственной деятельности технического
вуза (технопарк). Пятая —по международным
связям, финансирования по международным
программам, спонсорская помощь и
так далее.
Основу деятельности технопарка
составляет производственная деятельность.
Для решения специфических задач,
связанных с осуществлением этой
деятельности создаются отдельные
юридические лица—малые предприятия.
Эти малые предприятия будучи
изолированными друг от друга попадают
в довольно сложную ситуацию, ибо
они имеют весьма ограниченные финансовые,
технические, кадровые и прочие возможности.
По этой причине малые предприятия
имеют тенденцию к образованию
объединений, которые получили название—
технологический парк или, сокращенно,
технопарк. Итак, технопарк —это объединение
малых вузовских фирм, имеющее
целью создание общей системы
экономико-правового обслуживания,
технического обслуживания, а также
общей системы инвестиций и общей
системы ведения инновационной
деятельности. Иными словами, технопарк—это
дружественная среда, в которой
обеспечивается высокая выживаемость
малых вузовских фирм наукоемкого
производства, благоприятные условия
для их развития. Для справки сообщу,
что в экономически благополучной
Финляндии 2/3 малых фирм развивается
в течение пяти лет, если их оставить
без поддержки, без дружественной
среды обитания.
Классификация
технопарков.
“Научные парки” — формы
интеграции науки с промышленностью
— относятся к разряду территориальных
научно-промышленных комплексов. В
развитии “научных парков” четко
прослеживаются два этапа: 60-е годы,
когда возникло большинство “научных
парков” на их “родине”— в США
—- и появились зачаточные их формы
в западноевропейских странах —Великобритании,
Франции, ФРГ. В 80-е годы, с начала
которых стало формироваться
“второе поколение” технопарков
в США и Западной Европе, появились
технопарки и в странах, где их
раньше не было (Японии и других странах
Дальнего Востока), многообразие “парков”
пополнилось новыми их разновидностями.
“Научные парки” можно условно
свести к трем моделям - американской
(США, Великобритания), японской (Япония)
и смешанной (Франция, ФРГ). Американская
модель.
В США и Великобритании
в настоящее время выделяются
три типа “научных парков”: “научные
парки” в узком смысле слова;
“исследовательские парки”,
отличающиеся от первых тем, что в
их рамках новшества разрабатываются
только до стадии технического прототипа;
“инкубаторы” (в США) и инновационные
центры (в Великобритании и Западной
Европе), в рамках которых университеты
“дают приют” вновь возникающим
компаниям, предоставляя им за относительно
умеренную арендную плату землю,
помещения, доступ к лабораторному
оборудованию и услугам.
Крупнейший из “научных парков”
США —Стэнфордский. Он расположен на
землях университета, сдаваемых в
аренду сроком на 51 год “высокотехнологичным”
компаниям, взаимодействующим с
университетом: в последнем преподает
много инженеров-исследователей. Парк
был объявлен заполненным в 1981 году—
80 компаний и 26 тысяч занятых. Среди
компаний —три главных учреждения
геологической службы США, гиганты
электроники (IBM, Hewlett Packard), аэрокосмические
компании (“Локхид”), химические и
биотехнологические.
Типичный пример “исследовательского
парка”, в котором на землях университета
находятся не предприятия и лаборатории
собственно промышленных компаний, а
исследовательские институты некоммерческого
характера, тесно связанные с
промышленностью, —Центр Иллинойского
Технологического Института (ИТИ), частный
исследовательский центр США
с бюджетом около 68 млн. долларов в
год.
“Идеальный” тип исследовательского
парка представляет собой старейший
“научный парк” Шотландии—Хериот-Уоттский:
это единственный “научный парк”
в Европе, в котором разрешено
только проведение научно-исследовательских
работ и запрещено массовое производство.
С начала 80-х годов в
западноевропейских странах получила
распространение новая для этих
стран разновидность технопарков,
ориентированная на нужды мелких
“высокотехнологичных” предприятий,
— инновационные центры, сходные
с американскими “инкубаторами”.
Их задача —соединять идеи и изобретения
с капиталом и предпринимателями,
привлекать общественные и частные
фонды, чтобы обеспечить “стартовый
период” новым внедренческим
компаниям.