Типы инноваций в современное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 17:51, реферат

Краткое описание

21 век неотделим от ставшего в последнее время очень «модным» понятия «инновация». В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Содержание

Введение____________________________________________________2
1.Понятие инновации ___________________________________________3
2.Функции инновации___________________________________________5
3.Жизненный цикл инновации____________________________________5
Список используемой литературы______________________________10

Вложенные файлы: 1 файл

кибакин реферат22.docx

— 29.33 Кб (Скачать файл)

 
Содержание. 

Введение____________________________________________________2

1.Понятие инновации ___________________________________________3

2.Функции инновации___________________________________________5

3.Жизненный цикл инновации____________________________________5

Список используемой литературы______________________________10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 
 
21 век неотделим от ставшего в последнее время очень «модным» понятия «инновация». В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.  
Термин "инновация" стал активно использоваться еще в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. 
 
В жизни все меняется. Изменения - основа прогресса. А инновации - ключ к изменениям. Непрерывное совершенствование - естественная форма существования всякой человеческой деятельности. Поэтому нет ничего удивительного в том, что к новым идеям, предложениям, разработкам постоянно приковано внимание. 
 
В моей работе в качестве объекта рассмотрения  выступает понятие инновации. Предметом рассмотрения являются инновации в туристской сфере, а также направления инновационного развития в РФ. Цель работы – составить представление об инновациях и родственных им понятиям. Задачи – определить понятие «инновация», выделить виды инноваций, рассмотреть понятия «инновационный процесс», «инновационный менеджмент», обратить внимание на современные направления инновационной деятельности в РФ и инновации в туристской сфере.

1.Понятие инновации. 
 
Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новаторство) понимаются «инвестиции в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги. 
 
Новация (лат. novation — изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п.  
 
Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п. 
 
В литературе насчитываются сотни определений. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.  
Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация - это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений - новый момент динамизации экономического развития.  
В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.  
Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций - рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.  
Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.  
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:  
1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).  
2. Внедрение продукции с новыми свойствами.  
3. Использование нового сырья.  
4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.  
5. Появление новых рынков сбыта.  
Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.  
Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.  
 
При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги - инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

2.Функции инновации 
 
Таким образом, инновация выполняет следующие три функции: 

воспроизводственную;

инвестиционную;

стимулирующую.

3.Жизненный цикл инновации

Все экономические процессы, как и жизнь человека, протекают во времени, т.е. имеют начало, движение вперед и окончание. Потребности и установки людей изменяются по мере того, как они переходят от одного этапа жизни к другому. Точно также любые товары и услуги проходят через ряд стадий, которые в совокупности представляют собой некоторую разновидность жизненного цикла. 
 
Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду. 
 
Концепция жизненного цикла инновации играет принципиальную роль при планировании производства инноваций и при организации инновационного процесса. Эта роль заключается в следующем: 
 
- концепция жизненного цикла инновации вынуждает руководителя хозяйствующего субъекта анализировать хозяйственную деятельность, как с позиции настоящего времени, так и с точки зрения перспектив ее развития.  
 
- концепция жизненного цикла инновации обосновывает необходимость систематической работы по планированию выпуска инноваций, а также по приобретению инноваций.  
 
- концепция жизненного цикла инновации является основой анализа и планирования инновации. При анализе инновации можно установить, на какой стадии жизненного цикла находится эта инновация, какова ее ближайшая перспектива, когда начнется резкий спад и когда она закончит свое существование.  
 
Жизненные циклы инновации различаются по видам инноваций. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными стадиями.  
 
Схемы жизненного цикла различны у инновационного продукта и у инновационной операции (процедуры). 
 
Основные стадии жизненного цикла нового продукта: 
 
На стадии разработки нового продукта производитель организует инновационный процесс. Собственно говоря, на этой стадии происходит вложение капитала. 
Стадия выхода на рынок показывает период внедрения нового продукта на рынок. Продукт начинает приносить деньги. Продолжительность этой стадии зависит от интенсивности рекламы, от уровня инфляции и эффективности работы пунктов по продаже новых продуктов. 
Стадия развития рынка связана с ростом объема продаж продукта на рынке. Продолжительность ее показывает время, в течение которого новый продукт активно продается и рынок достигает определенного предела насыщения этим продуктом. 
Стадия стабилизации рынка означает, что рынок уже насыщен данным продуктом. Объем продажи его достиг какого-то определенного предела и дальнейшего роста объема продажи уже не будет. 
Стадия уменьшения рынка - это стадия, на которой происходит спад сбыта продукта, однако еще существует спрос на данный продукт и, следовательно, существуют все объективные предпосылки к увеличению объема продажи продукта. 
Две последних стадии могут отсутствовать, т.к. они появляются при диверсификации рынка. 
 
Стадия подъема рынка является продолжением предыдущей стадии. Раз спрос на продукт существует, то производитель начинает изучать условия спроса, менять свою кадровую и ценовую политику, применять различные формы материального стимулирования продажи продукта, как продавца (премии), так и покупателя (призы, скидки), проводить дополнительные мероприятия, а также рекламную шумиху, и т.п. 
Все это позволяет производителю или продавцу увеличить объем продажи продукта на какой-то период времени. Но он уже не может возрасти до ранее достигнутого предела. Стадия подъема рынка продолжается довольно короткое время и переходит в последнюю стадию — стадию падения рынка.  
Стадия падения рынка - это резкое снижение объема продажи продукта, то есть падение его до нуля. На этой стадии происходит полная реализация продукта или полное прекращение продажи продукта из-за его ненужности покупателям. 
Жизненный цикл новой операции включает в себя четыре стадии: 

разработка новой операции и ее оформление в виде документа;

реализация операции;

стабилизация рынка;

падение рынка.

 
На стадии разработки новой операции и оформления ее в виде документа осуществляется работа по инициации, по поиску идеи, по разработке всего алгоритма финансовой операции, по созданию документа. На этой же стадии осуществляется финансирование производителем всех затрат по разработке операции. 
Стадия реализации операции связана с ее внедрением внутри хозяйствующего субъекта или с ее реализацией на рынке. На этой стадии активно действует механизм продвижения и распространения инновации. 
Стадия стабилизации рынка показывает насыщение рынка данной операцией и переходит в стадию падения рынка, когда объем продажи операции начинает резко уменьшаться вплоть до полного прекращения продажи. 
 
При рассмотрении жизненного цикла новой операции следует учитывать три момента. 
 
1. Операция реализуется в форме законченного документа, описывающего всю процедуру выполнения данной операции. 

Операции реализуются  в двух направлениях:

внутри хозяйствующего субъекта, разработавшего данную операцию;

на рынке, путем продажи  операции другим хозяйствующим субъектам.

 
Целью реализации операции внутри хозяйствующего субъекта является получение экономической  выгоды в виде снижения времени на проведение работы, экономии денежных средств и т.п. Целью продажи  операции на рынке другим хозяйствующим  субъектам является получение прибыли  и поднятие своего имиджа. 
 
3. Операции не патентуются, но представляют собой ноу-хау. Поэтому производитель операции может потерять монополию на операцию, не продав ее на рынке. Кроме того, работники других хозяйствующих субъектов могут сами разработать эту операцию, опираясь на какие-то элементы операции, взятые или украденные (промышленный шпионаж) у других хозяйствующих субъектов. 
Показатели инноваций помогают проанализировать способность организации к новым, нестандартным решениям и служат мерой успеха компании в конкурентной гонке на рынке. Система показателей инноваций создает формализованную базу для принятия управленческих решений, выражая стратегические интересы фирмы и мотивируя персонал к инициативной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы 
1.Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

2.Закон г. Москвы от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве"

3.Закон г. Москвы от 07.07.2004 N 45 (ред. от 30.11.2005) "Об инновационной деятельности в городе Москве"

4.Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 N 281 (ред. от 08.08.2009) "О Федеральном агентстве по науке и инновациям"

5.Постановление Правительства РФ от 02.10.2006 N 595 (ред. от 24.03.2009) "О федеральной целевой программе "Развитие государственной статистики России в 2007 - 2011 годах"

6.Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. – М.: «Анкил», 2003.

7.Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. -  М.: Экономика, 2004.

8.Б. Такер. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006.

9.Жуков А.А., Закорин Н.Д. Инновационные аспекты управленческой деятельности на предприятиях сферы туризма. – Спб., 2007.

10.Российское предпринимательство, том 1,  № 3, 2009.

11.Российское предпринимательство, том, 1, №7, 2009.

12.Проблемы теории и практики управления, № 4, 2009.

13.Маркетинг, №1, 2009.

 


Информация о работе Типы инноваций в современное время