Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:45, реферат
В настоящее время внедрение инноваций в различные сферы деятельности человека является важным фактором экономического роста. Каждая компания рассматривает внедрение инноваций как способ улучшения темпов развития предприятия, поддержания и повышения конкурентоспособности производимых товаров и уровня доходности.
В современном мире потребности общества растут с каждым днем, и существование предприятий, согласно старым, традиционным способам развития почти невозможно. Для выживания организации на рынке введение инноваций в ее производство и трудовой процесс является неизбежным.
Соотношение между этими видами менеджмента непостоянно и носит ситуационный характер.
Инновационная деятельность как объект управления характеризуется рядом параметров, управление которыми вызывает большие сложности. Например, функции менеджера направлены на поддержание достигнутого состояния системы, приобретение ею нового качественного состояния и достижение баланса между элементами. Инновационные системы имеют три вида параметров: состояния, управления и возмущающие параметры. Менеджер для поддержания достигнутого уровня системы опирается на параметры состояния. Даже эти сравнительно простые параметры имеют свою специфику в отношении инновационной деятельности. Они характеризуют неравновесность процессов, различную скорость процессов на разных стадиях, неравномерность течения процессов, изменчивость показателей структуры процесса, сложные переплетения пространственно-временных и причинно-следственных связей. Задачи менеджера при выработке параметров управления еще сложнее. Параметры управления должны быть рассчитаны на управление неравновесными системами с асинхронным уровнем распространения информации, инвестиционных ресурсов, накопленного технологического опыта и пр. Рыночный спрос на инновации также имеет асинхронный характер.
1.3 Диагностика в управлении инновациями
Экономическая диагностика предприятия — комплексный анализ и оценка экономических показателей работы предприятия на основе изучения отдельных результатов, неполной информации с целью выявления возможных перспектив его развития и последствий текущих управленческих решений. Как итог диагностики на основе оценки состояния хозяйства и его эффективности делаются выводы, необходимые для принятия решений о целевом кредитовании, о покупке или продаже предприятия, о его закрытии и т.п.
Цель экономической диагностики - выявление проблем, «узких мест» в исследуемом объекте. Объектом диагностики, состояние которого определяется на основе всестороннего исследования, в данном случае, является инновационная деятельность предприятия. Предметом - проблемы, «узкие места» в её осуществлении.
Диагностика позволяет выбрать отрасль, в которой можно осуществлять инновационную деятельность. Существует три основных вида диагностики: диагностика клиентов, диагностика имеющегося портфолио и диагностика конкурентов.
Систематически проводя диагностику можно быстро определить, какие возможности являются самыми многообещающими, и соответственно каким нужно уделить наибольшее внимание.
Диагностика инновационной деятельности позволяет решить следующий комплекс аналитических задач:
• определить соответствие инновационной деятельности целям, задачам и стратегии предприятия;
• изучить состояние инновационной деятельности;
• выявить «узкие места», проблемы в её осуществлении;
• распознать симптомы возникновения проблемных ситуаций;
• проанализировать причины возникновения таких ситуаций;
• оценить их влияние на конечный результат инновационной деятельности и деятельности предприятия в целом;
• оценить реализацию функций инновационной деятельности.
Содержанием экономической диагностики инновационной деятельности предприятия является совокупность последовательно осуществляемых действий, образующих процесс диагностики. Он состоит из восьми этапов:
1. Организация и подготовка проведения экономической диагностики;
2. Методическое обеспечение экономической диагностики;
3. Информационное обеспечение экономической диагностики;
4. Моделирование исследуемого объекта;
5. Диагностическое обследование;
6. Верификация результатов диагностики;
7. Разработка рекомендаций по использованию результатов экономической диагностики;
8. Оформление результатов диагностики.
На первом, организационно-
На этапе методического обеспечения исследования осуществляется обоснование и выбор методов диагностики.
Этап информационного обеспечения исследования предполагает сбор и обработку данных об объекте исследования, а также определение и изучение норм, нормативов, стандартов, эталонов, инструкций и положений, характеризующих его нормальное состояние.
Следующий этап экономической диагностики - моделирование исследуемого объекта. Это позволит упростить изучение исследуемого объекта. Сохраняя структуру реального объекта, на данном этапе строится фактическая и ожидаемая (плановая и прогнозная) модель инновационной деятельности предприятия.
Этап диагностического обследования начинается со сравнения фактической и ожидаемой модели исследуемого объекта. Выявляются проблемные моменты и симптомы их возникновения, позволяющие сделать заключение о состоянии объекта исследования.
Достоверность и точность поставленного диагноза определяются на этапе верификации результатов диагностики. Конкретный метод верификации диагноза определяется экспертным путём.
Следующий этап экономической диагностики инновационной деятельности предприятия - разработка рекомендаций по выходу из проблемных ситуаций, программы действий, содержащая соответствующий комплекс мероприятий.
Завершается процедура диагностики этапом оформления результатов. Составляется отчёт по проведённому исследованию, содержащий следующие основные разделы:
• характеристика исследуемого объекта;
• цель, задачи, вид диагностики;
• обоснование использованных методов диагностики;
• характеристика использованной информации;
• обоснование направлений диагностики;
• перечень проблемных ситуаций и симптомов их возникновения;
• причины возникновения проблемных ситуаций;
• диагноз;
• пути выхода из проблемных ситуаций;
• программа действий.
Таким образом, экономическая
диагностика инновационной
2 Функциональное управление инновационной деятельностью
Главными компонентами инновационных систем
выступают технологические, научные и
научно-технические, социально-организационные,
управленческие новшества, воплощенные
в научных знаниях, изобретениях. Возникая
на всех стадиях воспроизводственного
цикла, нововведения различаются по типологии,
происхождению, назначению, степени новизны,
предметно-содержательной структуре,
по уровню распространения и воздействию
на экономические процессы.
Это означает, что инновационная деятельность
является не единичным актом внедрения
какого-либо новшества, я целенаправленной системой
мероприятий по разработке, внедрению,
освоению, производству, диффузии и коммерциализации
новшеств. Будучи многовариантным, альтернативным
типом деятельности, инновационный процесс
представляет собой комплекс связанных
между собой явлений – от рождения научной
идеи до ее коммерциализации.
В процессе управления инновационной деятельностью следует не только выявлять взаимосвязи различных новшеств, но и поддерживать непрерывную эволюцию инновационных систем. Это связано с расширением границ саморазвития и самоорганизации экономических систем и демонстрирует возросшие возможности совершенствования экономики и ее структурных преобразований. Поэтому под влиянием инновационной деятельности структурные преобразования экономики также вовлекаются в систему объектов инновационного менеджмента. Возрастание роли инновационных процессов в экономике приводит к повышению динамизма хозяйственных систем и всего воспроизводственного цикла. Это ориентирует инновационные фирмы на проникновение в новые отрасли и на новые рынки. Являясь объектом инновационного менеджмента, новшества не только заставляют менеджера искать новые формы рыночного поведения предприятия. Все эти факторы становятся объектами функционального инновационного менеджмента.
Принципиальные научные и технологические новшества, формирующие становление новой модели экономического роста, являются объектом стратегического менеджмента. Социально-организационные новшества и производственная среда, определяя пути альтернативного развития в рамках уже сложившейся технологической и технико-экономической парадигмы, составляют объект функционального менеджмента. Тактику поведения хозяйствующего субъекта в условиях рынка диктуют такие краткосрочные стимулы, как цена и прибыль, но стратегия инновационного менеджмента связана с долгосрочными стимулами экономической развития и созданием новой модели экономического роста. Центральное место в системе инновационных преобразований по праву занимают новые технологии.
Технологические инновации определяются большинством авторов как сложная система, с помощью которой идея или изобретение превращаются в объект коммерческой деятельности. Дисциплины, занимающиеся инновационными проблемами, вкладывают в понятие "инновация" различное содержание. Так социология подчеркивает аспект духовного творчества и рассматривает инновацию в контексте научной и умственной деятельности. Инновация – это и мотивация трудовой деятельности, и способы поведения, которые качественно отличаются от тех, что были ранее. Теоретическое системное определение представляет инновацию как активное или пассивное изменение данной системы в отношении к внешней среде. Социальная инновация возникла из первых попыток систематизации данных о внедрении нового и о преодолении психологического сопротивления этому процессу. П. Дракер, внося свою лепту в понимание инновационной деятельности, писал, что она имеет социальную ценность, что социальная инновация – это изменение привычного типа мышления и стиля жизни. Внесение динамичности в "устойчивый" экономический порядок, создание более высокого уровня неопределенности и риска – вот, по мысли П. Дракера, суть инновационной деятельности. С этих позиции инновационная деятельность есть эффективное сочетаний технологии и организации с предпринимательской этикой. Инновационные превращения рассматриваются не только как результат внешних воздействий, но и как образование новых, до нее не существовавших внутренних факторов, появляющихся в результате технико-технологических и социальных изменений. Инновационная деятельность, основанная на рациональности и полезности, не мыслится автором без вознаграждения индивидуальных усилий, умственной энергии и изобретательности. Именно на этом этапе осуществляется первичное внедрение образца в производство.