Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 17:29, лекция
Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.
Условия и модели интегративного обучения (А.А. Дмитриев)
Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.
Социально-правовые механизмы реализации идеи интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями в нашей стране стали активно разрабатываться только в последние годы. Был проведен ряд международных и Всероссийских конференций, где затрагивались проблемы интегрированного обучения. Разработана концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время в связи с демографической ситуацией, переходом на новые формы финансирования жизнь как бы подталкивает массовые школы и детские сады набирать классы и группы детей, имеющих различные проблемы в развитии. Часто бывает так, что в классах с обычными детьми обучаются и дети с особыми образовательными потребностями. Иногда это стихийный, вынужденный процесс, особенно в сельской местности, реже экспериментальный, поскольку обратного хода уже нет и наша страна, включаясь в мировое образовательное пространство, делает внаправлении интегрированного обучения определенные шаги.
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят “особенный” не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.
В нормативном документе «Государственная
программа модернизации российского образования
на период до 2010 года» сказано следующее:
«... дети с ограниченными
возможностями здоровья должны быть обеспечены
медико-психологическим сопровождением
и специальными условиями для обучения
преимущественно в общеобразовательной
школе по месту жительства, а при наличии
соответствующих медицинских показаний
в специальных школах-интернатах (как
исключение)».
Во всем мире количество детей,
нуждающихся в специальном образовании,
постоянно увеличивается, что характерно
и для России. За последние десять лет
количество детей-инвалидов в России увеличилось
в 2 раза, сегодня это – 4,6%, а на Западе
– 7-10%.
Этап развития системы специального образования связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование. Подчеркивается, что интеграция не противопоставляется системе специального образования. Предлагается осуществлять интеграцию детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая адекватную «долю» интеграции, т.е. одну из моделей: комбинированную, частичную, временную или полную.
Комбинированная модель интеграции предполагает воспитание в массовой группе 1-2 детей, близких по уровню психофизического и речевого развития к данной возрастной норме, получая при этом постоянную коррекционную помощь специального учителя специальной группы или класса.
При частичной интеграции дети с особыми нуждами вливаются в класс здоровых детей по 1-2 человека лишь на часть дня.
Временная интеграция подразумевает варианты интеграции, при которой все воспитанники специальной группы (класса) объединяются со здоровыми детьми несколько раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.
При полной интеграции предполагается, что обучение детей с нарушениями может быть эффективным при условии соответствия его психофизической и речевой возрастной норме здоровых сверстников и их психологической готовности к совместному обучению. Это может быть несколько человек, обязательно получающих коррекционную помощь
Условия:
1 На первый план выходит нормативно-правовое обеспечение процесса выбора семьей ребенка с ОВЗ варианта образования, его реализации и при необходимости перехода на другой вариант. Разработка нормативно-правового механизма адекватного и ответственного выбора для ребенка с ОВЗ, включая разработку типового контракта, фиксирующего согласованный выбор и разделение ответственности всех участников образовательного процесса, включая родителей.
2 Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей и специальной педагогики), а также кадров, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в системе общего образования.
Программа дополнительного профессионального образования по повышению квалификации педагогических работников «Инклюзивное образование: теория и практика» направлена на повышение профессиональной компетентности педагогических работников образовательных учреждений основного, среднего и высшего профессионального образования, может быть использована в работе по повышению квалификации специалистов системы управления, государственной службы, здравоохранения и социального развития для обеспечения профессиональной и психологической готовности к участию в работе по развитию инклюзивного образования как инновационной образовательной практики.
Сопровождение учеников с особыми образовательными потребностями обеспечивается «внутришкольно», т.е. специалистами разного профиля, и внешкольными службами с использованием в учебном процессе приходящих специальных педагогов, которые играют ключевую роль в поддержке учителей-предметников и интегрированных учеников
3 Финансово-экономическое обеспечение – параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения. Должно быть предусмотрено «подушевое» финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, степени интеграции ребенка в общеобразовательную среду. Финансово-экономическое обеспечение устанавливается с учетом необходимости индивидуальной специальной поддержки ребенка с ОВЗ.
4 Материально-техническое обеспечение – общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования, включая параметры информационно-образовательной среды. Материально-техническое обеспечение образования детей с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям группы детей с ОВЗ в целом и каждой категории в отдельности. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения должно быть:
· организация пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
· организация временного режима обучения;
· организация рабочего места ребенка с ОВЗ;
· технические средства обеспечения комфортного доступа ребенка с ОВЗ к образованию (ассистирующие средства и технологии);
· технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей);
· специальные учебники, рабочие тетради и дидактические материалы, отвечающие особым образовательным потребностям детей на каждой ступени образования;
Материально-техническое обеспечению должно быть ориентировано не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в норме, необходимостью индивидуализации процесса инклюзивного образования. Специфика этого состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребенка с ОВЗ. Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
5 Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса. Инклюзивное обучение требует координации действий, т.е. обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов общего и специального образования, специалистов системы сопровождения. Специалисты должны иметь возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных специалистов. Должна быть организована возможность регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей.
6 Психолого-педагогическая работа с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в психофизическом развитии
7 Способы контроля соблюдения прав каждого ребенка на полноценное образование.
Вывод: Подлинная интеграция обеспечивается не тем, что аномального ребенка вводят в группу нормальных детей, а тем, что он прилагает усилия влиться в нее и данная группа его принимает.
Информация о работе Условия и модели интегративного обучения