Федеральная научно-техническая программа РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 05:44, реферат

Краткое описание

Принято решение отдать предпочтение комплексному варианту реализации Программы, что позволит обеспечить преемственность развития науки и инноваций, поставить новые задачи и использовать механизмы реализации, более соответствующие современным требованиям перехода к инновационному пути развития экономики, обеспечить отработку основных механизмов государственной поддержки сферы исследований и разработок и координацию проводимых исследований и разработок, осуществить рациональный выбор направлений исследований, развить научно-технологический потенциал на долгосрочный период, расширить круг инновационно-активных компаний и повысить привлекательность научной деятельности для молодых специалистов.

Содержание

Обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом
Основные цели и задачи программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
Перечень мероприятий программы
Обоснование ресурсного обеспечения программы
Механизм реализации программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков
Оценка социально-экономической эффективности программы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат 1.docx

— 36.98 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации в  ходе выполнения Программы:

осуществляет контроль за деятельностью государственных заказчиков Программы;

вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных  законов, нормативных правовых актов  Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации, необходимых для выполнения Программы;

разрабатывает и принимает в  пределах своих полномочий нормативные  правовые акты, необходимые для выполнения Программы;

ежегодно при необходимости  уточняет механизм реализации Программы, целевые индикаторы и расходы  на реализацию мероприятий Программы;

составляет детализированный организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы;

подготавливает с учетом хода реализации Программы в текущем году и  представляет в установленном порядке  в Министерство экономического развития Российской Федерации сводную бюджетную  заявку на финансирование мероприятий  Программы в очередном финансовом году;

представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы в  целом;

представляет в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации  сведения о заключенных со всеми  исполнителями мероприятий Программы  государственных контрактах (договорах) на финансирование этих мероприятий  за счет средств внебюджетных источников, в том числе на закупку и  поставку продукции, выполнение работ  и оказание услуг для федеральных  государственных нужд;

представляет ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации по установленной  форме доклад о ходе работ по Программе, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств;

утверждает перечень целевых индикаторов  и показателей для мониторинга  реализации мероприятий Программы;

при необходимости инициирует и  организует экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий  Программы;

вносит в Министерство экономического развития Российской Федерации и  Министерство финансов Российской Федерации  предложения о корректировке  мероприятий по реализации Программы  либо о прекращении ее выполнения;

по завершении Программы представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о выполнении Программы и об эффективности  использования финансовых средств  за весь период ее реализации.

в случае сокращения объема финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами Программы, а также в установленные сроки и при необходимости разрабатывает предложения по их корректировке;

обеспечивает эффективное использование  средств, выделяемых на реализацию Программы;

организует ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, а  также мониторинг программных мероприятий;

осуществляет управление деятельностью  исполнителей мероприятий Программы  в рамках выполнениях программных  мероприятий;

осуществляет отбор на конкурентной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков  продукции по каждому мероприятию  Программы, а также заключение государственных  контрактов (договоров);

организует применение информационных технологий в целях управления и  контроля за ходом реализации Программы, нормативных правовых актов, методических материалов в части управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения программных мероприятий, а также материалов о ходе и результатах реализации Программы.

Московский государственный университет  имени М.В. Ломоносова в ходе выполнения Программы в части мероприятий, выполняемых за счет государственных капитальных вложений:

вносят предложения и участвуют  в уточнении целевых индикаторов  и расходов на реализацию программных  мероприятий, а также в совершенствовании  механизма реализации Программы;

обеспечивают эффективное использование  средств, выделяемых на реализацию Программы;

участвуют в ведении ежеквартальной отчетности о ходе реализации Программы;

участвуют в организации экспертных проверок хода реализации отдельных мероприятий Программы;

осуществляют управление деятельностью  исполнителей Программы в рамках выполнения программных мероприятий;

участвуют в осуществлении отбора на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по соответствующим мероприятиям Программы, а также заключают государственные  контракты (договоры);

представляют государственному заказчику-координатору статистическую, справочную и аналитическую  информацию о реализации мероприятий  Программы;

участвуют в подготовке доклада  о ходе работ по реализации Программы, достигнутых результатах и эффективности  использования финансовых средств.

Руководителем Программы является Министр образования и науки  Российской Федерации, который несет  персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое  и эффективное использование  выделяемых на выполнение Программы  финансовых средств, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы.

С целью обеспечения эффективной  координации действий всех сторон, участвующих в реализации Программы, формируется научно-координационный  совет Программы, в состав которого входят видные ученые и специалисты  в соответствующих областях, представители  предпринимательского сообщества и  федеральных органов исполнительной власти. Организационное и аналитическое  обеспечение работы совета осуществляет Министерство образования и науки  Российской Федерации. Состав совета утверждает Министр образования и науки  Российской Федерации.

Научно-координационный совет Программы  осуществляет следующие функции:

вырабатывает предложения по тематике и объемам финансирования заказов  на поставки товаров, выполнение работ  и оказание услуг в рамках мероприятий  Программы;

рассматривает материалы о ходе реализации мероприятий Программы;

организует проверки выполнения мероприятий  Программы, целевого и эффективного использования средств, выделяемых на реализацию Программы;

подготавливает рекомендации по эффективному выполнению мероприятий Программы  с учетом хода реализации Программы  и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации;

выявляет научные, технические  и организационные проблемы в  ходе реализации Программы;

рассматривает результаты экспертизы проектов и мероприятий, предлагаемых для реализации в очередном финансовом году, в части их содержания и  стоимости.

Функции текущего управления реализацией  Программы осуществляет дирекция Программы  — федеральное государственное  учреждение, подведомственное Министерству образования и науки Российской Федерации, финансируемое в установленном  порядке в пределах средств, выделяемых на реализацию Программы. Дирекция Программы  осуществляет следующие основные функции:

собирает и систематизирует  статистическую и аналитическую  информацию о реализации мероприятий  Программы;

организует по поручению государственных  заказчиков экспертизу проектов на всех этапах реализации Программы;

организует независимую оценку показателей результативности и  эффективности мероприятий Программы, их соответствия целевым индикаторам  и показателям;

внедряет и обеспечивает применение информационных технологий в целях  управления реализацией Программы  и контроля за ходом мероприятий Программы, информационное обеспечение специализированного сайта в сети Интернет.

До начала реализации Программы  Министерство образования и науки  Российской Федерации утверждает положение  об управлении реализацией Программы, которое определяет:

порядок взаимодействия государственных  заказчиков Программы;

порядок выработки предложений  и принятия решений по тематике проектов и объемам финансирования заказов  на поставки товаров, выполнение работ  и оказание услуг в рамках мероприятий  Программы;

порядок разработки и утверждения  конкурсной документации;

порядок формирования, функции и  полномочия органов, создаваемых в  системе управления Программой, а  также порядок принятия решений;

порядок проведения независимой экспертизы и мониторинга реализации мероприятий  Программы;

порядок формирования организационно-финансового  плана мероприятий по реализации Программы;

механизмы корректировки мероприятий  Программы и их ресурсного обеспечения;

процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях  целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга хода реализации Программы, программных мероприятиях и об условиях участия в них  исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения  победителей.

Заявки на формирование тематики и  объемов финансирования проектов подаются в Федеральное агентство по науке  и инновациям для предварительной  экспертизы, после чего заявки вместе с результатами предварительной экспертизы передаются для рассмотрения научно-координационному совету Программы. В случае положительного решения совета объявление об отборе на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции публикуется в установленном порядке в печати, а также помещается на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в сети Интернет. Отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции осуществляется конкурсными комиссиями, формируемыми государственными заказчиками Программы из числа видных ученых и специалистов в соответствующих областях, представителей предпринимательского сообщества и федеральных органов исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка  социально-экономической эффективности  программы

По прогнозным оценкам, к 2013 году реализация предусмотренных Программой мероприятий  обеспечит достижение ряда положительных эффектов.

На макроуровне важнейшим эффектом реализации Программы станет вклад  в прирост валового внутреннего  продукта вследствие повышения уровня коммерциализации технологий и увеличения выпуска высокотехнологичной продукции. Ежегодный вклад Программы в  прирост валового внутреннего продукта составит 0,018—0,023 процентного пункта, что является значимым с точки  зрения повышения диверсификации структуры экономики в сторону высокотехнологичной продукции и позволяет заложить основу для дальнейшего роста экономики, основанной на инновациях.

Важным макроэкономическим эффектом реализации Программы станет также  увеличение доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом  внутреннем продукте до 1,77 процента. Ожидаемый  эффект является достаточно значимым по сравнению с пассивным сценарием  развития, при котором доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте к 2013 году составит лишь 1,7 процента. Таким  образом, по сравнению с пассивным  сценарием в 2013 году Программа обеспечит  увеличение внутренних затрат на исследования и разработки в объеме 47,8 млрд. рублей (в текущих ценах), что позволит создавать и поддерживать условия  для устойчивого развития сферы исследований и разработок.

Одним из существенных показателей  реализации Программы станет рост средств  внебюджетных источников, направляемых на исследования и разработки. Привлечение  частных источников финансирования позволит сориентировать выполняемые  научные исследования и разработки на потребности рынка, а также  обеспечит повышение уровня коммерциализации результатов научно-технической  деятельности и рост капитализации  высокотехнологичных компаний. Эффективность  мероприятий Программы по данному  направлению проявится в увеличении к 2013 году доли средств внебюджетных источников во внутренних затратах на исследования и разработки до 47,3 процента. Предполагается, что распределение  прав на результаты научно-технической  деятельности между субъектами финансирования будет происходить пропорционально  затраченным средствам. Права Российской Федерации на такие результаты могут  быть закреплены за хозяйствующими субъектами в установленном порядке.

Реализация Программы будет  способствовать снижению доли сырьевого  сектора в экономике страны, улучшению  структуры экспорта продукции за счет повышения к 2013 году до 10,18 процента доли высокотехнологичной продукции  и увеличению доли такой продукции  российского производства на мировом  рынке. Таким образом, реализация Программы  будет способствовать сохранению присутствия  Российской Федерации на мировом  рынке высокотехнологичной продукции, а по направлениям, касающимся критических  технологий, — его расширению.

На микроуровне важными эффектами  реализации Программы станут увеличение числа и удельного веса в экономике  инновационно-активных предприятий, опережающий рост производства и продаж инновационной продукции, улучшение финансового состояния и повышение эффективности деятельности организаций научно-технической сферы, сохранение и поступательное развитие их инновационного потенциала.

По прогнозным оценкам, доля инновационно-активных компаний в промышленности возрастет к 2013 году до 18 процентов. Рост инновационной активности будет сопровождаться повышением доли инновационной и высокотехнологичной продукции в общем объеме произведенной промышленной продукции. Полученный прирост на внутреннем рынке в дальнейшем может использоваться для экспансии на международные рынки высокотехнологичной продукции.

Информация о работе Федеральная научно-техническая программа РФ