Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 12:06, курсовая работа
Для более наглядного представления о том, как собственно правительство РФ воплощает в жизнь инновационную политику, необходимо рассмотреть механизмы, инструменты государственной инновационной политики. Конечно, не надо забывать, что эти инструменты весьма масштабны. Их непросто и не быстро можно создать, а уж тем более отладить до высокой степени эффективности. Однако такие шаги наше правительство уже делает и делает их в правильном направлении. Не останется в стороне от рассмотрения и важнейшие программы научно-технического развития России, чьи программы закреплены в соответствующих федеральных документах. Ну и наконец, несколько слов необходимо сказать о самой инновационной системе РФ. Сейчас она находится в периоде становления. Надо сказать, государство эту идею далеко не отпускает. В глубинах соответствующих ведомств разрабатываются программные документы, в которых закрепляются основные компоненты и их взаимосвязь.
Введение …………………………………………………………………………..2
1. Сущность и принципы государственной инновационной политики ………4
2. Формирование государственной инновационной политики ……………….6
3. Государственная поддержка инновационной деятельности …….................9
3.1 Законодательное регулирование прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в рамках проекта части IV Гражданского кодекса РФ………………………………………………………..9
4. Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития ………………………………………………………………………………………11
4.1 Состояние инновационной базы РФ…………………………………………12
5. Инструменты государственной инновационной политики ………………..15
5.1 Банк Развития……………………………………………………………........15
5.2 Российская венчурная компания…………………………………………….16
5.3 Технопарки…………………………………………………………………….16
5.4 Наукограды……………………………………………………………………19
5.5 Особые экономические зоны (ОЭЗ)…………………………………………20
6. Федеральные целевые программы в сфере инновационной политики РФ…………………………………………………………………………………..22
6.1 Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России 2007-2012»………………………………………………………………..22
6.2 Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы…………………………………………………………………..24
7. Создание эффективно функционирующей национальной инновационной системы ………………………………………………………………………........27
Заключение………………………………………………………………………...31
Используемая литература ……………………………………………………….34
Общий объем инвестиций в
строительство составляет 15 млрд
рублей, в том числе 1,5 млрд рублей
выделяется из бюджета
5.4 Наукограды.
Термин наукоград был введен в научный оборот в августе 1991 года, что дает формальное основание считать эту дату началом формирования государственной политики в отношении наукоградов. Однако сами объекты политики - поселения, за которыми в 90-х годах прошлого столетия закрепился термин наукоград - образовались значительно раньше (в период существования СССР).
Первым наукоградом
В 2004 году статус наукограда
Российской Федерации не
С другой стороны существуют серьёзные барьеры для развития Наукоградов в России. В первую очередь это проблемы связанные с муниципальным устройством и самоуправлением на местах. Зачастую интересы муниципальных образований - наукоградов и Академгородков расходятся с федеральными. В первую очередь по финансовым и политическим соображениям. Поэтому в данной исторической перспективе сложно ожидать увеличения роли наукоградов в общем вкладе в инновационную систему России.
5.5 Особые экономические зоны (ОЭЗ)
Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.
На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:
· промышленно-производственные особые экономические зоны;
· технико-внедренческие особые экономические зоны.
Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более двух квадратных километров. На территории особой экономической зоны не допускается размещение объектов жилищного фонда.
Для государственного
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
6. Федеральные целевые программы в сфере инновационной политики РФ
6.1 Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России 2007-2012»
25 октября 2006 года пресс-служба кабинета министров сообщила, что Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» утверждена
Основные разработчики Программы: Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по науке и инновациям.
Основная цель Программы - развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
Основные задачи Программы:
- обеспечение ускоренного
- обеспечение притока молодых
специалистов в сферу
- развитие исследовательской
- развитие научной приборной базы конкурентоспособных научных организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования, а также высших учебных заведений; развитие эффективных элементов инфраструктуры инновационной системы.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:
- дополнительное производство
новой и усовершенствованной
высокотехнологичной продукции
в объеме 142 - 150 млрд рублей за
счет коммерциализации
- дополнительный экспорт
- дополнительное увеличение
- разработка 127 - 136 конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации;
- внедрение 8 - 10 передовых коммерческих технологий;
- внедрение 5 - 8 критических технологий,
по которым Российская
- создание 6 - 12 новых организаций, обладающих приборной научной базой мирового уровня;
- создание новых рабочих мест
для высококвалифицированных
- привлечение к выполнению
Срок и этапы реализации Программы - 2007 - 2012 годы:
I этап - 2007 - 2009 годы;
II этап - 2010 - 2012 годы.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности:
- создание основы для
- формирование научно-
- реализация отдельных "прорывных"
направлений технологического
расширение круга инновационно-активных компаний за счет демонстрационного эффекта от реализации Программы;
- реализация потенциала российской науки, укрепление статуса Российской Федерации как мировой научной державы;
- обеспечение значимого вклада в создание эффективной инновационной системы; содействие формированию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня;
- обеспечение стимулирующих
- ежегодный прирост валового внутреннего продукта в размере 0,018 - 0,023 процентного пункта;
- ежегодный прирост доли
- ежегодный прирост доли
- ежегодный прирост доли инновац
- ежегодный прирост доли
- прирост доли исследователей
до 39 лет в общем числе
- доведение коэффициента
6.2 Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы
Основной проблемой, на решение которой направлена федеральная целевая программа "Национальная технологическая база"
на 2007 - 2011 годы, является недостаточная конкурентоспособность отечественной наукоемкой промышленности, связанная с отставанием уровня ее технологического развития от уровня передовых стран.
Государственные заказчики Программы: Роспром, Росатом, Роскосмос, Роснауку, Рособразование, Российскую академию наук и Сибирское отделение Российской академии наук Выполнение Программы рассчитано на 5-летний период (2007 - 2011 годы). Планировать реализацию Программы на более длительный срок нецелесообразно вследствие динамичности мировых тенденций и приоритетов в области развития высоких технологий. Предусматривается реализация Программы в два этапа:
Первый этап (2007 - 2009 годы) включает в себя выполнение быстрореализуемых проектов, базирующихся на уже имеющемся научно-техническом заделе.
Второй этап (2008 - 2011 годы) включает в себя выполнение сложных комплексных проектов по созданию перспективных технологий, реализуемых в новых поколениях наукоемкой продукции и ориентированных на недопущение технологического отставания от передовых стран или закрепление отечественного приоритета по основным стратегически важным направлениям.
Целью Программы является обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.
Основными задачами Программы являются:
- создание новых передовых
- разработка программ (планов) внедрения
разработанных технологий в
активизация процессов коммерциализации новых технологий;
создание перспективного научно-технологического задела для разработки перспективной наукоемкой продукции;
решение проблем улучшения экологической ситуации в стране.
Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
- количество переданных в
- количество патентов и других
документов, удостоверяющих новизну
технологических решений и
- количество разработанных
Целевые индикаторы и показатели реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы
Целевые индикаторы и показатели |
Единица измерения |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Количество переданных в производство технологий |
штук |
8 - 12 |
41 - 47 |
61 - 69 |
49 - 56 |
56 - 62 |
Количество патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений |
-"- |
16 - 22 |
49 - 56 |
58 - 65 |
45 - 53 |
38 - 45 |
Количество вновь разработанных технологий, соответствующих мировому уровню |
-"- |
11 - 17 |
42 - 48 |
55 - 63 |
45 - 53 |
42 - 52 |
Информация о работе Федеральные целевые программы в сфере инновационной политики РФ