Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:21, контрольная работа
Государственное регулирование и поддержка экономики и инновационных процессов является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношений – защита свободы личности, собственности и предпринимательства
-
предоставление дотаций,
- снижение отчислений налогов в республиканский бюджет субъектами РБ в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования республиканских инновационных программ и проектов.
Государство создает законодательные условия для активизации инновационной деятельности, устанавливает правовые основы взаимоотношений ее субъектов, гарантирует охрану их прав и интересов, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права на объекты интеллектуальной собственности.
Организационной формой разработки государственной инновационной политики могут служить взаимодействующая совокупность министерств и ведомств, ответственных за различные сферы научно-технического, инновационного и экономического потенциалов, а также общественные организации субъектов научной деятельности и потребителей инновационной продукции – субъектов сферы производства. Данные о фактическом состоянии инновационной сферы могут быть получены через систему статистической отчетности и СМИ, а сведения о конфликтных ситуациях – через судебную систему и арбитражные суды. Определенную роль в получении данных о состоянии инновационной сферы играют каналы личного общения.
Сопоставление фактического состояния инновационной сферы и целей государственной инновационной политики осуществляется органами государственного управления, субъектами инновационной деятельности и отдельными специалистами.
Не
соответствующая целям
Определение
результатов реализации государственной
инновационной политики осуществляется
в ходе получения сведений о поведении
субъектов инновационной
Основные принципы государственной политики в научной и инновационной деятельности:
-
стимулирование деловой
-
правовая охрана
-
свобода научного и научно-
-
интеграция научной, научно-
- поддержка конкуренции в сфере науки и техники;
-
концентрация ресурсов на
-
развитие международного научного инновационного
сотрудничества.
2. Классификация стратегий государственного регулирования научной и инновационной деятельности
Инновационная
деятельность – это сложный вид
деятельности, объединяющий в себе
производство нового знания, новых
товаров, услуг, подготовку кадров и
др. Поэтому важнейшим типом
Высшая форма регулятивной инновационной деятельности – это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью.
В ходе управления инновационными проектами осуществляется организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое регулирование процессов создания и распространения инноваций. Системный подход к управлению инновационными проектами означает необходимость органического сочетания, комплексности, единства различных видов регулирования инновационной деятельности.
Регулирование инновационной деятельности осуществляется на различных уровнях: на уровне государства в целом, на региональном уровне, на уровне отдельного предприятия, организации, учреждения.
Системный подход к управлению инновациями предполагает единство регулятивной инновационной деятельности на всех уровнях, тесную взаимосвязь и согласованность всех управленческих инструментов и решений.
Основу управления инновационными проектами составляет государственное регулирование инновационной деятельности. Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности – организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. Это регулирование осуществляется на базе инновационных прогнозов и стратегий.
В инновационном прогнозе, который является составной частью прогноза социально-экономического развития страны, разрабатывается предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т. п.). В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий. В инновационных стратегиях определяются приоритетные направления инновационной деятельности.
Для управления процессами разработки и реализации инновационных проектов существенную роль играют государственные целевые программы. Эти программы концентрируют средства республиканского бюджета и внебюджетных источников на финансировании как научных исследований и разработок, так и инновационной деятельности по использованию их результатов. Государственные целевые программы обеспечивают поддержку высокоэффективных инновационных проектов на основе выделения приоритетных направлений развития науки и техники, перечня критических технологий республиканского уровня, выделения важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей народного хозяйства.
Следующий уровень государственного регулирования инновационной деятельности реализуется в программах технологического развития, которые формируются в рамках стратегий развития отраслей народного хозяйства. Основная часть инвестиций в этих программах обеспечивается участвующими в них предприятиями из собственных средств или кредитных источников, а участие государства заключается в основном в координации работ и поддержке тех этапов, которые сопряжены с повышенным коммерческим риском или по каким-то другим причинам не могут быть реализованы предприятиями. Участие государства в программах технологического развития в этих случаях осуществляется в основном в форме гарантий и возвратного финансирования.
Инновационные проекты включаются в государственные целевые программы или программы технологического развития на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность.
Государственное
регулирование инновационной
Акцент делается на повышении удельного веса относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов, которые разрабатываются на условиях паритетного финансирования из бюджета и за счет собственных средств предприятий при наличии гарантированного рыночного спроса на инновационную продукцию проекта.
Таким
образом, государственное регулирование
инновационной деятельности может
выражаться в форме государственной
поддержки инновационных
2.1 Стратегия активного вмешательства.
При осуществлении стратегии активного вмешательства государство признает научную, научно-техническую и инновационную деятельность главными и определяющими факторами экономического роста национальной экономики. Как правило, избрание данной стратегии предполагает существенные изменения в законодательстве и во внешней политике государства.
Стратегия
активного вмешательства наряду
с финансированием высшей школы
и значительными льготами коммерческим
организациям, осуществляющим собственные
НИОКР, активизирует инновационную деятельность
в Японии, Франции, Нидерландах и других
странах.
2.2. Стратегия децентрализованного регулирования.
Стратегия
децентрализованного
Например, государство предлагает в экономической сфере созданные в госсекторе научно-технические новшества и создает инфраструктуру инновационной сферы; формирует условия, способствующие повышению инновационной активности всех участников инновационной сферы; выделяет государственные ресурсы для создания начального спроса на нововведения. При осуществлении этой стратегии используются налоговые льготы и прочие стимулы инновационной активности. Данная стратегия реализуется в США, Великобритании и ряде других стран.
В
отличие от стратегии активного вмешательства,
при которой «ведущая роль в выборе приоритетов
научно-технического развития принадлежит
государству, в стратегии децентрализованного
регулирования на первое место в научно-технической
и инновационной деятельности выходят
субъекты хозяйствования, а государство
стремится создать им благоприятные правовые,
экономические и другие условия для этой
деятельности.
2.3. Смешанная стратегия.
Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор, и государство заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. В этом случае по отношению к государственным предприятиям государство использует стратегию активного вмешательства, а к остальным стратегию децентрализованного регулирования. Подобная практика получила распространение в Швеции.
Повышение
роли государства в области
Функция
дополнительного стимулирования осуществляется
государством посредством инструментов
экономической политики (кредит, налоги,
антитрестовское
Другой
причиной повышения роли государства
в области инновационной
Информация о работе Формы государственной поддержки инновационной деятельности