Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 00:14, шпаргалка
Работу содержит ответы на вопросы по дисциплине "Инновационный менеджмент".
2. Раскройте содержание концепции «двойного бизнеса». В чем специфика рынка нововведений?
Концепция «двойного бизнеса» включает два вида деятельности:
• Основную, определяемую целями организации, связанной с удовлетворением рыночной потребности;
• Опосредованную, результатом которой является новая продукция, имеющая коммерческую ценность.
Итогами основной деятельности являются результаты, оказывающие влияние на показательные работы организации, взаимодействием результатов исследования в новой и ранее созданной продукции.
Итогами опосредованной деятельности являются лицензии и «ноу-хау».
Специфика рынка нововведений состоит:
1. В спектре новых технологий и технологического оборудования, выступающих средствами производства для производства средств производства товара потребительского сектора экономики, нововведения относятся к инвестиционным товарам, вследствие этого рынок нововведений вторичен по отношению к рынку потребительских товаров.
2. В отличие от сделки линейного типа, характерной при продаже потребительских товаров, продажа товара-нововведения носит характер сферической сделки.
3. В сложности отношений между покупателем и продавцом нововведений проявляющихся в том, что покупатель инвестирует процесс его создания, а значит, должен уметь анализировать ресурсные возможности продавца, чтобы были удовлетворены качественные требования покупателя и необходимый срок.
3. Перечислите основные источники средств, которые используются для финансирования инновационной деятельности, и раскройте их особенности.
• Коммерческое финансирование: банковский кредит, средства от эмиссии ценных бумаг, сторонние инвестиции под создание отдельного предприятия для реализации проекта, средства от продажи или сдачи в аренду свободных активов, инновационный кредит, доходы от краткосрочных проектов, собственные средства фирмы (прибыль, амортизационный фонд), средства, полученные под заклада имущества, доходы от продажи патентов, лицензий, факторинг, форфейтинг,
Инновационный кредит. На выдаче инновационных кредитов специализируются инновационные банки и инновационные фонды. Инновационные банки заинтересованы во внедрении высоко-прибыльных изобретений и перспективных новшеств.
Эмиссия ценных бумаг. Привлечение инвестиционных ресурсов "под выпуск" ценных бумаг носит название эмиссионного финансирования и значительно способствует привлечению средств для осуществления крупных вложений инновационной фирмы. Эмиссия акций не только приносит учредительский доход основателям фирмы, но и позволяет ей получить необходимые средства для расширения деловых операций.
Привлечение средств под учреждение венчурного предприятия. Функциональной задачей венчурного финансирования является помощь росту конкретного бизнеса путем предоставления определенной суммы денежных средств в обмен на долю в уставном капитале или некий пакет акций. Венчурный капиталист, стоящий во главе фонда или компании, не вкладывает собственные средства в компании, акции которых он приобретает. Венчурный капиталист - это посредник между синдицированными (коллективными) инвесторами и предпринимателями.
Самофинансирование. Может осуществляться двумя способами: из прибыли, распределенной на цели развития и теоретически - из амортизационного фонда.
Реализация излишних и сдача в аренду (или лизинг) временно высвобождаемых активов. Реализация излишних активов с вложением полученных средств в осуществление проекта увеличивает капитал фирмы, и данный метод по мере своего осуществления трансформируется в самофинансирование.
Форфейтинг является своеобразной формой трансформации коммерческого кредита в банковский; применяется он в том случае, когда у покупателя (в данном случае, инновационной фирмы) нет средств для приобретения какой-либо продукции, необходимой для внутреннего производства.
Факторинг. Это комплекс финансовых услуг, оказываемых банком клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Для инновационной фирмы эти услуги могут включать: финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и регулярное предоставление соответствующих отчетов клиенту контроль за своевременностью оплаты и работа с дебиторами.
• Формы государственного участия в финансировании инновационной деятельности из средств республиканского и местных бюджетов осуществляется через президентские, научно-технические программы (государственные, отраслевые, территориальные и межгосударственные), программы поддержки предпринимательства, инновационные проекты, участие государства в создании элементов инновационной инфраструктуры, подготовку кадров для инновационной деятельности.
Билет №18
1. Раскройте смысл и область применения концепций научно-технического развития.
Наиболее распространение концепции НТР:
1) концепция ЖЦ продукции рассматривает ЖЦ как совокупность процессов исследования и проектирования, изготовления, обращения и потребления и как объект управления развитием. Уровни процессов представляются в виде стадий, этапов, фаз и других более дифференцированных процессов.(Эволюц, Ср.радик, радикальн, преобраз)
2) концепция «петли качества» рассматривает совокупность этапов ЖЦ продукции, обеспечивает качество продукции в виде замкнутого цикла управления.(Эволюц, ср.радик, радикальн, преобраз)
3) Концепция ЖЦСпроса, технологии спроса(ЖЦТ/С), ЖЦТовара рассматривают процессы технического развития в виде 3-уровневой динамической системы спрос-технология-товары.(
4) концепция «инновационной цепи» рассматривает ЖЦП в виде совокупности этапов: идея, исследования, создание продукта, производство, распространение.(ср.радик, радикальн, преобраз)
5) концепция «рутинных изменений» рассматривает процессы технологии нововведений в виде совокупности субмоделей, организации внедрения новой технологии.(эволюц, ср.радик)
6) концепция реадаптации рассматривает нововведения как процесс преодоления сопротивления, который сопровождается приспособлением новшества к организации путем его «переизобретения», «переосмысливания».(эволюц, ср.радик, радик)
7) концепция совмещения влияния рыночных факторов и организационного поведения, выдвигающая гипотезы воздействия на процесс развития факторов предложения и отраслевых структурных факторов.(ср.радик, радик)
8) концепция технологических укладов как система технологически совмещенных производств сохраняет целостность в процессе своего развития. Темпы экономического развития определяются фазой ЖЦ технологического уклада, это становление, рост, зрелость, упадок.(радик, преобраз)
Области применения концепций НТР при создании различного уровня радикальности указаны в скобках
2. Дайте классификацию инновационных фирм.
Классификация ИФ по виду специализации: продуктовые, ресурсные, научно-технические, адресные.
По виду научной и производственной продукции: фундаментальные: НИР, прикладные НИР, ОКР, создание опытных образцов, производство опытных партий первых серий.
По виду совершенствуемых объектов: изделия. Материалы, технологии, формы организации и управления, другие объекты.
По виду деятельности: НИОКР, функции обслуживания науки.
По отраслям знаний: естественные науки, технические науки, общественные и гуманитарные науки. С использованием комбинирования и без оного. Временные организации и постоянные.
3. Объясните разницу между портфельными и стратегическими инвесторами.
Портфельные инвесторы приобретают относительно небольшие пакеты акций, которые не дают право на введение представителей этих инвесторов в совет директоров и тем более в органы исполнительной дирекции соответственно акционерных обществ. Стратегические инвесторы приобретают крупные вплоть до контрольных пакеты акций, которые обеспечивают стратегическим инвесторам отличительно выше право и более широкий набор способов доступа к прибылям и в целом к выручке и активам предприятия. Типичными портфельными инвесторами выступают инвестиционный и пенсионный фонды, также мелкие частные акционеры. Типичными стратегическими инвесторами могут быть инвестиционные компании, предприятия смежники, конкуренты, стремящиеся использовать свое влияние для устранения конкурента.
Билет №19
1. Чем определяется концепция менеджмента? Дайте характеристику концепции менеджмента, действующей в первой половине ХХ века
Концепция менеджмента определена представлениями о действительности, кот. постоянно развивается вместе с изменением среды менеджмента.
В первой половине 20 века в рамках школы научного управления и классического менеджмента активно действует рационалистическая концепция менеджмента.
Основной ее целью является повышение производительности труда за счет нормирования работ, систематизации оплаты труда, построение логической последовательности. Особое внимание менеджеры уделяли только внутренним фактора. Но в середине 50-х годов данная концепция, не обеспечив требуемого роста ,производительности труда и снижала конкурентоспособность организации.
2. Охарактеризуйте основные компоненты рыночной сферы инновационной деятельности. Назовите формы участия в рынке новшеств.
В условиях рынка основными компонентами инноваций выступают новшества (формируют рынок новаций), инвестиции (рынок капитала), нововведения (рынок чистой конкуренции нововведений). Они образуют сферу инновационной деятельности.
Рынок новшеств (новаций): формируют в основном научные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы.
Основной продукт на рынке – научный и научно-технический результат, на который распространяются авторские и аналогичные права, которые и оформляются соответствующими законами.
3. Какова специфика источников негосударственного финансирования? От чего зависит выбор источников финансирования инновационной деятельности?
Билет №20
1. Назовите разновидности менеджмента середины ХХ века и объясните, чем они определяются? Раскройте содержание инновационной концепции менеджмента.
В середине 50-х годов рационалистическая концепция не обеспечив требуемого роста производительности труда и снижения конкурентоспособности организации. Поэтому внутренние факторы начинают дополнять внешними. К ним прежде всего относятся хозяйственные связи с активными участниками деловой среды (секторы) – поставщики, потребители, инвесторы, а также политические, экономические, социальные и др. факторы. Причем воздействие внешней среды отмечено сложностью, непостоянностью, разнообразием. К данной среде необходимо постоянно приспосабливаться. Данная концепция получила ряд названий в зависимости от факторов, наиболее значимых для достижения целей конкретной фирмы: маркетинговая (факторы сбыта), информационная (средства коммуникации и информационные процессы), индивидуалистическая (факторы конкуренции).
В середине 80-х годов происходит существенное изменение среды. Она становится неопределенной, неожиданной. В результате этих изменений привели к замедлению темпов экономического роста. Потребовалось осваивать новую совокупность основных факторов, обеспечив устойчивое экономическое развитие. Это развитая научно-исследовательская база, передовая наука и техника, интеллектуальный потенциал страны, научно-техническое сотрудничество стран. Возникает новая инновационная концепция маркетинга. Основной значение приобретает создание инновационного потенциала организации как реакция на изменение внешней среды. Она имеет стратегический характер. Политика организации должна быть направлена на инициирование перемен, проведение систематизированной инновационной деятельности. Это менеджмент современной стадии развития цивилизации.
2. Раскройте суть кооперации в форме «Стратегического альянса». Раскройте содержание механизма финансирования в рамках межорганизационный кооперации.
«Стратегический альянс» - коллективное действие крупных компаний в отраслях высокой технологии, имеющую кооперативную основу, а само соглашение осуществляет взаимодополняющие функции при проведении научных исследований и коммерческих результатов.
Выбор источника финансирования зависит от капиталоемкости новшества, не капиталоемкие – требуют быстрой реализации при выходе на рынок, если имеют новый продукт получивший коммерческий успех. В этом случае ИФ создающей новшества нецелесообразно привлекать заемные средства на обычных условиях, а вместо этого осуществление дополнительного выпуска акций или привлечение соучредителей по общих началах, т.к. их поиск и полученные инвестиции происходят в течение длительного срока. Более капиталоемкие – сказываются менее. Срок выхода на рынок новой продукции при использовании стандартных источников финансирования и объема платежеспособности спроса должен выявляться по результатам маркетинговых исследований.
3. Каковы динамика числа идей и суммарных затрат на создание и освоение нового изделия, порядок и особенности финансирования вновь созданных малых и средних ИФ?
Билет №21
1. Охарактеризуйте подходы методологического развития инновационного менеджмента.
Факторный подход: представляет науку и технику в качестве важнейшего фактора развития инновационного потенциала страны; подразумевает применение рычагов развития, связанных с комплексным развитием научно-технической сферы; использует для управления инновационными процессами статистические факторные модели и нормативные методы планирования и организации.
Информация о работе Шпаргалка по "Инновационному менеджменту"