Язык и стили научной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:01, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы. Научная работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований.
Студент, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё личное время, студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...…….3
1. Понятие и сущность научной работы………………………………………..……....4
2. Научные стили…..…………………….………………………………………….…...8
3. Научные стили и язык научной работы……...……………………………….….…10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..….…….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..……………………….…...…...18

Вложенные файлы: 1 файл

Основы НИ.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)


РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

 

 

Контрольная работа

По  дисциплине «Основы научных исследований»

ТЕМА «Язык и стили научной работы»

 

студента 2 курса

специальности

таможенное  дело

очная форма  обучения,

группа 26ТДс122

Прутская А.А.

Проверил:

к.п.н., доцент

Дударева Э.А.

 

 

Тюмень 2013

Регистрационный номер                                                                                                                 Дата

 201_


Регистрационный номер (кафедра)                                                                                               Дата

        201_


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...…….3

1. Понятие и сущность научной работы………………………………………..……....4

2. Научные стили…..…………………….………………………………………….…...8

3. Научные стили и язык научной работы……...……………………………….….…10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..….…….17

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..……………………….…...…...18

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы. Научная работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований.

Студент, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят  тема исследований, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё личное время, студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения.

Целью данной работы является изучение требований к написанию научной работы.

Задачи:

1.Рассмотреть понятие и сущность научной работы.

2.Охарактеризовать научную работу.

3.Проанализировать научные стили и язык научной работы, определить их понятия

Объект работы: научная работа.

Предмет работы:  научные стили и язык научной работы

 

  1. Понятие и сущность научной работы

 

Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

Виды научных  исследований:

1. Фундаментальное  исследование - предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.

     2. Прикладное исследование - направлено  преимущественно на применение  новых знаний для достижения  практических целей, решения конкретных  задач.

     3. Поисковое исследование - направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.

     4. Разработка научного исследования - внедрение в практику результаты  конкретных фундаментальных и  прикладных исследований.

Научная работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы.  

В науке под проблемой  понимается противоречивая ситуация, возникающая в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических положений.

Выдвижение обучающимся проблемы для научного исследования должно основываться на фактах окружающего мира. Наблюдение  и анализ взаимодействия человека с природой, техникой,  информационными системами, обществом, другими людьми, а также самопознание может способствовать открытию школьником для себя проблемной ситуации, которая требует изучения.

Существует  единый алгоритм, который отражает этапность работы над научно-исследовательской проблемой специалиста любого уровня:

  • выбор проблемы;
  • сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой проблематике;
  • анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;
  • разработка концепции и планирование исследования;
  • подбор методов и методик осуществления исследования;
  • проведение исследования;
  • обработка полученных данных;
  • письменное оформление теоретического и эмпирического материала в виде целостного текста;
  • представление работы на рецензирование;
  • представление к защите и защита работы.

Структура работы должна быть представлена следующим образом:

  • титульный лист;
  • содержание;
  • введение;
  • главы основной части;
  • выводы;
  • заключение;
  • список литературы;
  • приложения.

Титульный лист является первой страницей научно-исследовательской  работы и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, на базе которых осуществляется исследование. В среднем поле дается заглавие работы, которое оформляется без слова «тема» и в кавычки не заключается. После заглавия указывается вид научно – исследовательской работы. Ниже, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, имя, отчество исполнителя и далее фиксируется фамилия, имя отчество руководителя, его научное звание (если имеется) и должность. В нижнем поле указываются местонахождение учебного заведения и год написания работы.

Содержание помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются в правом столбце содержания.

Главы и параграфы  нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер  своей рубрики и рубрики которой  они подчинены. Введение и заключение не нумеруются.

Во введении, фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.

Работа начинается с постановки проблемы, которая способствует определению направления в организации исследования, и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.

Выдвижение  проблемы предполагает далее обоснование актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

После определения  актуальности необходимо определить объект и предмет исследования. 

В литературе можно встретить трактовку понятия объекта исследования в двух значениях. Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на что направлено познание или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.

Предмет исследования более конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.

Кроме объекта  и предмета исследования, во введении должны быть четко определены цель и задачи исследования.

Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начало до конца.

Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.

Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям: не включает в себя слишком много положений; не содержит не однозначных понятий; выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею; проверяема; не включает в себя ценностных суждений; имеет правильное стилистическое оформление

 

 

  1. Научные стили

 

     Нау́чный стиль функциональный стиль речи научного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания,   монологический  характер, строгий отбор языковых средств,     тяготение к нормированной речи.

Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи   между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Отличием научного от всех других стилей речи является то, что  его можно разделить на четыре подстиля:

1.Собственно-научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.

Пример: «Ритмика экспрессивной речи ни в одном языке и ни при каких условиях не может оказаться тождественной ритмической организации нейтральной речи. Увеличение числа пауз и их протяжённости, неустойчивый темп, эмфатические ударения, специфическая сегментация, более контрастная мелодика, удлинение сонантов, шипящих, затянутая выдержка смычки у взрывных, волюнтативная растяжка гласных, влияющие на соотношение длительности ударного и безударного слогов в ритмогруппе, нарушают господствующие в языке ритмические тенденции (Т. Поплавская)».

2.Научно-учебный. Работы в данном стиле адресованы будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.

Пример: «Ботаника — наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова „ботане“, что значит „зелень, трава, растение“. Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом (В. Корчагина)».

3.Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно не имеет специальных знаний в данной области. Ю. А. Сорокин указывает, что научно-популярный текст пишется «научно, популярно, художественно»[2], то есть при сохранении характерной для научного текста строгости и чёткости изложения, его особенностью является упрощенный характер изложения и возможное использование эмоционально-экспрессивных средств речи. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик «историческая/техническая справка» или «это интересно» до научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю).

Информация о работе Язык и стили научной работы