Использование наглядности на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 17:19, статья

Краткое описание

Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности. Для того, чтобы поддерживать и развивать коммуникативную мотивацию необходимо оснащать учебный процесс разнообразными средствами обучения. Большое значение приобретает использование наглядности и технических средств обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

ispolzovanie_naglyadnosti_na_urokakh_angliyskogo_yazyka.docx

— 16.17 Кб (Скачать файл)

Использование наглядности на уроках английского языка

Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности. Для того, чтобы поддерживать и развивать коммуникативную мотивацию необходимо оснащать учебный процесс разнообразными средствами обучения. Большое значение приобретает использование наглядности и технических средств обучения.

Такие средства наглядности, как перфокарта, ситуативные картинки, слайды, графопроектор, видеофильмы и компьютер предназначены для начальной и средней ступеней обучения. Это объясняется психологическими особенностями школьников, для которых применение наглядности при организации учебного процесса имеет исключительно важное значение. Участие детей в создании разнообразных ситуаций, когда они ощущают себя участниками событий, происходящих на уроке, включение в ролевую игру - все это способствует развитию мышления, активности учащихся. Растет интерес к изучению иностранного языка.

Урок  - это основная организационная форма обучения в школе. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация.  Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач. Практическая, или коммуникативная задача, "нацелена" на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности. Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического образования школьников; совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор. Немалая роль отводится и воспитательным задачам. Воспитательное значение иностранного языка состоит в воспитании у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке. Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке.

Принцип наглядности был впервые сформулирован Я.А. Коменским, который утверждал, что он является одним из важнейших принципов обучения, так как путь человеческого познания начинается с чувственного восприятия конкретных фактов и явлений. Сформулированное им «золотое правило» гласит: всё видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, осязаемое – осязанию, то есть требует включения в познание по возможности большего количества рецепторов.

Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Он видит в наглядности единственную основу всякого развития. Чувственное познание сводится к наглядности обучения, и наглядность превращается в самоцель.

Но, как указывает В.И. Загвязинский, принцип наглядности требует верного соотношения между конкретным и абстрактным и поэтому включает переход от чувственно-конкретного, в освоении которого широко используется естественная и изобразительная наглядность, к абстрактному, в освоении которого существенная роль условной, схематической и символической наглядности, а также противоположный переход от абстрактного к конкретному . (переход от изобразительной наглядности к схематической)

Р.К. Миньяр-Белоручев определяет наглядность как дидактический принцип обучения, провозглашающий эффективность живого восприятия предметов и явлений окружающего нас мира в процессе его изучения.

А.П. Старков считает, что при обучении иностранному языку наглядность является не только основным средством семантизации, но и средством овладения ситуативной обусловленностью речи.

По мнению Г.В. Роговой, наглядность способствует восприятию образа слова вместе с его предметным значением.

И.А. Зимняя выделяет следующие направления использования наглядности при обучении иностранному языку:

- создание речевого образца (произносительного, интонационного, лексико-грамматического);

- ограничение круга тех  предметов и явлений, вербальное  обозначение которых известно  говорящему; создание опоры (логической последовательности, определение объекта высказывания); создание стимулирующей высказывание ситуации общения

Наглядность в целях запоминания иноязычных слов. Наглядный показ предметов или их изображений, обозначаемых словами иностранного языка, сопровождается более продуктивным как узнаванием, так и воспроизведением этих слов. (необходимо усвоить внешнюю и внутреннюю структуру слова).

Наглядное пояснение языковых правил. Это, например, таблицы с выделяемыми на них окончаниями слов или с различными их морфологическими структурами; всевозможные грамматические и синтаксические схемы, поясняющие структуру разнотипных предложений, порядок слов в предложениях; учебные кинофильмы и т.п. Использоваться они должны только тогда, когда преподаватель знакомит учащихся с теорией языка.

Наглядная иллюстрация к иноязычной речи. А. П. Старков рекомендует использовать ситуативную наглядность. В качестве иллюстративного материала могут быть использованы следующие пособия:

а) макеты, и муляжи, а также всевозможная бутафория и различные игрушки.

б) некоторые технические средства, преимущественно диафильмы с иноязычными титрами, а также и недублированные художественные, кинофильмы.

Языковая наглядность. Преподающему иностранный язык необходимо наглядно демонстрировать учащимся, как именно изучаемый иностранный язык может и должен использоваться в качестве средства общения. А это значит, что на занятиях учащиеся должны постоянно слушать, говорить, читать и писать на иностранном языке.

Средства наглядности помогают решать такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усваиваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация. Для стимулирования обучения с учетом возрастных особенностей на начальном этапе необходимо использовать принцип наглядности. Средства наглядности используются практически на всех этапах обучения: на этапе объяснения нового материала (представление информации), на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям), на этапе контроля за усвоением знаний и формированием умений (оценка результатов работы учащихся), на этапе систематизации, повторения, обобщения материала (выделение главного, наиболее важного в изучаемом материале). Наглядность в процессе обучения иностранному языку должна применяться во всех ее видах. Но нужно избегать использования наглядности в целях раскрытия смысловой стороны иноязычных слов. Таким образом, применение наглядного материала прививает интерес к получаемой информации, расширяет круг воспринимаемой информации, уменьшает утомляемость и в целом облегчает весь процесс обучения.


Информация о работе Использование наглядности на уроках английского языка