Лекарство бедняков в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:24, реферат

Краткое описание

Люди всегда сталкивались с болезнями, недугами и смертью, но в разных странах и в разные эпохи давали им разные объяснения и по-разному боролись с хворями. В одних странах болезнь считали наказанием тела за грехи, в других воспринимали её как гнев богов, пожелавших похитить душу человека. В древности медики нередко были жрецами. Они считали, что лечение может облегчить болезнь, но полностью исцелит от неё лишь молитва богам и принесение им жертвы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Периоды врачевания в Древнем Риме…………………………………………..3
Лекарственные препараты бедняков в Древнем Риме…………………………6
Клавдий Гален. Огромный вклад в науку и медицину Древнего Рима……………………………………………………………………………….8
Врачи и целители в Древнем Риме……………………………………………..10
Лечебные свойства чеснока……………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы................................................................................................15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по латыни.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Лечились дома и домашними средствами: травами, кореньями и плодами, целебные свойства которых рано подметил острый глаз крестьянина, лечебными настойками и заговорами. В некоторых семьях существовали своего рода домашние лечебники, где можно было найти и диетические предписания, и рецепты лекарственных снадобий, и магические формулы, изгонявшие определенную болезнь.

Некоторое представление  о таких лечебниках могут дать «медицинские» главы в «Земледелии» Катона. От этой старой медицины, которую можно назвать народной и потому, что она создана была в народной среде, и потому, что бедный люд неизменно пользовался ее средствами, многое сохранилось в книгах Плиния, содержащих перечень лекарственных средств, которыми богато растительное и животное царство.

 Первым врачом в Риме был, по словам Кассия Гемины, пелопоннесец Архагат, приехавший в Рим перед самым началом Второй Пунической войны. Чем больше знакомились римляне с Грецией и чем дальше продвигались на Восток, тем большее число греческих врачей появлялось в Италии и особенно в Риме: привозили их и как рабов, приезжали они и сами в поисках денег и славы. Были среди них и крупные врачи, подлинные медицинские светила, основатели школ, собиравшие вокруг себя толпу учеников и последователей; они писали книги, были вхожи в первые дома столицы, наживали часто большие богатства. Были другие, скромные бедняки, отпущенники и рабы, лечившие таких же незаметных тружеников, какими были сами. О них не написано книг; после себя они ничего не оставили, кроме доброй и короткой памяти у своих пациентов и скромных могильных плит с бесцветными надписями: имя умершего, его профессия, иногда возраст, кто хоронил. Иногда к этому добавляются еще кое-какие подробности. Поэтому так интересны и значительны для нас эти короткие серые надписи. Говорят они о разных врачах и о разных сторонах их жизни: и о тех, кто лечил многочисленную дворцовую челядь, и о тех, кто, оставаясь рабом или выйдя на свободу, занимался вольной практикой; говорят об их семейном и имущественном положении. Удобнее разобрать все это по отдельным рубрикам.

В большом хозяйстве  императорского двора врачей было так много, что их поделили на десятки, поручив каждую десятку ведению декуриона. Каждая декурия имела, вероятно, свое поле деятельности и была прикреплена к определенному учреждению, находившемуся в ведении дворцовых чиновников. Элий Асклепиад и Евтих работали в «Утренней Школе»; Клавдий Гименей лечил библиотекарей; люди, работавшие в главном складе театрального реквизита, заболев, обращались К Элию Агафемеру . Врачи эти были, «наверное, расписаны по определенным декуриям, хотя в надписях об этом не упоминается.

 В дворцовом врачебном мире существует служебная иерархия: простой врач, декурион и, говоря нашим языком, «старший», или «главный врач»: supra medicos, или superpositus medicorum. Декурионами были Стеропс, отпущенник Ливии, и М. Ливий Боеф, которого мы застаем еще простым врачом. Отпущенник Ливии, М. Ливий Орест, именовался supra medicos, а Т. Флавий Педерот Алкимиан был superpositus medicorum ex ratione patrimonii, т. е. Занимал хлопотливую должность главного врача в многолюдном и широко разветвленном частном хозяйстве императорского дома. Все перечисленные лица — и декурионы, и старшие врачи — не рабы, а отпущенники.

 Вряд ли следует объяснять это обстоятельство чистой случайностью в находке надписей. Человека «повышали в должности» за какие-то врачебные и административные заслуги, которые и влекли за собой как награду освобождение. А хороших врачей в императорском хозяйстве ценили, искали на стороне и покупали: только что упомянутый Педерот, которому доверено было столь ответственное место, был куплен у какого-то Алкима; главного врача Фирия купили у Келада ; Эрот, приобретенный в хозяйство Ливии, принадлежал раньше Спозию.

 Интересна судьба Рупилия Кальпурниана, «врача Августова дома», памятник которому поставил его сын Децим Рупилий Телесфориан. Оба, судя по их gentilicium, были отпущенниками Рупилиев, но отец принадлежал раньше кому-то из Кальпурниев, которые его сына продали некоему Телесфору. Затем отец попал к Рупилиям и туда же был перепродан и Децим. Новые хозяева освободили обоих, и в императорский дом Кальпурниан вошел уже свободным человеком. Древнеримское средство от усталости, воспетое еще Вергилием, - это хорошо истолченная в ступе смесь чеснока, соли, твердого сыра, листьев руты и кориандра.

В Древнем Риме чеснок называли «лекарством бедняков». С помощью этого растения бедные городские жители и крестьяне спасались от многих недугов. В первую очередь он использовался ими в качестве противоядия при отравлениях.

 

Лечебные  свойства чеснока

Чеснок был  верным помощником античных врачевателей  Рима. Древнеримские лекари-ятросы варили чеснок в вине, соединяли его с другими лекарствами и использовали в качестве дезинфицирующего и заживляющего средства. Из маковых семян готовили вытяжку, смешивали ее с чесночным соком и добавляли в вино. Этим снадобьем поили больных накануне болезненных операций, им же пропитывали повязки на ранах, чтобы унять боль и предотвратить заражение крови.

Чеснок и  лук в Древнем Риме применяли  при мумификации. В египетском папирусе «Кодекс Эберса», написанном примерно в 1550 г. до н. э. и посвященном медицине, приводится более 800 рецептов. Упоминается чеснок и как эффективное средство при лечении заболеваний сердца, головной боли, укусах, глистных заболеваниях и опухолях. Древние римляне были уверены, что чеснок умножает силы, укрепляет дух, лечит от всех болезней.

Древнеримская медицина применяла чеснок в качестве антитоксического, отхаркивающего, мочегонного и противоглистного средства. «От всяких заболеваний», - так кратко определил свойства чеснока Авиценна. Он рекомендовал прием свежего сока или вареного чеснока при воспалении седалищного нерва, в качестве болеутоляющего средства при лечении зубной боли, хронического бронхита, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, а также в качестве мочегонного и противоглистного. Как противоядие от укусов змей он рекомендовал принимать чеснок внутрь, а также местно в виде повязок из кашицы луковицы для лечения нарывов, прыщей, ран.

 

 

 

 

Заключение

В Древнем Риме медицина развивалась под сильным влиянием греческой. В народной медицине римлян широко использовались

дикорастущие, а позднее и сельскохозяйственные растения. Так, например, большое значение древние римляне придавали капусте разных сортов. В сыром виде ей приписывали свойства излечивать бессонницу, успокаивать головные боли, вылечивать глухоту. Хотя римляне тесно связывали медицину с религией, знания, полученные ими в области медицины, послужили основой для дальнейшего развития этой науки.

 

Список литературы

1. Всемирная  история: Энциклопедия для

детей. – М.: АВАНТА+, 2005

2. Маркс Э., Тинджей  Г. Римляне. – М.:

РОСМЭН, 2007

3. История открытий. – М.: РОСМЭН,2007.Методы лечения и

лекарственные средства

4. Источники  интернета

 

 




Информация о работе Лекарство бедняков в Древнем Риме