Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 11:31, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать существующие инновационные технологии и определить возможности их применения на уроке иностранного языка с учащимися средней школы.
В соответствии с целью исследования в работе ставятся следующие задачи:
1. Рассматривать понятия «технология обучения» и «технология в обучении».
2. Выявить и описать основные инновационные технологии, используемые на уроке иностранного языка, дать полную характеристику данным технологиям.
Сегодня в центре внимания - ученик, его
личность, неповторимый внутренний мир.
Поэтому основная цель современного учителя
- выбрать методы и формы организации учебной
деятельности учащихся, которые оптимально
соответствуют поставленной цели развития
личности. В последние годы все чаще поднимается
вопрос о применении инновационные технологий
в школе. Это не только новые технические
средства, но и новые формы и методы преподавания,
новый подход к процессу обучения. Задача
учителя состоит в том, чтобы создать условия
практического овладения языком для каждого
учащегося, выбрать такие методы обучения,
которые позволили бы каждому ученику
проявить свою активность, свое творчество.
Задача учителя - активизировать познавательную
деятельность учащегося в процессе обучения
иностранным языкам. Современные педагогические
технологии такие, как обучение в сотрудничестве,
проектная методика, использование новых
информационных технологий помогают
реализовать личностно-ориентированный
подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию
и дифференциацию обучения с учетом способностей
детей, их уровня обученности.
Актуальность: На уроках английского языка с помощью инновационных технологии можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей инновационных технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах, но однако согласно практике, учителя узко используют данные технологии в обучении иностранного языка.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в средней школе. Предмет исследования: использование инновационных технологии в изучении иностранного языка.
Цель исследования: проанализировать
существующие инновационные технологии
и определить возможности их применения
на уроке иностранного языка с учащимися
средней школы.
В соответствии с целью исследования
в работе ставятся следующие задачи:
1. Рассматривать понятия «технология
обучения» и «технология в обучении».
2. Выявить и описать основные инновационные
технологии, используемые на уроке иностранного
языка, дать полную характеристику данным
технологиям.
4.Выявить требования к использованию
инновационных технологии на уроке иностранного
языка.
5. Разработать модель урока с использованием
инновационных технологии.
Методы исследования - анализ литературы, сопоставление и обобщение источников и литературы по проблеме исследования, анализ синтез экспериментальный опыт, моделирование.
Ведущая идея: обучение иностранному языку будет эффективным, если использовать такие инновационные технологии, как обучение в сотрудничестве, метод проектов (проектные технологии), центрированное на учащихся обучение, дистанционное обучение, использование языкового портфеля, тандем-метод, технология «case study», компьютерные и аудиовизуальные технологии, так как они позволяют учащимся развить творческие способности, быть самостоятельным, а также формировать умения чтения, говорения, письма, пополнять словарный запас и формировать у школьников мотивацию к изучению иностранного языка.
Теоретическая значимость
исследования заключается в том, что
уточнена сущность технологии обучения,
выявлены особенности инновационных технологии
на уроке иностранного языка, описаны
требования к использованию их на уроке
иностранного языка, представлена модель
проведения урока иностранного языка
с использованием инновационных технологии.
Практическая значимость
исследования заключается в том, что
его результаты могут быть использованы
не только учителями иностранного языка
средней школы, но и преподавателями других
общеобразовательных дисциплин, а также
студентами педагогической специальности.
Структура: Данная
работа состоит из введения, двух основных
глав, заключения и списка использованной
литературы.
I. Теоретические предпосылки формирования межкультурно-коммуникативной компетенции.
1.1. Межкультурно-коммуникативная компетенция как конечный результат обучения иностранному языку.
Интеграция Казахстана в мировое образовательное и информационное пространство сопряжена с поиском новых путей формирования личности современного специалиста, способного свободно ориентироваться в поликультурном мире, понимая его ценности и смыслы, воплощая их в достойных образцах цивилизованного поведения в процессе взаимодействия с представителями других профессиональных сообществ как в нашей стране, так и на международном уровне.
В связи с этим перед образованием встает комплекс проблем и задач, которые включают: развитие аксиологических установок личности посредством ее обогащения универсальными и национально-специфическими ценностями своей и иных культур; усиление гуманитарности – общекультурного содержания образования, связанного с широтой понимания феноменов человеческой жизни, полифоничным мировидением и предполагающего гармонию знания, чувств, творческих действий. Необходимо расширение коммуникативного диапазона специалиста за счет взаимодействия с представителями других культур и повышения качества подготовки на основе интегративных профессиональных компетенций [7;13].
Данные проблемы, преломляясь через контекст глобализации и культурной динамики, предполагают формирование у современного специалиста способности ориентироваться в мировом профессиональном пространстве. Одним из средств, обеспечивающих достижение этой цели, является межкультурная коммуникация – взаимодействие представителей различных культур. Приобретение межкультурной коммуникативной компетенции, которая представляет собой функциональные умения понимать взгляды и мнения представителей другой культуры, корректировать свое поведение, преодолевать конфликты в процессе коммуникации, признавать право на существование различных ценностей, норм поведения становится максимально востребованным для современного специалиста. Она создает основу для профессиональной мобильности, подготовки к быстро меняющимся условиям жизни, приобщает специалиста к стандартам мировых достижений, увеличивает возможности профессиональной самореализации на основе коммуникативности и толерантности [1;173].
Основная цель изучения иностранного языка в школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция подразумевает обучение общению и формированию способности к межкультурному взаимодействию [9;87].
В основе владения языком лежат следующие компетенции: общая компетенция, представляющая собой сумму знаний, умений и характеристик, которые позволяют ему совершать речевые действия; коммуникативная компетенция, позволяющая осуществлять действие с использованием языковых средств [1;162].
Коммуникативная компетенция состоит из лингвистического, социолингвистического и прагматического компонентов, каждый из которых включает в себя все категории общей межкультурной компетенции человека [8; 52].
Особое место в условиях взаимодействия обозначенных составляющих занимает социолингвистический компонент, являющийся связующим между коммуникативной и другими видами компетенций, подчеркивая тем самым важность культурной составляющей для межкультурной коммуникативной компетенции [2;35].
Коммуникативная компетенция - стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним. Коммуникативное задание должно предлагать учащимся проблему или вопрос для обсуждения, причем ученики не просто делятся информацией, но и оценивают её. Основным же критерием, позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности, является то, что учащиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для оформления своих мыслей. Использование инновационных технологии в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта [1;200].
Сегодня новые методики с использованием инновационных технологии, противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам . Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации ( т.е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются исправить новые технологии.
1.2. Сущность понятий «метод обучения», «технология обучения» и «технология в обучении».
Термин «метод» - от греч.methodos – путь, способ продвижения к истине. Бабанский определяет метод обучения – способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленных на решение задач образования. Ильина выделяет метод обучения как способ организации познавательной деятельности учащихся. другие педагоги отмечают, что метод обучения - это организация учебно-познавательной деятельности по решению различных дидактических задач, направленных на владение изучаемым материалом [3;14].
Технология обучения- организация обучения какому-либо речевой деятельности на уроках иностранного языка с учетом принципов, методов, приемов и средств обучения [3;157].
Термин технологии обучения используется для обозначения совокупности приемов работы учителя (способов его научной организации труда), с помощью которых обеспечивается достижение поставленных целей обучения с наибольшей эффективностью за минимально возможный для их достижения период времени. Термин получил широкое хождение в литературе 60-х гг. XX столетия в связи с развитием программированного обучения и первоначально использовался для обозначения обучения с применением технических средств. В 70-е г. термина получил более широкое употребление: и для обозначения обучения с использованием технических средств обучения ТСО и как рационально-организованного обучения в целом. Таким образом, в понятие «технологии обучения» стали включать все основные проблемы дидактики, связанные с совершенствованием учебного процесса и повышением эффективности и качества его организации. В современной методике различаются два термина: технология обучения (technology of teaching) и технология в обучении (technology in teaching).
Технология обучения – прием научной организации труда учителя, с помощью которых наилучшим образом достигаются поставленные цели обучения. Технология в обучении –использование в учебном процессе технических средств обучения. [5;128]
Важнейшими характеристиками технологии обучения считаются:
1.3. Виды технологии обучения.
В методике преподавания иностранных языков выделяются такие технологии обучения как обучение в сотрудничестве, метод проектов (проектные технологии), центрированное на учащихся обучение, дистанционное обучение, использование языкового портфеля, тандем-метод, технология «case study», компьютерные и аудиовизуальные технологии [5;130].
а) Обучение в сотрудничестве.
Идеология обучения в сотрудничестве
была детально разработана тремя
группами американских педагогов: Р. Славином
из университета Джона Хопкинса; Р. Джонсоном
и Д. Джонсоном из университета штата Миннесота;
группой Э. Аронсона из университета штата
Калифорния.
Основная идея этой технологии – создать
условия для активной учебной деятельности
учащихся в различных учебных ситуациях.
В классе все дети разные: одни схватывают
на лету, другим требуется значительное
время для осмысления, им трудно, они замыкаются
и вскоре оказываются вообще выключенными
из учебного процесса. Если же объединить
ребят в небольшие группы по 3–4 человека
и дать им одно общее задание, оговорив
роль каждого в выполнении этого задания,
то возникает ситуация, когда ученик отвечает
за результат не только своей работы, но
и всей группы в целом. Формирование групп
осуществляется таким образом, чтобы в
каждой присутствовали как “сильные”
учащиеся, так и “слабые”. “Слабые” стараются
выяснить у “сильных” непонятные им вопросы,
а “сильные” заинтересованы в том, чтобы
все члены группы досконально разобрались
в материале. Таким образом, совместными
усилиями ликвидируются пробелы.
В малых группах, организуемых так, чтобы
в каждой был обязательно “сильный”,
“средний” и “слабый” ученики, ребята
заведомо ставятся в условия, при которых
успех или неуспех одного отражается на
результате всех, поскольку отметка ставится
одна на группу.
Практика показывает, что вместе учиться
не только легче, но интереснее и значительно
эффективнее. И это касается как академических
успехов по предмету, так и интеллектуального
и нравственного развития детей. Помочь
друг другу, вместе решить проблему, дойти
до истины, разделить радость успеха и
горечь неудачи – такие качества пригодятся
ребятам и в школе, и в жизни. Учителю же
эта система дает колоссальные возможности
для творческого подхода и к предмету,
и к ученикам.
Итак, приведем некоторые варианты обучения
в сотрудничестве [5;130].
Этот метод уделяет особое внимание "групповым целям" (team goals) и успеху всей группы (team success), который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг КАЖДЫЙ.