Переводческая скоропись

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Современный устный последовательный перевод – это сложный процесс, требующий от специалиста-переводчика, работающего в данной сфере специальных навыков и подготовки. Для успешного проведения такого вида перевода требуется изучить и овладеть такой техникой, как универсальная переводческая скоропись, которая позволяет зафиксировать и воспроизвести речь любой продолжительности. Сейчас эту технику можно определить, как систему вспомогательных записей, используемую переводчиком при осуществлении перевода.

Вложенные файлы: 1 файл

Я ВАМ ПЕСЕНКУ СПОЮ ПРО МОЙ КУРСАЧ.docx

— 204.55 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛОГОДСКИЙ    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   УНИВЕРСИТЕТ»

 

Гуманитарный факультет

Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации

 

 

Курсовая работа на тему:

 

 

ПЕРЕВОДЧЕСКАЯ СКОРОПИСЬ

 

 

 

 

Руководитель:

К.ф.н., доцент кафедры ЛиМК Красильникова Е.А.

 

Выполнил:

Студент гр. ГПА-31

Дьячкова Д.Ю.

 

 

 

 

Вологда

2013

 

Оглавление

 

 

 

Введение

 

Современный устный последовательный перевод – это сложный процесс, требующий от специалиста-переводчика, работающего в данной сфере специальных навыков и подготовки. Для успешного проведения такого вида перевода требуется изучить и овладеть такой техникой, как универсальная переводческая скоропись, которая позволяет зафиксировать и воспроизвести речь любой продолжительности. Сейчас эту технику можно определить, как систему вспомогательных записей, используемую переводчиком при осуществлении перевода.

Разработка и изучение скорописи ведется с начала прошлого века. Появление данной техники было связано с возросшей потребностью в устном последовательном переводе при проведении международных коммуникаций на базе таких площадок как Лига Наций. В дальнейшем скоропись интенсивно развивалась, включая в себя все новые методы и подходы для оптимизации работы переводчика, работающего с таким сложным и требующим особой ответственности видом перевода.

На сегодняшний день данный метод фиксации и воспроизведения устных выступлений рассматривается комплексно, с применением таких отраслей науки как экспериментальная психология, нейропсихология и сравнительная лингвистика.

Актуальность темы заключается в том, на сегодняшний день универсальная переводческая скоропись не только не утратила своего прикладного значения, а еще более укрепила свои позиции важнейшего инструмента специалиста, работающего в такой ответственной и непростой сфере как устный последовательный перевод. Кроме того, сегодня данная техника фиксирования и воспроизведения информации удостоилась внимания целого спектра других наук, таких как: как экспериментальная психология, нейропсихология, сравнительная лингвистика. Объясняется тем, что с каждым годом значение устного последовательного перевода в процессах межкультурной коммуникации, международных переговорах и выступлениях на базе многочисленных интернациональных объединений только растет. Выступления ораторов на таких площадках как, к примеру ООН, требует интенсивной работы переводчика, именно поэтому развитие техники универсальной переводческой скорописи – это постоянный процесс, в котором принимают участие как специалисты-переводчики, так и ученые занимающиеся психологией, семантографией и другими отраслями науки. Весь этот объем работы направлен на выполнение одной цели – разработку такой системы фиксации информации, которая будет способствовать максимально эффективность и удобству работы переводчика.

 

Задачами данной работы являются:

  1. Ознакомление с историей формирования и развития техники универсальной переводческой скоропись
  2. Изучение основных методов скорописи, используемых и описанных признанными специалистами устного последовательного перевода
  3. Выявление современных тенденций развития универсальной переводческой скорописи
  4. Описание основных практических элементов переводческой скорописи

Объектом исследования является исследование техники универсальной переводческой скорописи при устном последовательном переводе

Предмет данной курсовой работы – основные методы и элементы универсальной переводческой скорописи, рассмотрение их основного применения

При написании данной курсовой работы мною были использованы: монография отечественного специалиста Рюрика Константиновича Миньяр-Белоручева - Общая теория перевода и устный перевод, а также различная научная литература и учебные пособия по универсальной переводческой скорописи и устному последовательному переводу (Аликина Е.В. Переводческая семантография. Запись при устном переводе, Бурляй С.А. Переводческая запись: Учебное пособие (для студентов IV курса переводческого факультета, Миньяр-Белоручев Р.К. Как стать переводчиком?, Миньяр-Белоручев, Записи в последовательном переводе и т.д.)

 

 

 
Глава 1. История становления и развития переводческой скорописи


 

1.1 Начальный этап  развития скорописи. Женевская школа  переводчиков

В современном мире, характеризующимся интенсификацией процессов глобализации и повсеместной интеграции все большее внимание уделяется вопросам межкультурной коммуникации, а это в свою очередь усиливает интерес к переводческой деятельности.

С начала прошлого века возрастает роль устного последовательного перевода, а одной из составляющих переводческой компетенции в данной сфере является владение специальным видом записи, позволяющим зафиксировать и в дальнейшем воспроизвести выступление любой продолжительности. Эта запись относится к числу «профессиональных тайн великих асов последовательного перевода». [1, С.56]

Также стоит отметить, что в литературе можно встретить разнообразные термины, обозначающие профессиональные записи переводчика. Среди них «переводческая запись» (Е. Н. Сладковская, С.А. Бурляй) [2, С.41], «краткая запись» (В.Н. Комиссаров) [3, C.120], «скоропись» (Р.К. Миньяр-Белоручев) [4, C.57].

В иностранной литературе прослеживается единство терминологии: «notes-taking» в английском языке и «Notizentechnik für Dolmetscher» - в немецком. Используемый франкоговорящими авторами термин «la prise de notes» в широком смысле означает «запись с целью с целью сохранения главного от услышанного или прочитанного». [5, C.8]

Возникновение переводческой записи приходится на 30-е годы XX в. – время расцвета устного последовательного перевода, связанного с деятельностью Лиги Наций, на заседаниях которой предусматривались выступления на двух языках: английском и французском, - и речи ораторов не прерывались переводом, а чередовались с ним. Данное положение выдвинуло требование точного и полного перевода достаточно продолжительного отрезка речи (до 30 – 40 минут), что породило необходимость сжато и ярко фиксировать поступающую информацию, изобретая разнообразные правила, знаки, символы, и явилось толчком к развитию систем записи и концепций ее теоретического обоснования. [5, C.12]

Первые теоретические положения, связанные с переводческой записью, встречаются в работах представителя знаменитой Женевской школы переводчиков – Ж. Эрбера. Он называет запись основным фактором в технике последовательного перевода, что в свою очередь защищает переводчика от забывания текста. При этом, как отмечает Ж. Эрбер, записи предназначены для немедленного использования в качестве ориентиров в высказывании, воспоминание о котором еще свежо в памяти. [5, C.13] 

В 1956 г. В Женеве Ж.-Ф. Розан, последователь и коллега Эрбера, выпустил отдельную книгу, посвященную записи, в которой систематизировал и проиллюстрировал на примерах семь основных принципов фиксации (вычленение идей, использование сокращений, связывание стрелками, отрицание перечеркиванием, усиление подчеркиванием, вертикальное расположение «ступенчатость»). [6, C.54] Розан ввел способы обозначения некоторых парадигмальных категорий: времени, рода, числа. [5, C.13]

Дальнейшее развитие скоропись получила в работах А. ван Хоофа, в том числе в “Theorie et pratiique de l’interpretation”, Munich, 1962. [7, C.56]

 

 

 

1.2 Отечественные и современные исследования скорописи

 

В нашей стране строится система переводческой скорописи на основе русского языка, которая впервые была изложена в книге Р. Миньяр-Белоручева «Пособие по устному переводу (записи в последовательном переводе)», появившейся в 1969 г. [7, C.56]

Миньяр-Белоручев разработал свой метод записи, в котором он использует собственную функциональная классификация символов. В основе данной классификации лежит деление символов по способу обозначения понятий на буквенные, ассоциативные, производные и по главному назначению на предикативные, модальные, символы времени и символы качества. Все предложенные автором символы отвечают трем требованиям: экономичности, наглядности, универсальности. [8, C.56]

Расположение записей, согласно Миньяр-Белоручеву строится согласно синтаксическому принципу, то есть фиксируются основные элементы синтаксиса предложения (подлежащее, сказуемое, дополнение).

Р.К. Миньяр-Белоручеву, по признанию многих исследователей удалось дать наиболее развернутое теоретическое обоснование записи, основанное на данных фонологии и синтаксиса, а также методики обучения записи, показав важность применения записей в процессе устного последовательного перевода.

В 1980-е годы традиции научной Женевской школы продолжили французские учение и переводчики-практики М. Ледерер и Д. Селескович. [5, 15] Последняя, в частности, занималась изучением профессиональной записи с позиции психолингвистики и гносеологии с целью выявления закономерности речи, языка и памяти.

Д. Селескович указала на необходимость объединения данных различных научных дисциплин, таких как экспериментальная психология, нейропсихология, сравнительная лингвистика, и наблюдений из практики перевода – для проникновения в суть процесса перевода, в том числе и с использованием записи. Д. Селескович удалось в основном описать мнемоническую функцию последней, наметив при этом перспективу развития данной проблемы в гносеологическом русле, на стыке теории и мышления. Итак, Д. Селескович впервые поставила проблему комплексного изучения записи. [5, C.14]

А.П. Чужакин усовершенствовал принцип вертикализма, предложив ступенчато-диагональное расположение знаков на бумаге. В соответствии с его концепцией сначала следует записывать группу подлежащего, под ней правее – группу сказуемого, под ней правее – прямое дополнение, под ней правее – косвенное дополнение. Однородные члены предложения следует фиксировать на бумаге столбиком, один под другим в порядке их следования в речи.

 Е.Н. Сладковская выдвинула идею совершенствования принципа вертикализма, предложив опираться при ступенчато-диагональном расположении символов на бумаге не на синтаксическую, а на семантическую сторону высказывания, а именно: сначала фиксируется семантический субъект, под ним правее – действие, под ним правее – семантический объект. [9, C.7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 1

Таким образом, анализируя историю развития переводческой скорописи, стоит отметить вклад основоположников данного метода фиксации информации - представителей знаменитой Женевской школы переводчиков: Ж. Эрбера и Ж.-Ф. Розана. На базе их работ, описывающих основные элементы скорописи, такие как: вычленение идей, использование сокращений, связывание стрелками, отрицание перечеркиванием, усиление подчеркиванием, вертикальное расположение «ступенчатость», современными учеными (Р.К. Миньяр-Белоручев, Д.Селескович, Е.Н. Сладковская) были проведены дальнейшие разработки с применением целого комплекса дисциплин: экспериментальная психология, нейропсихология, сравнительная лингвистика и других. Это позволило вывести изучение универсальной переводческой скорописи на совершенно новый уровень и оптимизировать переводческую семантографию для наибольшего удобства переводчика при устном последовательном переводе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные этапы подготовки и организации записи при устном последовательном переводе

 

2.1 Начальный этап

По мнению Миньяр-Белоручева, автора системы скорописи на основе русского языка, главными ее достоинством является то, что с помощью скорописи переводчик может кратко зафиксировать основную мысль высказывания, а затем по опорным пунктам на бумаге воспроизвести максимально близко к оригиналу.

Перед тем, как перейти непосредственно к изучению системы записей, следует тщательно подготовиться к ней, собрав подручные средства и проанализировав обстановку. Исследователи предлагают различные варианты организации записей, рассмотрим один из них, предложенный Аликиной Е.В.

Переводческая скоропись используется при устном последовательном переводе, а также двустороннем переводе. Примеры таких ситуаций: выступления на конференциях, презентации, лекции (для монологического последовательного перевода); официальные беседы, интервью, переговоры (для двустороннего перевода).

Начинать запись рекомендуется вместе с началом звучания речи, но, при этом не запрещается сделать паузу в начале, чтобы поймать идею говорящего.

Главное, чтобы высказывание и запись закончились в один и тот же момент, и переводчик озвучил зафиксированную на бумаге мысль во время паузы.

Что касается объема, рекомендуется особое внимание уделить первым фразам, так как именно они содержат наибольшее количество информации. Подробно записав первую часть высказывания, переводчик получает возможность записывать следующие фразы короче, так как многое уже будет понятно.

 

 

2.2 Необходимые для  переводческой записи инструменты.

Нельзя оставить без внимания подручные средства. Поначалу этот вопрос не является первостепенным. Однако следует помнить, что при записи важна каждая деталь, и следует использовать любые средства, рационализирующие работу переводчика. [5, C.26]

В условиях двустороннего перевода, когда у переводчика есть возможность сидеть за столом, стоит использовать лист формата А4, положенный горизонтально и заранее разделенный на три равные части. Такое расположение позволит записать довольно длинное высказывание, легко найти любой момент записанной речи и избежать перелистывания. Здесь Е.В. Аликина рекомендует делать фиксировать информацию на одной стороне листа, чтобы записи на перекликались между собой.

В ситуации, когда переводчик стоит перед микрофоном и у него нет возможности делать записи, опираясь на стол, подойдет блокнот меньшего формата, но обязательно в твердой обложке, чтобы удобно было писать на весу. Также Е.В. Аликина советует взять блокнот на пружине, чтобы ускорить перелистывание.

Информация о работе Переводческая скоропись