Прагмаика речевого общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 07:59, доклад

Краткое описание

• Прагматика (от др.-греч. — «дело, действие») — термин языкознания, обозначающий:
• Раздел семиотики, изучающий отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует.
• Совокупность условий, сопровождающих употребление языкового знака.
Раздел языкознания, изучающий условия использования говорящими языковых знаков.

Вложенные файлы: 1 файл

1.ppt

— 320.00 Кб (Скачать файл)

ПРАГМАТИКА  РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Прагматика 

 

  • Прагматика (от др.-греч. — «дело, действие») — термин языкознания, обозначающий:
  • Раздел семиотики, изучающий отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует.
  • Совокупность условий, сопровождающих употребление языкового знака.
  • Раздел языкознания, изучающий условия использования говорящими языковых знаков.

 

Аспекты семиотики (Ч. Моррис)

 

 

  • Синтактика – изучает внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации;
  • Семантика – рассматривает отношение знака к обозначаемому объекту;
  • Прагматика – исследует связь знаков с «адресатом», т.е. проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора.
  • Прагмалингвистика (лингвистическая прагматика) выделяется как область лингвистических исследований, имеющих своим объектом отношение между языковыми единицами и условиями их употребления в определённом коммуникативно-прагматическом пространстве, в котором взаимодействуют говорящий/слушающий,  где важны конкретные указания на место и время их речевого взаимодействия, связанные с актом общения цели и ожидания
  • Прагмалингвистика занимается выбором наиболее оптимальных из имеющихся в языке средств для наиболее успешного воздействия на слушающего или читающего, для эффективного достижения намеченной цели в конкретных обстоятельствах речевого общения 
  • На первое место в прагматических исследованиях выдвигается человек как субъект речевой деятельности
  • Основная задача прагмалингвистики заключается в изучении языка как средства воздействия
  • В исследовании речевого общения произошел так называемый «прагматический поворот», начало которого связывают с работами Дж. Остина (1962), Х.Грайса (1957), Дж. Серла (1968, 1969; 1976) и с работами отечественных психолингвистов, развивающих теорию речевой деятельности (Леонтьев, 1969; Сорокин, Тарасов, Шахнарович, 1969).

 

  • Под речевым воздействием понимается влияние на личность и поведение человека с целью формирования и регулирования его поведения
  • Речевое воздействие может быть осуществлено тремя способами: через информирование, через получение дополнительной информации и через убеждение.

 

  • Под смыслом понимается определенная характеристика деятельности конкретного индивида, форма существования значения в индивидуальной психике человека
  • В конкретном речевом сообщении эффективность речевого воздействия зависит от восприятия его слушающим, его понимания и трактовки им данного высказывания
  • Речевое воздействие имеет два вида: ориентировка в мотивах [Лурия, 1998: 197] и ориентировка в собеседнике [Леонтьев, 1997: 276]
  • Такой  вид речевого воздействия как ориентировка в мотивах, распадается на три  мотива: требование, сообщение, акцентирование.

 

  • При этом выделяются два типа ориентировочного воздействия: личностно-ориентированное и социально-ориентированное.
  • Речевое воздействие может быть прямым, косвенным и скрытым. Прямое речевое воздействие реализуется при помощи языковых средств выражения, побуждение говорящего к какому-либо действию.
  • Дифференциация речевого воздействия на открытое и скрытое обусловливает существование двух направлений в развитии современной прагмалингвистики:

 

  • функциональная (открытая)
  • прагмалингвистика
  • скрытая  прагмалингвистика.

 

  • Речевая деятельность характеризуется явными намерениями и целями отправителя текста оказать определенное воздействие на получателя текста и осознанностью выбора отправителем текста речевых средств для вербализации данного намерения. Речевая деятельность складывается из речевых действий.
  • То есть речевая деятельность – это деятельность, имеющая свои мотивы, цели и результат, а речевое поведение – это усвоенный, ушедший в подсознание, ставший неосознаваемый, заавтоматизированный речевой опыт говорящего. Речевой поступок как единица анализа речевого поведения актуализируется в тексте в виде малой синтаксической группы (МСГ), под которой понимается актуализированная предикативно-модальная группа 
  • В аспекте языка МСГ представлена простым нераспространенным предложением или частью сложного предложения [Матвеева 1999:77], а в аспекте речи МСГ – это высказывание или его часть.
  • По речевому поведению в момент контакта слушающий может сделать вывод о некоторых личностных качествах говорящего.

 

  • Под речевой стратегией скрытого воздействия подразумевается определенная разновидность речевого поведения отправителя текста, которая  актуализирует скрытое намерение конкретного автора в конкретной речевой ситуации.
  • В скрытом речевом воздействии выделяются два типа речевых стратегий. Эти типы определяются по действию ориентированности отправителя или направленности на получателя текста в составе речевого акта.
  • Теоретической основой исследований в прагматике стала теория речевых актов, которая была создана Дж.Остином и рядом других зарубежных исследователей.
  • Важнейшими чертами речевого акта являются:
  • намеренность (интенциональность),
  • целеустремленность,
  • конвенциональность.
  • Структуру речевого акта можно подразделить на внутреннюю и внешнюю.

 

  • Во внутренней стороне речевого акта разграничиваются три компонента – локутивный акт, иллокутивный акт и перлокутивный акт.
  • Существует несколько стратегий речевого поведения, с помощью которых возможно составить речевой портрет говорящего.
  • (1) «стратегия участия/неучастия коммуникантов в речевом событии» (далее «участия /неучастия), (2)«стратегия уверенного/ неуверенного поведения автора в речевом событии» (далее уверенного / неуверенного поведения),                                      (3)«стратегия формирования у получателя отношения к речевому событию путем оценивания» (далее «формирования отношения»), (4)«стратегия акцентирование автором элементов высказывания» (далее «акцентирование / неакцентирования»).
  • Язык является средством, с помощью которого человек регулирует свои отношения и взаимосвязи с окружающим миром.
  • Владение человека языком для осуществления успешного общения и достижения в результате этого общения необходимого воздействия является предметом изучения прагмалингвистики.
  • Изучение особенностей речевого общения, которое включает в себя  речевое поведение и речевое воздействие,  было и остается актуальной проблемой лингвистического и психологического исследования.

 


Информация о работе Прагмаика речевого общения