Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:03, доклад
На самом раннем этапе японцы называли свои поэтические произведения в форме стиха песнями, «ута». Это можно объяснить тем, что японская поэзия «выросла» из устного народного творчества, из песни, и в песне же развилась
Данное название закрепилось за поэтическими произведениями даже после возникновения литературной поэзии, что произошло в VII – VIII веках, на заре японского феодализма.
Развитие японской поэзии: от ранних до поздних жанров.
На самом раннем этапе японцы называли свои поэтические произведения в форме стиха песнями, «ута». Это можно объяснить тем, что японская поэзия «выросла» из устного народного творчества, из песни, и в песне же развилась
Данное название
закрепилось за поэтическими произведениями
даже после возникновения
Однако возникновение литературной поэзии некоторым образом изменило представления о поэтическом творчестве. Если раньше, то есть в народном творчестве, песню «пели», то в литературной поэзии ее «читали». Тем не менее, вплоть до нового времени стих воспринимался как нечто звучащее.
Но связь между литературным и народным творчеством была не только исторической: народная поэзия явилась источником художественных методов и образов. Даже после разделения литературная поэзия продолжала активно использовать образы и приемы, сформировавшиеся еще в народном творчестве. Безусловно, она стала и самостоятельно создавать новые традиции и образы, которые видоизменялись с течением жизни, так как были ее прямым отражением. Об этом вы подробнее прочтете в следующем параграфе.
Японская литературная поэзия возникла в придворной среде, которая складывалась из представителей старинных знатных родов. Но неверно думать, что авторами поэзии этого времени были только знать и аристократы. Среди поэтов раннего средневековья были и многие поэты, жившие «милостями» только своих знатных покровителей. Например Какиномото Хитомаро, живший в VII веке и вознесенный до «гения японской поэзии».
В ранней литературной поэзии Японии главенствовала, в сущности, одна поэтическая форма: «танка», что в буквальном переводе означает – «короткая песня», оттеснив на задний план «нагаута», то есть длинные стихи. Лирические песни разной длинны сохранились только в фольклоре. Необходимо отметить, что стремление к лаконизму и любовь к малым формам вообще присущи японскому национальному искусству. Краткость формы была связана с тем, что творчество носило характер экспромта. Краткие стихотворные формы явились насущной необходимостью поэзии. Подобные стихотворения могли создаваться тут же, быстро. Под влиянием некого непосредственного чувства в них можно сжато, афористично выразить свою мысль: их легко использовать для похвалы или для язвительной насмешки, они легко запоминаются и передаются из уст в уста. В придворной среде танка, бесспорно, была одним из самых распространенных способов общения. Из этого следует, что стихи включают в себя ситуацию, в которой они были созданы. Поэтому во многих случаях к стихотворению требуется пояснение, чтобы до конца понять его смысл.
Так как в этих
стихах не имеется рифмы, то роль организующего
компонента играет четкое метрическое
разбиение стиха. Основной метрический
закон сложился еще в раннее средневековье
и сохранился на многие века. Танка
делится следующим образом: пять
слогов в первой строке, семь во второй,
в третьей снова пять, в четвертой
и пятой по семь слогов, а всего
тридцать один. Первые три метрические
единицы образуют первую строфу, две
последние – вторую. Но краткость
формы и метрическая
В период феодального
абсолютизма XVII– XVII веков произошел
новый расцвет лирической поэзии.
Теперь лирическая поэзия перестала
быть преимущественно придворной –
она стала поэзией города, поэзией
ранней японской буржуазии. Из-за неоднородности
общества новая поэзия разделилась
на поэзию городских «верхов» и городских
«низов». Если поэзия простого городского
люда носила сатирический юмористический
характер, напоминая эпиграммы, то городская
интеллигенция создавала
Зародившись в народе, лаконичное некоторые хокку вошли в повседневную жизнь в качестве пословиц, например, стихотворение Басё:
Слово скажу –
Леденеют губы.
Осенний вихрь!
Вследствие постоянного развития японской поэзии, появлялись различные литературные поэтические школы, вносившие свой собственный вклад в данный процесс. Одной из первых стала школа Мацунага Тэйтоку.
Усилиями учеников Тэйтоку было издано несколько сборников хайкай (хокку), первым из которых стал вышедший в 1633 году сборник «Эноко-сю» («Щенячье собрание»).
Основной заслугой школы Тэйтоку стало распространение поэзии хайкай по всей стране. В поэтическое творчество были вовлечены разные слои населения, и это было одним из замечательнейших свойств поэзии хайкай. В самом деле, до сих пор японская поэзия всегда была элитарной. Даже в «Манъёсю» основными авторами были чиновники (вошедшие в антологию народные песни тоже были записаны и, скорее всего, обработаны все теми же чиновниками), в эпоху «Кокинсю» главным носителем поэзии стала придворная аристократия, в эпоху «Синкокин-сю» к ней добавились монахи и воины, поэзия рэнга («сцепленные строфы» - стихи, писавшиеся неограниченным количеством авторов, представляющие собой своеобразный диалог и имеющие сколь угодно долгую продолжительность) тоже культивировалась среди высших слоев общества, ее каноны передавались как тайные наставления и были известны лишь узкому кругу людей. И только поэзия хайкай сумела преодолеть рамки сословности и элитарности.
Школа Тэйтоку просуществовала до XIX века, выпустив более двухсот шестидесяти сборников хайкай. Сам Тэйтоку, на первых порах весьма пренебрежительно отзывавшийся о хайкай, к концу жизни пришел к мнению, что поэзия хайкай - это особый поэтический жанр, ничуть не уступающий по своему положению литературе рэнга. Тэйтоку и его ученики впервые разработали принципы поэтики хайкай, которая раньше не подчинялась никаким правилам. Главной особенностью хайкай Тэйтоку считал использование «комических слов» (хайгон), то есть вульгаризмов и китаизмов, употребление которых было запрещено в поэзии рэнга. Хотя установленные Тэйтоку правила касались, прежде всего, технической стороны стиха, но именно он и его последователи утвердили поэзию хайкай как занятие, достойное настоящего поэта, и способствовали распространению этого искусства по всей стране. Не будь Мацунага Тэйтоку - не было бы и Басе.
После смерти Тэйтоку в 1653 году между его учениками начались ссоры и разногласия, и, по существу, школа распалась. Но через двадцать лет сначала в кругу эдосского (Эдо – один из крупных городов, современное название - Токио) купечества, а затем и в Киото (столица Японии), где влияние школы Тэйтоку было особенно велико, появились поэты, выступавшие против манерности и усложненности поэтического стиля Тэйтоку и призывавшие к обновлению поэтического языка.
Новая крупная школа хайкай, возникновение которой связано с деятельностью Нисияма Соина (1605-1682), получила название Данрин. Приверженцы этой школы ориентировались не столько на техническое совершенство, как это делала школа Тэйтоку, сколько на непосредственность и спонтанность восприятия. Они призывали к отказу от всех канонов, сковывающих свободу творчества, произвольно удлиняли и укорачивали число слогов в стихе, соединяли в пределах одною произведения высокий и низкий стили. Все это привлекло большое число сторонников. Черпая темы в повседневной жизни, сторонники школы Данрин утверждали ценность каждой малости, этому миру принадлежащей. Школа просуществовала всего около десяти лет, но ее деятельность имела большое значение в истории поэзии хайкай. Можно сказать, что школа Данрин была переходным звеном от поэзии школы Тэйтоку к поэзии школы Басе. Сам Басе позже говорил: «Если бы не было Соина, мы бы до сих пор подлизывали за Тэйтоку, Соин является нашим патриархом».
Высший расцвет поэзии хайкай связан с творчеством Мацуо Басе (1644-1694), который впервые после Мацунага Тэйтоку создал собственный, отличный от всего того, что было прежде, стиль в поэзии. Разумеется, среди современников Басе было немало поэтов - Уэдзима Оницура (1661 - 1698), Икэниси Гонсуй (1650-1722), Кенией Райд-зан (1654-1716) и др., - которые в своем творчестве двигались примерно в одном с ним направлении, но именно Басе удалось возвести хайкай в ранг высокого искусства, именно в его творчестве произошло превращение поэзии хайкай из словесной игры в средство выражения тончайших и сокровеннейших мыслей и чувств поэта. Причем новаторство Басе основывалось не на отказе от канонов, к чему призывали последователи школы Данрин, а на возвращении к традиции. Полагая, что только на основе глубокого постижения традиции возможно всякое истинное обновление поэтического стиля, Басе обратился к творчеству великих поэтов прошлого и японских, и китайских. Возникновение школы Басе относится примерно к 1677 году. Его учениками были такие выдающиеся поэты, как Сугияма Сампу (1647-1732), Такараи Кикаку (1661 -1707) и Хаттори Рэнсэцу (1654-1707), немало сделавшие для распространения принципов Басе по всей стране.
Басе считал поэзию хайкай средством самопознания, средством обретения истины, средством гармонического соединения природного и человеческого. Главное для поэта, считал Басе,- обрести истинное видение. Основной эстетический принцип Басе, пожалуй, лучше всего выражен в словах: «Душа, достигнув высот прозрения, должна вернуться к низкому». Басе еще при жизни был признан лучшим поэтом своего времени, он создал, пожалуй, самую влиятельную школу в поэзии хайкай, значение которой не померкло и в наши дни.
После смерти Басе поэзия хайкай стала обнаруживать тенденцию к упадку, постепенно утрачивая свое высокое значение и грозя выродиться в чисто шуточный развлекательный жанр. Общий уровень поэзии резко снизился. Школа Басе распалась на множество враждующих между собою групп, во главе которых стояли ученики Басе. Каждая школа считала себя единственным оплотом и продолжателем традиций учителя. Одним из немногих положительных факторов было, пожалуй, проникновение поэзии хайкай в провинцию и распространение среди широких масс населения. Можно сказать, в целом после смерти Басе поэзия хайкай разделилась на два потока - столичный, с центром в Эдо, во главе которого стояли ученики Басе Кикяку (1661 -1707) и Сэнтоку (1662-1726), и провинциальный, во главе с Сико (1665- 1731) и Яба (1662-1740). Этот период в истории страны отличался относительной стабильностью, одним из следствий которой было повышение уровня общей образованности населения, что, в свою очередь, повлекло за собой рост числа людей, вовлеченных в процесс стихотворчества. Естественно предположить, что распространение хайкай сопровождалось некоторым снижением уровня поэтического мастерства и опрощением стиля. Столичные поэты культивировали шуточный стиль, основанный на каламбурах, игре слов, метафорической усложненности. Провинциальные подхватили принцип каруми, сведя его к упрощенности поэтических образов. Однако лучшие поэты - такие, как Тиё, все же продолжали идти по пути, проложенному Басе, видя главный смысл поэзии хайкай в установлении гармонии между человеком и окружающим его миром.
В начале XVIII века форма трехстишия пришла в упадок, своим возрождением она обязана поэту Ёса Бусону. При жизни поэта его творчество не получило широкой известности, его стихи стали популярны только в XIX веке. Его поэтическая деятельность имела широкий диапазон. Помимо «литературных стихов», отличавшихся романтичностью и лиричностью, имевших множество намеков на старину, Бусону удавалось с помощью простых средств создавать удивительные по своей лиричности стихи.
Последним крупным поэтом феодальной Японии был Кобаяси Исса, живший в конце XVIII начале XIX веков. Исса был наиболее демократичным и народным поэтом феодальной Японии. Его творчество отличает большая любовь к людям и нетерпимость ко всякого рода несправедливости.
После Кобаяси Исса хокку утратили свою популярность на долгие годы. Очередное возрождение этой поэтической формы относится к периоду нового времени и связано с такими авторами, как Масаока Сики и его ученики Такахама Кёси и Кавахигаси Хэкигодо. Эти поэты возродили поэзию хокку на новой реалистической основе.
Информация о работе Развитие японской поэзии: от ранних до поздних жанров