Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 18:16, доклад
Руническое письмо является древнейшим вид германской письменности. Тацит в "Германии" писал, что германцы придают особое значение гаданию-жеребьевке: разбросав на куске ткани палочки с вырезанными на них знаками и прочитав молитву, жрец брал наугад три палочки и гадал, читая знаки на них.
Руническое письмо
Руническое письмо является древнейшим вид германской письменности. Тацит в "Германии" писал, что германцы придают особое значение гаданию-жеребьевке: разбросав на куске ткани палочки с вырезанными на них знаками и прочитав молитву, жрец брал наугад три палочки и гадал, читая знаки на них. Эти магические знаки были буквами рунического письма. Название "руны" произошло от основы, имевшей значение "тайна" (гот. rūna "тайна", нем. raunen. "таинственно, украдкой шептать") Одного корня с "runa" и современное немецкое название мандрагоры — Alraun. У древних германцев Al(b)runa — "ведьма, демоническое существо". Еще Тацит различает обряды, совершаемые жрецами в "общественных целях" и главой семейства "частным образом". Известно о существовании не только жрецов, но и жриц, когда готы переходили Дунай, то каждый род вез свою отеческую святыню, вокруг которой шли ее служители — жрецы и жрицы. Жрец — гуди выбирался из родовой знати, содержал капище, где проходили жертвенные пиры, и председательствовал на местном тинге (древнескандинавском и германском правительственном собрании, состоящем из свободных мужчин страны или области). Гот. runа означает и знак рунического алфавита, и тайный письменный знак, применяемый при гадании. К 4 в. готы знали руны. Но у германцев бытовали также и неалфавитные письменные магические знаки.
Наряду с официальными культами, готы широко прибегали к так называемой приватной, бытовой магии вне привязки к общественным культовым мероприятиям. Важна роль колдуний и колдунов, это вполне независимые и безусловно опасные существа. "Волхвы не боятся могучих владык...". В сфере магического важны и интересны негерманские влияния, в первую очередь — финские. Похоже, что через них германская приватная магия усвоила ряд шаманистических элементов. Одновременно колдуны были травознатцами и лекарями. Травы — важные магические орудия, непременный атрибут колдунов и колдуний, при их помощи наводили морок. Злые колдуны наводили порчу "дурным глазом", причиняли болезнь и смерть, а также отнимали силу и жизнь или передавали их другим.
Рунический алфавит германцев, так называемые "старшие руны", имел 24 знака. По первым шести знакам он назывался "футарк", его знаки представляют собой комбинации вертикальных и наклонных линий. Горизонтальные линии использовались очень редко, поскольку они совпадали с древесными слоями и плохо различались. Отсутствие круглых линий, вероятно, объясняется техникой вырезания или выцарапывания рун острыми предметами — руническими палочками — на дереве, металле и камне. Направление письма произвольное: слева направо, сверху вниз и наоборот. Часто слова не разделены никакими знаками, хотя в качестве нерегулярных маркеров словоделения могут выступать точки или некоторые другие знаки, отсутствует и разбивка на строки. У создателей футарка было очень развито чувство звука, руническое письмо полностью соответствовало германскому звукоряду.
Руны использовались преимущественно в магических, культовых целях. Их знание — профессиональная тайна жрецов, она передавалась от отца к сыну. Назначение рунических надписей — ограждать владельца предмета от злых сил и врагов, охранять покойников и удерживать их в могиле и т.п. Писались (вырезались) руны на дереве, кости, камне (надгробиях), позднее — на металле, в частности, золотых изделиях. Дерево за редчайшим исключением не сохранилось и надписей на нем дошло очень немного.
Древнейшим видом германской письменности являются рунические надписи, датируемые 2 — 3 вв. н. э. Следует, однако, упомянуть более раннюю надпись на шлеме из Негау, правда, ее датировка и некоторые языковые особенности остаются спорными. Руническое письмо, возникшее на основе одного из североиталийских алфавитов, было усвоено мигрирующими германскими племенами в первые века н. э. Есть гипотеза, что изобрели и распространили руны герулы — восточногерманское племя. Самая древняя разновидность рунического письма представлена 24-значным рядом, полностью зафиксированным на Кюльверкском камне (Готланд, Швеция, 350 — 475 гг.), Вадстенском и Мотольском (Эстеръетланд, Швеция, 500 — 550 гг.) брактеатах:
Надписи, выполненные старшим руническим алфавитом fuđark'oм (их около 150), датируются 2 — 7 вв. (самая древняя — из Эвре Стабю — 150 г., самая поздняя -Эггьюмская — 7 в); они локализуются в основном на юге Швеции, на полуострове Ютландия и в Шлезвиге. Содержание надписей стереотипно: магическая формула, имя владельца, мастера или название самого предмета. Культовый характер использования рун проявляется не только в обилиии формул типа lađu — "приглашение", auja — "добро, счастье", laukar — "лук", но и в их ритуальном повторении, в закреплении за каждой руной не только фонетического значения, но и определенного понятия — так называемые "понятийные руны", например, первая руна — f — может означать и понятие "имущество, скот" (от герм. *fehu). Языковой статус старших рунических надписей не вполне ясен, древнейшие из них обычно трактуются как койне, первый наддиалектный вариант германского языка, особое промежуточное звено между общегерманским и зарождением отдельных германских языков.
Старший рунический ряд претерпел локальные модификации, в результате которых возникло 32-значное англо-фризское руническое письмо и 16-значное — скандинавское (младшие руны). В младшем руническом письме произошли существенные изменения: были устранены гласные среднего подъема, отсутствовала оппозиция между перегласованными и неперегласованными гласными, звонкими и глухими согласными. Упрощение алфавита, вероятно, связано со стремлением отразить новую фонологическую систему. Сокращение количества рун, обозначавших гласные, вероятно, связано с закреплением за руной определенной фонемы со всей совокупностью ее аллофонов, образовавшихся в результате различных видов умлаута и преломления; в системе консонантизма, возможно, произошла замена противопоставления по звонкости/глухости (например, d/t) на оппозицию по способу образования (например, d/đ, т. е "смычный / спирант"). Младший рунический ряд выглядит следующим образом:
Младшими рунами выполнено около 5000 надписей на рунических камнях мемориального характера, на перекрестках, у мостов, на местах тинга, в церковных дворах. Традиционное содержание младших рунических надписей — формула, состоящая из имени заказчика, приказания вырезать руны, имени покойного, установления родственных (или другого рода) отношений между ними, имени мастера.
В середине 9 в. на юге Швеции и в некоторых частях Норвегии возникли шведско-норвежские, или короткоствольные, руны в которых проявилась тенденция к облегчению начертания обычных ("датских") рун.
Весьма недолго использовались хельсингские, или "бесстволые", руны, в которых принцип упрощения достиг наибольшего развития; с начала 11 в. были изобретены пунктированные руны, в которых в качестве диакритик использовалась точка. Из Англии и Германии рунических надписей дошло очень немного, всего известно около 150 предметов с руническими надписями 3-8 вв. Большинство надписей – отдельные слова (чаще всего — имена собственные). Каждая руна сама по себе тоже имела магическое значение, поэтому нередко выписывался весь алфавит или его часть, что должно было приносить удачу и ограждать от несчастий.
Краткость или фрагментарность большинства надписей, их плохая сохранность и магический смысл привели к тому, что около трети расшифровать не удалось. А многие, считающиеся расшифрованными, имеют весьма спорные толкования.
Рунические надписи континентальных германцев относятся главным образом к эпохе Меровингов (6-8 вв.). В основном это амулеты и фибулы с алфавитом, краткими надписями магического характера и рядами рун, не поддающимися истолкованию. Последняя значительная находка была сделана в 1945 г., это запись футарка в рукописи из монастыря в Фульде (8-9 вв.).
У англосаксов в связи с фонетическими особенностями их диалектов число рун было увеличено до 28. Такое их число в рукописи 7 в., в так называемом "Зальцбургском кодексе" — "Codex Salisburgiensis". а древнеанглийская "Руническая песня" 9-10 вв. содержит уже 33 руны. Таким образом, древнеанглийский футарк является расширенным вариантом континентального. Язык древнейших рунических надписей — промежуточное звено между германским языком-основой, формы которого можно лишь реконструировать, и языками древнейших письменных памятников различных германских народов. Древнерунический архаичнее готского, в нем сохранились более древние грамматические явления, в частности, основообразующие гласные.
Специфика применения рунического письма нашла отражение и в лексике германских языков. Так, нем. Buchstabe "буква" первоначально означало "буковая палочка" (ср. гот. boka "буква", мн.ч. bokos "книга", да. bokstæf). Немецкий глагол lesen"читать" первоначально означал "подбирать, выбирать (разбросанные буковые палочки)" и сохранил это значение, как менее употребительное, наряду с новым "читать", старое же лучше всего сохранилось в глаголе auflesen "подбирать" и в ряде сложных существительных — Weinlese, Kartoffellese.
Английский глагол to read "читать" первоначально значил "угадывать, отгадывать" (ср. нем. raten"отгадывать"), а глагол to write"писать" имел раньше значение "царапать, выцарапывать" (ср. нем. ritzen "царапать" и reißen в значении "чертить", а также Reißfeder "рейсфедер").
В процессе христианизации германцы знакомятся с латинским письмом (готы — с греческим), в результате чего во Франкском государстве к 9 в., а на Британских островах — к 11 в. руническое письмо полностью вытесняется латинским. Ранние таксты, написанные вульфилианским или латинским алфавитом, хронологически дифференцированы: готский (Библия Вульфилы) – 4 в., древнеанглийский (части "Англосаксонской хроники") – начало 7 в., древневерхненемецкий (глоссы) – начало 8 в., древнесаксонский (заговоры, отрывки молитв, "Хелианд") – 8-9 вв.
В Скандинавии руническая традиция оказалась более устойчивой, руническое письмо было перенесено на пергамент и использовалось не только в культовых целях, но и для записи законов вплоть до 16 в. В Швеции в частных записях рунами пользовались еще и в 17 в.