Тит Лукрецкий Кар

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 23:51, доклад

Краткое описание

На заре зарождения римской философской терминологии Лукреций в своём основном труде - философской поэме «О природе вещей» - облёк своё учение в стройную поэтическую форму. Следуя теории эпикуреизма, Лукреций Кар признавал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей (не отвергая, однако, само существование богов). Он считал, что целью жизни человека должен быть покой. Он отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: по его мнению, после смерти человека его тело обретает иные формы существования.

Вложенные файлы: 1 файл

Тит Лукреций Кар.docx

— 20.20 Кб (Скачать файл)

Тит Лукреций Кар 

(лат. Titus Lucretius Carus, ок. 99 до н. э. — 55 до н. э.) - римский поэт и философ.

Биография


На заре зарождения римской философской терминологии Лукреций в своём основном труде - философской поэме «О природе вещей» - облёк своё учение в стройную поэтическую форму. Следуя теории эпикуреизма, Лукреций Кар признавал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей (не отвергая, однако, само существование богов). Он считал, что целью жизни человека должен быть покой. Он отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: по его мнению, после смерти человека его тело обретает иные формы существования.

Он так же развивал учение об атомизме, широко пропагандировал идеи физики Эпикура, попутно касаясь вопросов космологии и этики. Именно Тит Лукреций Кар является главным пропагандистом и доксографом учения Эпикура. Его философия дала мощнейший толчок развитию материализма в античности и в XVII-XVIII веках.

По имени Тита Лукреция Кара названо карианство - современное рационалистическое мировоззренческое течение, основанное на принципах неопозитивизма (одно из основных направлений философии XXв.) и постмодернизма (широкое культурное течение).

Самые ранние биографические данные о нём относятся к IVв. н. э., но не могут считаться достоверными. До нас дошла его философская поэма "О природе вещей" – эта поэма - единственный литературный памятник античности, дошедший до нас полностью.

Она состоит из шести книг:

  • В книгах первой и второй излагается атомистическая теория мироздания и отвергается всякое вмешательство богов в мирские дела.
  • Книга третья посвящена проблемам души, её материальности и смертности, её связи с бренным телом.
  • Книга четвёртая повествует о теле человека и о его чувственных восприятиях как основе знаний.
  • В книге пятой рассматривается космогония и история развития человеческого рода. Здесь же сообщаются сведения о происхождении языка, приручении огня, об образовании семьи как о важнейших этапах пути человечества от варварства и дикости к цивилизации и культуре.
  • Шестая книга освещает проблемы происхождения религии.

Поэма "О природе вещей" написана стихами, что делало её популярной среди множества читателей.

Лукреций стремился освободить людей от предрассудков, от фанатичной веры в богов, от страха страданий и смерти и убедить в могуществе знания и превосходстве философии.

Избрав для своего философского сочинения стихотворную форму, он оживил и сделал более убедительным учение Эпикура. Материалисты XVII- XVIIIвв. черпали атомистические идеи древних главным образом у Лукреция. 

 

 

Тексты и переводы


Латинские тексты:

  • В серии «Loeb classical library» поэма издана под № 181.

  • В серии «Collection Budé» поэма издана в 2 книгах.

Русские переводы:

  • О природе вещей. / Пер. А. Клеванова. — М., 1876. XXII, 191 с.

  • О природе вещей. / Пер. размером подлинника И. Рачинского. — М.: Скорпион, 1904. XVI, 231 с. (переиздания 1913 и 1933 годов)

  • О природе вещей. / Пер. Ф. А. Петровского, вступ. ст. В. Ф. Асмуса. — М.-Л.: Academia, 1936. — 285 с. (неоднократно переиздавался)

    • Тит Лукреций Кар. О природе вещей. / Пер. Ф. А. Петровского, вступ. ст. Т. В. Васильевой. [С приложением фрагментов сочинения Гераклита, поэм Парменида и Эмпедокла, писем Эпикура]. (Серия «Библиотека античной литературы. Рим»). — М.: Художественная литература, 1983. — 384 с.

 

Литература


  • Марковников В. Идея культурно-исторического развития в поэме Лукреция // «Научное слово», 1903.№ 10.- С.97-122.

  • Вандек В. Тит Лукреций Кар и его философия воинствующего атеизма. М.-Л., 1931.

  • Рабинович В. И. Витрувий и Лукреций. // Вопросы философии 1963. № 3.

  • Боровский Я. М. Обозначение вещества и пространства в лексике Лукреция // Классическая филология. Отв. редактор А. И. Доватур. Л., 1959. — С.117-139.

  • Боровский Я. М. Вопросы общественного развития в поэме Лукреция // Древний мир. Сб. статей в честь академика В.В. Струве. М., 1962.- С.475-484.

  • Покровская З. А. Ф. А. Петровский — переводчик поэмы Лукреция. // Античность и современность. К 80-летию Федора Александровича Петровского. М., 1972.- С. 11-27.

  • Верлинский А. Л. Лукреций в трудах Я. М. Боровского // Cathedra Petropolitana: Межвузовский сборник. К 70-летию кафедры классической филологии. Отв. ред. В. С. Дуров. СПб., 2004.(Philologia classica. Вып.6). С.69-87.

  • Diskin Clay: Lucretius and Epicurus. Cornell University Press, Ithaca/New York 1983, ISBN 0-8014-1559-4.

  • D. Sedley, Lucretius and the Transformation of Greek Wisdom (Cambridge, 1998).

  • Godwin, John, Lucretius (London: Bristol Classical Press, 2004) («Ancient in Action» Series).

  • Anne Janowitz The Sublime Plurality of Worlds: Lucretius in the Eighteenth Century // Tate Papers Issue 13 Spring 2010


Информация о работе Тит Лукрецкий Кар