Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:52, реферат
Банки - центральные звенья в системе рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня. Длительное время банки были государственными органами и выступали одной из “несущих конструкций” административно-командной системы управления экономикой. В результате организация банковского дела в стране утратила традиции и опыт российских банков.
Центральный Банк России признал необходимость принятия Закона об обязательном страховании банковских вкладов граждан. Такой Закон сможет не только удержать вклады населения в банках (а они составляют около четверти от общих ресурсов банковской системы) , но сыграет существенную роль в привлечении новых вкладчиков (потенциально богатый внутренний инвестиционный источник) . В то же время Центробанк отрицательно оценил существующий законопроект. Банки, привлекающие денежные средства населения в обязательном порядке, согласно проекту, будут формировать страховой фонд, средства из которого будут выплачиваться в страховых случаях. При недостаточности средств фонда (велика вероятность этого на начальной стадии его работы) , по решению Совета фонда средства на покрытие дефицита выделяют все банки-участники, что ставит в невыгодное положение стабильные банки, которых насильно будут заставлять покрывать задолженность банков-банкротов. Сегодняшний законопроект, по мнению руководства Центрального Банка, требует проведения экспертной оценки затрат на обеспечение деятельности страхового фонда, которые, по предварительным прогнозам, сопоставимы с расходами Банка на обеспечение деятельности всей системы надзора за банковской деятельностью.
Введение обязательного
В помощь банкам даже Центробанк РФ намерен осуществлять мониторинг кредитоспособности и финансового состояния промышленных предприятий. В качестве других шагов реформирования банковского сектора страны рассматриваются предоставление гарантий сохранности депозитов в коммерческих банках, осуществление контроля за правильностью ведения банковских счетов, а также отстранение от ведения дел банковских работников с сомнительной репутацией.
В числе факторов, определяющих слабость существующих финансовых институтов, следует назвать ограниченные возможности контроля (инспекции на местах и внешние проверки) , а также уровень, до которого центральные банки способны выполнять эту функцию в отношении большого числа мелких банков. Так, по данным московского управления ГУ ЦБ РФ, наиболее распространенными нарушениями экономических нормативов Центробанка являются показатели текущей и мгновенной ликвидности (нормативы Н2, Н3) ; соотношения ликвидных активов и суммарных активов (Н5) ; максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика) (Н8) , на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) ; максимального размера привлеченные денежные вклады населения (Н11) .
Финансовой отчетности уделяется
внимание, поскольку прежние ее формы
можно рассматривать как
Принимая во внимание эти данные, вряд ли можно было ожидать, что число профессионалов по отчетности и аудиту, которые могли бы осуществлять необходимый коммерческий менеджмент, окажется достаточным. В качестве решения проблемы предлагается сокращение числа банков посредством ужесточения правил лицензирования кредитных институтов.
Дело в том, что хотя небольшой капитал и простая процедура лицензирования поощряют частных лиц к действию, возрастающий риск малоэффективного управления и нерациональная кредитная политика могут подорвать стабильность банковского сектора. Эксперты Всемирного банка сделали вывод о десятикратном сокращении числа банков в России к началу 1999 года на основании исследований ситуации в банковском секторе, проведенных с учетом новых требований ЦБ РФ, в частности, учитывалось, что с 1 января 1999 года минимальный размер собственных средств кредитного учреждения должен составлять 5 млн. ЭКЮ. Полемизируя с представителями Мирового банка, зам пред ЦБ РФ Александр Турбанов высказал мнение, что в ближайшие два года количество российских банков может сократиться вдвое, но никак не в 10 раз. Показательный пример Тверьуниверсалбанк, у которого в начале июля была отозвана лицензия на проведение банковских операций, но который вновь может обратиться в Банк России за ее восстановлением, после того как над ним введено внешнее управление сроком на 1 год.
Жесткий альтернативный подход к лицензированию
и высоким требованиям к
Комментируя проблемы минимального капитала, Александр Турбанов отметил, что наряду с крупными банками в ближайшие несколько лет будут работать и более мелкие кредитные институты, поскольку: "коммерческие банки некоторых российских регионов чисто физически не могут так быстро нарастить свой капитал", а открытие филиалов и отделений в удаленных от центра РФ областях для крупных ком банков является просто нерентабельным". В связи с этим зам пред Центробанка в дальнейшем не исключил возможности снижения нормативов ЦБ РФ для региональных банков.
Эффективность финансового сектора зависит от должного функционирования соответствующих институтов. Центральные банки получают для их создания техническую помощь и хорошо подготовленные кадры, например, для совершенствования инфраструктуры регулирования и расширения возможностей мониторинга; одновременно они работают над улучшением качества информационных потоков, систем платежей и реорганизацией для более эффективного использования капитала.
Для решения задач в сфере владение-менеджмент часто привлекаются независимые эксперты, работающие в регулирующих организациях. В ряде случаев вводятся рамки на инвестиции в ценных бумагах, ограничивающие концентрацию влияния того или иного агента.
Имеют место ограничения по кредитам для держателей ценных бумаг, призванные повысить автономность банка и перевести в плоскость практического применения критерии (в большей степени ориентированные на рынок) для принятия верных решений по кредитам и инвестициям. Данные изменения в корпоративном управлении банками не являются самодостаточными, но при этом рассматриваются как жизненно важные вехи переходного периода и одно из средств совершенствования моделей управления банками, которые сложились до переходного этапа.
Разработка системного подхода к всеобъемлющему управлению рисками является ключевым требованием ко всем организациям по контролю за деятельностью банков и должна быть завершена в кратчайшие сроки.
Эффективной работе систем контроля
препятствуют следующие факторы: недостаточное
число квалифицированных
При этом возможности имеющихся аудиторских структур, призванных восполнять такие пробелы либо недоступны, либо слишком дороги; контролеры часто не имеют полномочий, необходимых для решения того или иного вопроса, поскольку крупнейшие банки все еще находятся в государственном владении. Меры, которые могут рассматриваться как "логичные" в финансовом и операционном отношении, не всегда одобряются и выполняются старшими менеджерами; контроль за деятельностью банков часто фокусируется на сиюминутных вопросах (например, ликвидность) , при отсутствии долгосрочных подходов к управлению рисками.
В программах реформ практически всех стран с переходной экономикой поддерживаются меры по обучению и технической помощи, направленные на увеличение числа опытных контролеров. Для ускорения и совершенствования процесса становления систем по контролю за деятельностью банков в программах реформ также предусматривается совершенствование необходимых регулирующих положений, проверки на местах с высокой степенью превентивности, расширенные стандарты на лицензирование и другие финансовые требования, создание более совершенных информационных систем (техническое и программное обеспечение для компьютерных центров, нормы отчетности) , и, наконец, создание структур оперативной доставки, призванных ускорить обмен информационными потоками.
Следует выделить следующие основные проблемы в юридической и регулирующей среде: неудовлетворительное разделение функций центральных и коммерческих банков; неудовлетворительное разделение функций коммерческих банков и сервисных структур финансового сектора (страхование, ценные бумаги) ; неудовлетворительное состояние юридической основы и инфраструктуры, относящейся к правам на собственность, обеспечению под залог, процедурам ликвидации, нарушениям контрактных обязательств и восстановлению кредитов.
Сюда же можно отнести неадекватные гражданские и коммерческие кодексы и законодательные положения об обеспечении под залог, неорганизованные или неполные регистры недвижимости, малоэффективную систему гражданских судов, перегруженную различными делами, и ограниченный набор внесудебных средств урегулирования споров; неадекватные структуры менеджмента, владения, и управления; фрагментарные или неадекватные схемы страхования вкладов, при которых гарантом выступает лишь один или несколько избранных банков; неадекватные принципы выдачи банковских лицензий, классификации займов, приращения процентов, оценки рисков и кредитных потерь, оценки адекватности капитала и минимального капитала; концентрация кредитов, низкоэффективная работа с иностранной валютой, малообоснованные процедуры регистрации и отказа от обязательств.
Юридические реформы направлены на решение некоторых (но далеко не всех) проблем.
Новые, и - там где возможно - скорректированные банковские законодательства привели к созданию двухъярусных банковских систем в странах, для которых ранее была естественной моно банковская система. Эти законодательства расчистили путь для частных и зарубежных инвестиций в банковский сектор и одновременно заложили генеральные направления для разумного менеджмента. Например, в некоторых странах, где развиваются инвестиционные фонды приватизации и рынки ценных бумаг, дополнительные законы или поправки могут оказать существенную помощь для гарантий по банковским депозитам в зависимости от колебаний на рынках ценных бумаг и снизить уровень риска для клиента. Этого можно добиться и в том случае, если в обозримом будущем банки смогут действовать в качестве активных агентов на рынках страхования, недвижимости, торгово-промышленного капитала и ряда других рынков, в которых потенциально заложены значительный риск, соразмерное распределение ресурсов и специализированная экспертиза менеджмента.
Наряду с другими аспектами, связанными с банковским сектором, полученными в наследство от социализма, странам с переходной экономикой приходится сталкиваться с проблемой "оптимальных" рамок банковских секторов, принимая во внимание диспропорции, восходящие к недалекому прошлому, низкую нынешнюю эффективность финансовых институтов и необходимые требования по лицензированию и критериям капитала.
Диспропорции, как правило, соотносятся с излишней "специализацией" банков по секторам (сельское хозяйство, жилищное строительство, промышленное производство) , функциями (сбережения) , территорией (привязка к региону) , а также ограниченными возможностями по диверсификации портфелей.
В странах с переходной экономикой отсутствует инфраструктура, которая могла бы служить базой для операций по факторингу, аренде, страхованию, недвижимости, взаимным фондам и затратам капитала на различные проекты, созданию брокерской системы, агентств по управлению кредитами и многих других небанковских институтов.
Система страхования депозитов пока не имеет четких рамок по потолку депозитов и механизмов определения затрат для покрытия расходов по обслуживанию депозитов.
Данный фактор нарушает развитие конкурентоспособных рынков; обеспечение защиты депозитов на уровне стандартных государственных гарантий становится недостижимым.
Законы о налогообложении
Контролирование официального курса инфляции, процентных ставок и стоимости всех вводимых ресурсов, включая стоимость самих денег, снижали потенциал финансовых ресурсов, не давая структурам управления предприятиями накапливать необходимый капитал, развивать у сотрудников профессиональные навыки по долгосрочному инвестиционному планированию, а также затрудняли управление рабочим капиталом во время осуществления тех или иных текущих операций.
Недостаточные возможности различных
институтов, неквалифицированный персонал
и неадекватные юридические и
регулирующие системы способны серьезно
подорвать положительные
Достоинства и недостатки банковской
рекапитализации Достоинства
Информация о работе Управление рисками в коммерческих банках