Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:04, шпаргалка
В мире существует множество языков. По данным Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, их насчитывается 2796. Ученые-лингвисты более осторожны в своих подсчетах. Они называют разные цифры – от 2500 до 5000 или от 4500 до 6000. Это связано с тем, что границы между разными языками часто размыты: иногда невозможно установить, где начинается новый язык, а где имеет место диалектная форма одного и того же языка.
1.Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке
2.Язык как предмет языкознания. Разделы языкознания
3. Стоики
4. Ономатопоэтическая или звукоподражательная гипотеза.
5. Междометная гипотеза
6. Биологическая гипотеза
7. Гипотеза общественного (социального) договора
8. Жестовая теория
Особый случай - образование койнэ – общего языка, возникающего на базе смешения родственных диалектов, из которых какой-нибудь оказывается ведущим, и используется для хозяйственных и др. контактов.
Лингва франка (лат. «общий язык») – превращение одного из контактирующих языков в более и менее регулярное средство межэтнического общения, не вытесняющее из обихода другие языки, а сосуществующее с ними на одной территории. Так, для множества индейских племен Тихоокеанского побережья Америки лингва франка – языки чинук, в Восточной Африке Востоке – арабский язык.. До сих пор роль лингва франка при общении представителей бывших республик СССР выполняет русский язык.
В большинстве стран
Для периода колониальных захватов характерно появление так называемых пиджинов-своеобразного торгового лингва франка, ни для кого не являющегося родным, но используемого для общения европейских колонизаторов с туземцами, а затем разноязычных туземцев между собой. Это всегда очень примитивный язык – с ограниченным набором лексических единиц, упрощенной грамматикой, содержащий как элементы местных диалектов, так и искаженные европейские элементы.
8.Классификация языков (+почитать про индоевропейские языки)
ареальная (географическая), генеалогическая, типологическая и функциональная
-Ареальная классификация
языков возможна и для идиомов
внутри генеалогической
-Генеалогическая
-Типологическая (морфологическая),
оперирует классами языков, объединяемых
по тем признакам, которые
1)изолирующие, или аморфные, например китайский язык.
2)агглютинативные, или
агглютинирующие, например
3)инкорпорирующие, или
полисинтетические, например
4)флективные языки, например славянские, балтийские.
-Функциональная классификация языков является многомерной. Она учитывает три основных деления:
связь языка с народом, к которому он принадлежит,
функции, которые язык выполняет в обществе,
распространенность языка
за пределами основной этнической области.
По связи языка с народом
9.Язык и речь. Речевая деятельность и речевая способность
Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени. Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица. Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку. Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык - ручка, а речь - текст, который записан этой ручкой.
Продуктом речевой деятельности становятся конкретные тексты, создаваемые говорящими в устной или письменной форме. Если язык существует независимо от того, кто на нем говорит (на латинском языке или на санскрите, например, уже никто не говорит), то речь всегда привязана к говорящему. Только речь отдельного человека может быть правильной или неправильной, испорченной или улучшенной. Язык является объективной данность, он вне наших стараний его усугубить или изувечить; наоборот, стиль поведения в языке мы выбираем сами. Для успешного общения недостаточно существования развитого языка. Важную роль играет качество его использования или качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседника. Противопоставление языка и речи обычно приписывается женевскому лингвисту Ф. де Соссюру, развивавшему свою концепцию в университетских курсах по общему языкознанию
Понятие речевой деятельности означает фиксирование, с одной стороны, ее психологического содержания (то есть предмета, средства, способов, продукта и результата, специфических для речевой деятельности) и потребности как предпосылки всякой деятельности. С другой стороны, такой подход предполагает анализ процессуальной стороны (фазовости) и внешней структуры (или операционно – мотивационных планов деятельности). Речевая деятельность – активный, целенаправленный , мотивированный предметный (содержательный) процесс выдачи или приема и сформулированный посредством языка мысли, направленный на удовлетворение коммуникативно – познавательной потребности человека в процессе общения.
10.Фонетика как лингвистическая дисциплина. Разделы фонетики
Фонетика— раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
Изучение звуков, с точки зрения их лингвистической, смыслоразличительной функции представляет собой один из аспектов фонетики – лингвистический (или функциональный). Изучением лингвистического аспекта занимается раздел языкознания – фонология
Изучая звуки речи, можно исследовать тот аппарат, который производит эти звуки т.е. речевой аппарат. Такой аспект изучения звуков речи называется артикуляционным (анатомо-физиологическим). Изучением данного аспекта занимается артикуляторная фонетика. Изучением особенностей восприятия речи человеком занимается перцептивная фонетика.
Звуки речи могут изучаться со стороны их физических свойств, например, силы, тембра, высоты. Такой аспект изучения звуков речи называется акустическим, т.к. изучением звуков занимается раздел физики – акустика.
Кроме того, существует несколько видов фонетики: общая и частная, историческая и описательная, теоретическая и практическая, сравнительная и экспериментальная.
^ Частная фонетика изучает
фонетическую систему каждого
конкретного языка. Если при
этом фонетическая система
^ Общая фонетика является
частью общего языкознания.
В зависимости от целей, стоящих перед фонетикой, различают теоретическую и практическую фонетику.
^ Теоретическая фонетика
решает общие вопросы,
^ Практическая фонетика
опирается на положения
Изучением звуков речи при помощи специальных приборов занимается раздел фонетики – экспериментальная фонетика. Экспериментальная фонетика использует все виды фонетических исследований в той ли иной степени связанных с постановкой экспериментов. Экспериментальная фонетика пользуется следующими методами:
1) методом самонаблюдения,
т.е. внимательным
2) методом палатограмм – отпечатков, фиксирующих области касания языка с твердым небом;
3) методы рентгенографии
позволяют получить
4) методом осциллографии.
Осциллограмма речевого
5) методом спектрографии для исследования тембральных характеристик звука;
6) современные методы
11.Основные фонетические единицы и средства. Принципы классификации звуков
Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.
Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).
Фонетическая фраза —
отрезок речи, представляющий собой
интонационно-смысловое
Синтагма (речевой такт) — отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.
Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.
Слог — наименьшая единица речевой цепочки.
Звук — минимальная фонетическая единица.
Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).
Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.
Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.
Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.
Длительность — время звучания сегмента речи.
Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией, которая складывается из 3 частей: приступа, или экскурсии, когда органы готовятся к произношению звука, средней части, или выдержки, когда органы устанавливаются в рабочее положение, и отступа, или рекурсии, когда органы возврщаются в нерабочее положение. Звуки с мгновенной выдержкой — мгновенные звуки (например, [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г]), их протягивать или вовсе нельзя (таковы [п], [б], [т], [д], [к], [г]), или же при протягивании они дают другое слуховое впечатление: [ц] → [с], [ч] → [щ]. Звуки с более или менее продолжительной выдержкой — длительные звуки. Хотя их длительность может и не всегда проявляться, но их при желании можно протягивать (таковы гласные, а также звуки [м], [н], [л], [р], [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [й], [х]; в русском всегда длительно [щ]). Впрочем, благодаря тому, что вместо выдержки можно сделать задержку размыкания, получаются и долгие [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г], где долгота не от протягивания, а от времени, занимаемого задержкой размыкания (например, в таких случаях, как оббить, оттого, поддал, палаццо, так как и т. п.).