Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:29, реферат
This report examines the features of the entertainment market in Russia in the fight against illegal copying and distribution of intellectual property in the digital environment, provides an assessment of the main mechanisms limiting unauthorized distribution of digital entertainment content in Russia.
Проблема цифрового пиратства в сфере дистрибуции развлекательного контента в России.
Молчанова Алина Константиновна
Студент Волгоградского государственного технического университета,г.Волгоград
E-mail: mlcalina@mail.ru
Хрысёва Анна Александровна
К.э.н., доцент Волгоградского государственного технического университета,г.Волгоград
E-mail: inpro-mba@mail.ru
The problem of digital piracy in the distribution of entertainment content in Russia.
Moltchanova Alina
Student of Volgograd State Technical University, Volgograd
E-mail: mlcalina@mail.ru
Khryseva Anna
Candidate of Science, assistant professor of Volgograd State Technical University, Volgograd
E-mail: inpro-mba@mail.ru
АННОТАЦИЯ
В данном докладе рассматриваются особенности развития рынка развлечений в России в рамках борьбы с противозаконным копированием и распространением объектов интеллектуальной собственности в цифровой среде, дается оценка основным механизмам ограничения неавторизованной дистрибуции цифрового развлекательного контента в России.
ABSTRACT
This report examines the features of the entertainment market in Russia in the fight against illegal copying and distribution of intellectual property in the digital environment, provides an assessment of the main mechanisms limiting unauthorized distribution of digital entertainment content in Russia.
Ключевые слова: неавторизованная дистрибуция, пиратский контент, пиратские партии, IT- индустрия, торрент-трекеры, концепция замещения, IP- адрес.
Keywords: unauthorized distribution, pirated content, pirate party, IT-industry, torrent trackers, the concept of substitution, IP-address.
Цифровое пиратство представляет собой нелицензированное копирование и распространение интеллектуальной собственности в цифровой среде. Данный термин активно используется последние два десятилетия в связи с развитием компьютерных технологий и Интернета. Данный вид пиратства берет свое начало с момента появления цифровых объектов авторского права и обуславливается рядом причин:
Данный перечень был бы неполон без включения в него такого аспекта, как степень развития национальной экономики. Другими словами, уровень пиратства в той или иной стране находится в обратной зависимости от положения национальной экономики. Логика проста: чем выше средняя заработная плата населения, тем выше уровень информационной культуры в целом по стране, и соответственно, меньший объем рынка цифрового развлекательного контента контролируется пиратами. Свидетельством объективности данного тезиса служит современная география распространения цифрового пиратства. Такие регионы, как Центральная и Восточная Европа, Латинская Америка лидируют по показателю развитости цифрового пиратства: по данным за 2011 процент рынка цифровых товаров, принадлежащих пиратам в этих регионах составил 67% и 65% соответственно. Меньше всего цифровое пиратство развито в Северной Америке, где только каждый пятый купленный цифровой товар-пиратский. [3]
По оценке экспертов, доля цифрового пиратского контента выше всего в таких странах, как Армения, Грузия, Зимбабве и Бангладеш, где она достигает 90%. Россия- не исключение: 70%рынка цифрового развлекательного контента здесь занята пиратами. К странам с наименьшим удельным весом цифрового пиратского контента относят США, Новую Зеландию, Люксембург и Японию: количество нелицензионной продукции в них не превышает 20 %. [3]
Интересная ситуация сложилась в политической картине вышеназванных стран: здесь актуальность приобретают пиратские партии, пропагандирующие отмену авторского права и неограниченную свободу распространения информации. Первая пиратская партия была зарегистрирована в 2006 году в Швеции, вскоре ее опыт переняли страны Европейского Союза и Северной Америки. Как не парадоксально, наибольших успехов такие партии достигли в странах с относительно низким уровнем цифрового пиратства. Этот тренд можно объяснить тем фактом, что в странах с развитой экономикой общество стремится легализовать пиратство, в то время как там, где нелегальное распространение цифровых товаров считается нормой, население не видит смысла в придании пиратству законного статуса.[3]
Таким образом, на сегодняшний день сформировались две полярные точки зрения по поводу роли цифрового пиратства для индустрии развлечений в России: одни высказываются в защиту неавторизованной цифровой дистрибуции, другие- за ее упразднение. Громче всех здесь звучат голоса крупных правообладателей: Gala Records, Microsoft Russia, Kaspersky Lab, издательства «Манн, Иванов и Фербер» и других, лоббистских организаций, представителей власти и производителей контента. Им противостоит сообщество интернет- пользователей, для которых копирование не представляет собой правонарушение, скорее обыденную норму. С ними солидарны авторы свободного контента, выпускающие свои произведения под теми или иными видами лицензий, а также академическое сообщество, не привыкшее верить беспочвенной риторике сторонников жестких способов борьбы с неавторизованной дистрибуцией. Поддерживает умеренное отношение к пиратству и отечественная IT- индустрия, лучше остальных понимающая бесперспективность борьбы с ним и свою правовую уязвимость.
И пусть выступать в защиту цифрового пиратства сегодня считается “неприличным”, однако если отнестись к нему объективно и непредвзято, то можно разглядеть его позитивные стороны: размещение в интернет сетях неавторизованного контента может способствовать увеличению легальных продаж, если они соответствуют требованиям качества, справедливой цены и удобства. [2, 142-148]
К подобному выводу одними из первых пришли специалисты американского издательства O`Reilly, профилирующегося на компьютерной литературе. С целью измерить влияние неавторизованной дистрибуции на практике, издательство в 2008 году разместило в файлообменных сетях ряд книжных новинок с относительно низкими продажами. Позднее их примеру последовали другие издатели: Random House и Desert Book. Результаты их экспериментов изменили привычный взгляд на неавторизованную дистрибуцию: ее влияние на продажи стало оцениваться как положительное, в противном случае, как нейтральное, не наносящее ущерба. Тому свидетельствуют рост уровня продаж цифрового контента до 79 % и увеличение интернет трафика до 10 раз. К подобным выводам пришли голландские эксперты в 2009 году в ходе исследования, посвященного нелегальной дистрибуции музыки и компьютерных игр в Интернете. Они констатируют повышенный спрос на авторизованный контент среди пользователей файлообменными сетями: копируя и предоставляя возможность для копирования цифрового контента, 63 % пользователей покупают легальный контент после ознакомления с ним в неавторизованных источниках. [4]
В отличие от экспериментов,
демонстрирующих позитивный эффект
от нелегальной дистрибуции
Таким образом, принцип учета ущерба простым замещением 1:1, подразумевающим эквивалентность цифрового и аналогового продукта, некорректен в силу ряда причин:
Другими словами, если потребительская
ценность цифрового контента превышает
его рыночную стоимость, то пользователь
предпочтет приобрести его за плату,
даже если доступны нелегальные версии.
В обратном случае, если потребительская
ценность ниже рыночной стоимости, то
пользователь вообще не планирует приобретать
авторизованный цифровой контент независимо
от распространения пиратских
Следовательно в обоих случаях правообладатели фактически не лишаются своих доходов, как это можно было бы предположить на первый взгляд.
Однако у представителей контент индустрии другое мнение на этот счет: будучи поставлены перед фактом нелегального тиражирования цифровой развлекательной продукции, они продолжают мыслить стандартами индустриальной эпохи, когда любое копирование означало воровство и реальные потери прибыли. Подобная привязанность авторов контента к устаревающим моделям ведения бизнеса, а также неопределенность стратегий контентной индустрии - в совокупности провоцируют абсурдную с точки зрения логики войну правообладателя с потребителем цифровой развлекательной продукции. Разрешить ситуацию можно двумя путями. Первый, самый незамысловатый, заключается в усилении государственного давления на интернет- аудиторию и интернет- провайдеров как в плане правоприменительной деятельности (рост количества уголовных дел, активное судебное преследование правонарушителей), так и в плане контроля за распространением контента вплоть до технического регулирования Интернет сетей в целом. Практически он реализуется посредством доступных на сегодняшний день методов борьбы с пиратством:
Второй путь преодоления противоречий между представителями авторизованной и неавторизованной дистрибуции представляется единственно верным, но вместе с тем, весьма «неудобным» для легальной медиа индустрии в силу необходимости признать ею свою текущую несостоятельность. В действительности, предложение легального цифрового контента оценивается как крайне незначительное, особенно в России, где индустрия развлечений зачастую не замечает массового перехода интернет пользователей к цифровым технологиям, оставаясь верной категориям бумаги и дисков - традиционных аналоговых форм носителей информации. Таким образом, главной целью на этом пути для правообладателей и продавцов цифрового развлекательного контента является не прямое противостояние интернет-пиратству, а скрытое - посредством повышения эффективности каналов дистрибуции легальной продукции. Для этого им необходимо решить ряд задач:
Выполнение вышеперечисленных задач позволит существенно сократить экспансию пиратского контента в Сети путем увеличения объемов легального скачивания, ведь когда дела касается качества продукции и снижении рисков, современный потребитель предпочитает не экономить.