Автоматизированная система управления стационара. Процесс развития клинических функций АСУ стационара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:54, реферат

Краткое описание

Существует два основных способа добавления клинических функций к имеющемуся АСУ стационара:
• доработка административно-финансовой системы, обеспечивающей регистрацию пациентов и учет оказанной им медицинской помощи;
• разработка или адаптация новой, достаточно автономной клинической информационной системы, взаимодействующей с административно-финансовой системой.

Вложенные файлы: 1 файл

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТАЦИОНАРА.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

- широкоформатные сканеры рентгеновских  пленок с высоким разрешением  и большим диапазоном передачи  оптических плотностей;

- библиотеки магнитооптических дисков (в том числе WORM, CD-ROM);

- компьютерные мониторы с повышенной  яркостью и разрешающей способностью;

- магнитооптические карточки пациентов;

- многопроцессорные вычислительные  комплексы.

Обычно в основе разработки лежит принцип открытой системы, использующей наиболее распространенные стандарты обмена данными. Например, в последних разработках корпораций IBM и Сименс используются стандарты обмена медицинскими текстовыми документами Health Level Seven и медицинскими изображениями DICOM 3.0.

Применение системы интеграции лучевой диагностики.

В этом разделе приводится упрощенный сценарий применения системы интеграции лучевой диагностики и ее взаимодействия с КИС на каждом этапе проведения исследования.

Направление пациента на исследование.

Для подготовки информационной системы отделения лучевой диагностики к проведению исследования в нее передается электронное направление пациента на проведение исследования. Эта функция обычно реализуется в КИС, но является жизненно важной для эксплуатации собственно системы интеграции лучевой диагностики.

Прибытие пациента в отделение.

Прибытие пациента в отделение лучевой диагностики обычно обеспечивается административным персоналом (в процедуре приема пациента могут участвовать также рентгенолаборанты и в отдельных случаях – врачи-радиологи и рентгенодиагносты). Эта функция обычно реализуется в КИС. Как только прибытие пациента в отделение зарегистрировано, система интеграции лучевой диагностики создает электронную папку со сведениями о пациенте, включающими в себя данные направления на исследование и анамнез. В эту папку будут включены все изображения пациента, полученные в процессе проведения данного исследования. По завершении исследования эти изображения должны быть переданы в архив изображений.

Пациент может принести с собой рентгеновские снимки, видеокассету или оптическую карточку. При необходимости снимки могут быть переведены сканером в цифровую форму, запись на видеокассете также может быть оцифрована. Часть этой информации может быть включена в папку пациента.

На оптической карточке пациента могут быть записаны уже оцифрованные изображения либо данные, позволяющие идентифицировать исследования, проведенные ранее в других учреждениях. Часть оцифрованных изображений может быть включена в папку пациента; если на карточке хранятся не изображения, а электронные адреса глобальной сети, по которым эти изображения можно получить, то по этим адресам могут быть сделаны запросы на передачу самих изображений. По получении эти изображения будут включены в папку пациента.

Подборка архивных изображений.

По завершении процедуры регистрации прибытия пациента подсистеме архивирования и передачи изображений посылается запрос на передачу предшествующих результатов исследований данного пациента. Он формируется на основе данных, содержащихся в направлении на исследования и введенных при оформлении поступления пациента. При постановке диагноза все эти изображения будут находиться в оперативном (краткосрочном) архиве и могут быть получены за несколько секунд.

Проведение исследования.

Данные предшествующих исследований могут понадобиться для установки режимов получения новых изображений в процессе текущего исследования. По завершении исследования все вновь полученные изображения (или серии изображений) включаются в папку пациента и оказываются доступными для постановки диагноза наряду с архивными изображениями, а также изображениями, принесенными пациентом.

Постановка диагноза.

По завершении исследования вся информация, необходимая для составления описания, заключения (диагноза) и рекомендаций, находится в электронной папке пациента. Она включает в себя:

- изображения, полученные в процессе  данного исследования;

- изображения, полученные при предшествующих  исследованиях в данном отделении  и извлеченные из его долгосрочного архива;

- изображения, полученные при предшествующих  исследованиях в других отделениях (учреждениях) и сформированные с  помощью сканирования снимков  или оцифровки видеозаписей, переданные  из собственных архивов этих  отделений (учреждений) либо считанные с личной оптической карточки пациента.

К последним двум категориям изображений прилагаются также тексты описаний, заключений и рекомендаций.

При разработке систем интеграции лучевой диагностики большое внимание уделяется форме представления изображений. Разработчики стремятся сделать эту форму как можно более похожей на традиционную технологию просмотра снимков на негатоскопах. Дорогие системы просмотра снимков позволяют автоматически монтировать часть большой серии снимков и дают возможность врачу-диагносту выполнять прокрутку серий вперед или назад. Чтобы сохранить эту привычную технологию, системы интеграции лучевой диагностики используют так называемые диагностические станции, имеющие от 2 до 4 мониторов с большим экраном (от 17" до 21" по диагонали), высокой разрешающей способностью (до 1600х1200) и большим диапазоном градаций яркости. Эти мониторы могут устанавливаться в ряд по горизонтали или образовывать квадрат.

Особенность диагностической станции состоит в том, что с помощью одного манипулятора (клавиатуры, мыши, джойстика или светового пера) можно менять изображения одновременно на всех ее мониторах, то есть получать примерно тот же режим, что для традиционных систем просмотра снимков. Однако компьютерная система в отличие от традиционной предлагает дополнительные функции просмотра, включая линейную и нелинейную фильтрацию градаций яркости, преобразование шкалы яркости в цветовую шкалу, наложение изображений друг на друга и т.д., не говоря уже о сложных функциях определения размеров и площади объектов, а также функциях трехмерной реконструкции изображений. Стоимость одной диагностической станции может достигать 100-150 тыс. долларов США.

Анализируя изображения на диагностической станции, врач-диагност диктует описание, заключение (диагноз) и рекомендации (в принципе он мог бы набирать эти тексты на клавиатуре, но этот способ ввода у врачей отделений лучевой диагностики зарубежных больниц не популярен). Эти тексты могут быть введены оператором в КИС или в специализированную информационную систему отделения лучевой диагностики; в последнее время для этих целей применяются специальные системы автоматического распознавания речи. Введенные тексты передаются из КИС в систему интеграции лучевой диагностики.

Верификация диагноза.

При верификации диагноза врачу-диагносту доступна вся та информация, что представляется при постановке диагноза, и, кроме того, тексты надиктованного описания, заключения и рекомендаций.

Завершение исследования.

После постановки диагноза и его верификации электронная папка пациента, включая вновь полученные изображения и тексты, отправляется в архив. Эта папка может быть поднята из архива и изучена на так называемых просмотровых станциях, которые устанавливаются в операционных, кабинетах приема врачей-специалистов, учебных аудиториях и помещениях, предназначенных для проведения консилиумов. Просмотровые станции обычно отличаются меньшей вычислительной мощностью и, как правило, снабжаются только одним монитором.

Запись данных на личные оптические карточки пациентов и другие сменные носители данных

Часть изображений, полученных в процессе данного исследования, может быть записана на личную оптическую карточку пациента или другой сменный носитель данных вместе с текстами описания, заключения и рекомендаций. Обычно еще до интерпретации изображений на карточку пациента заносится информация, идентифицирующая проведенное исследование (регистрационный номер, вид исследования, число полученных изображений, характеристика проекций и т.д.). Сами результаты исследований могут быть записаны на карточку при следующем визите пациента или при его выписке из стационара.

Получение изображений.

Получение изображений включает в себя съем данных с диагностических устройств и сохранение их в цифровом виде. Многие производители диагностических устройств используют собственные форматы хранения таких изображений (например, SIENET фирмы Siemens, PMS-Net фирмы Philips). При необходимости обеспечивается преобразование этих данных в стандартный формат, предназначенный для передачи изображений и данных об условиях их получения во внешние информационные системы. Наиболее распространенным стандартом передачи изображений лучевой диагностики является DICOM 3.0.

Передача изображений.

Объем памяти, необходимой для хранения оцифрованного изображения в собственном формате производителя оборудования или в стандартном формате, существенно зависит от вида исследования и может составлять от десятков и сотен килобайт до 10 и более мегабайт на одно изображение. Поэтому для передачи изображений обычно используются высокоскоростные каналы передачи данных, как минимум ISDN (64 kbps, 128 kbps, T1, E1), а также 10 и 100 Mbps Ethernet, 100 Mbps FDDI, 155 Mbps ATM и его подканалы до 25 Mbps.

ПРИМЕРЫ ПРОГРАММ ШИРОКО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СТАЦИОНАРАХ

Учет больных, поступивших в приемное отделение стационара

Программа предназначена для оформления на персональном компьютере больных, поступивших в приемное отделение стационара любого профиля, а также роддома, и получения необходимой статистической информации для анализа работы приемного отделения.

ПРОГРАММА ПОЗВОЛЯЕТ: oПроизвести оформление поступивших больных на основе исходных документов (паспорта, страхового полиса, направления на гопитализацию) при их наличии; oСформировать записи во всех журналах, которые необходимо заполнить на данного больного в приемном отделениии:

Основные журналы: oучет приема больных oперевод из других корпусов oамбулаторный прием и отказы в госпитализации

Дополнительные журналы: oкриминальный oучет инъекций oэкстренная профилактика против столбняка oналичие алкогольного опьянения oучет иностранных граждан

oОперативно и качественно оформить  всю необходимую документацию  на поступившего больного:

oраспечатать лицевую сторону  на бланке истории болезни; oистории  прерывания беременности; oистории  родов; oкарты выбывшего из стационара; oраспечатать протокол; oраспечатать протокол медицинского освидетельствования; oвыписку из журнала амбулаторного приема. oНайти запись о пациенте, принятого ранее, внести необходимые изменения и распечататьповторно всю документацию; oСформировать и распечатать различную статистическую информацию по журналам учета, а также выходной документ для стола справок.

Возможности программы: подключение к программе "КАРТА ВЫБЫВШЕГО ИЗ СТАЦИОНАРА" – формирование массива информации для автоматизированной обработки карт выбывшего из стационара с использованием данных из приемного отделения, что позволяет: сократить время ввода данных с карты; oo снизить количество ошибок при вводе; oo снизить количесво отказов страховых компаний от оплаты за пролеченных больных.

"Карта выбывшего из стационара" "Медстатистика"

Комплекс программ предназначен для автоматизированной обработки карты выбывшего из стационара и получения необходимой статистической информации для анализа работы стационара, а также для составления форм официальной отчетности.

Комплекс программ позволяет: произвести ввод данных с формализованных карт выбывшего из стационара и сформировать базу данных медстатистики; oсформировать и распечатать различные формы статистической отчетности по стационару в целом oпо корпусам (при их наличии) oпо отделениям стационара oвыходные документы, являющиеся основой для составления официальных форм статотчетности

Возможности комплекса программ : oподключение к программе "учет больных поступивших в приемное отделение стационара" – прием массива информации из приемного отделения для автоматизированной обработки карт выбывшего из стационара с использованием данных заполненных на больных в приемном отделении что позволяет сократить время ввода данных с карты выбывшего из стационара oснизить количество ошибок при вводе oи в результате снизить количество отказов страховых компании от оплаты за пролеченных больных: подключение к автоматизированной системе "учет взаиморасчетов ЛПУ со страховыми компаниями" – формирование массива карт для дальнейшей финансовой обработки в части взаиморасчетов со страховыми компаниями oввод данных с карт на нескольких персональных компьютерах (например когда обработка карт ведется в разных корпусах) и формирование единой базы данных медстатистики на центральном компьютере

Комплекс программ функционирует на основе ряда классификаторов,

Что позволяет получать всю необходимую статистическую информацию: oзаболеваний по МКБ-10 oуточненных заболеваний по мкб-10 ( отражает локализацию. Этиологию, степень тяжести, наличие. Осложнений , особенности течения, длительность лечения) oопераций oпослеоперационных осложнений

"Талон амбулаторного пациента"

Программа предназначена для автоматизированной обработки талона амбулаторного пациента.

Программа позволяет: oпроизвести ввод данных с талона амбулаторного пациента oсформировать базу данных медстатистики

Возможности программы : oподключение к автоматизированной системе "учет взаиморасчетов ЛПУ со страховыми компаниями" – формирование массива талонов для дальнейшей финансовой обработки в части взаиморасчетов со страховыми компаниями:

oввод данных с талонов на  нескольких персональных компьютерах (например, когда обработка талонов  ведется в разных корпусах) oформирование  единой базы данных медстатистики  на центральном компьютере.

Программа функционирует на основе следующих классификаторов oуточненных заболеваний по МКБ-10 oконсультативных услуг

"Талон на законченный случай"

Программа позволяет: oпроизвести на персональном компьютере ввод информации с талона и сформировать базу данных талонов: oсформировать статотчетность по форме ¦ 16.

Возможности программы: oподключение базы данных карт выбывшего из стационара и талона амбулаторного пациента для ускоренного ввода данных с талона (фио, адрес, место работы, диагноз по мкб-10 считываются из соответствующих баз данных); oввод данных с талона на нескольких компьютерах и создание единой базы данных талонов на законченный случай

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Учет взаиморасчетов лпу  со страховыми компаниями"

Комплекс программ предназначен для автоматизированной финансовой обработки базы данных карт выбывшего из стационара, сформированной с помощью программы "Карта выбывшего из стационара", в части учета взаиморасчетов ЛПУ со страховыми компаниями за пролеченных в стационаре больных.

Комплекс программ состоит из нескольких взаимосвязанных программ, каждая из которых автоматизирует определенный технологический этап финансовой обработки базы данных карт выбывшего из стационара.

Комплекс программ включает: автоматическое кодирование карт кодом плательщика: просмотр закодированных и незакодированных карт и возможность "ручной" кодировки; формирование массива закодированных карт для следующего технологического этапа – выставления счетов; выставление счетов за пролеченных в стационаре больных:

Информация о работе Автоматизированная система управления стационара. Процесс развития клинических функций АСУ стационара