Агентство по продаже авиабилетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 10:45, курсовая работа

Краткое описание

Входе выполнение курсового проекта я изучила работу “Агентство по продаже авиабилетов”. Проанализировала расписание рейсов, который по пунктам отправляет самолеты. В итоге была создана база данных «Агентство по продаже авиабилетов».
В заключении можно сказать, что система выполняет все возложенные на неё функции по предоставлению всей необходимой информации предполагаемому пользователю данной базы данных.

Содержание

Введение……………...……………………………………………………………...............3
1. Теоретическая часть………………………………………………………...…………….....4
2.1 Понятие БД и СУБД. ВидыСУБД.……..………………………………………...........4
2.2 СУБД Microsoft Access………………………………………………………….............7
2 Практическая часть………………………………………………………………………….10
2.1 Постановка задачи…………………………………………………………………....10
2.2 Цель проекта…………………………………………………………………….…….10
2.3 Концептуальная модель предметной области…………………………….……..…11
2.4 Физическая модель данных………………………….………………………………12
2.5 Диаграмма база данных…………….……………………………………………........14
2.6 Представления базы данных………………………………………………………....15 Заключение……………………………………………………………………………………...20
Список используемой литературы……………………………………………………...……..21

Вложенные файлы: 1 файл

КР БД.docx

— 1.65 Мб (Скачать файл)

 Министерство образования и науки Кыргызской Республики

Кыргызский государственный технический университет им. И.Раззакова

Токмокский технический институт

 

Кафедра: «Программное обеспечение компьютерных систем»

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

По дисциплине: «Базы данных»

 

Тема: «Агентство по продаже авиабилетов  »

 

 

 Выполнила: ст. гр.  ПИ-12 Мамытканова Э.Ы.

Руководитель:Усубалиева Г.К .

 

 

 

Дата сдачи:____________

 Оценка: _____________

 

 

 

 

 

 

Токмок 2015-год

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение……………...……………………………………………………………...............3

1.  Теоретическая часть………………………………………………………...…………….....4

      2.1 Понятие БД и СУБД. ВидыСУБД.……..………………………………………...........4

      2.2СУБД Microsoft Access………………………………………………………….............7

2   Практическая часть………………………………………………………………………….10

         2.1 Постановка задачи…………………………………………………………………....10

         2.2Цель проекта…………………………………………………………………….…….10

         2.3 Концептуальная  модель предметной области…………………………….……..…11

         2.4 Физическая модель данных………………………….………………………………12

        2.5 Диаграмма база данных…………….……………………………………………........14

      2.6 Представления базы данных………………………………………………………....15 Заключение……………………………………………………………………………………...20 Список используемой литературы……………………………………………………...……..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Базы данных (БД) — это организованный набор фактов в определенной предметной области. БД — это информация, упорядоченная в виде набора элементов, записей одинаковой структуры. Для обработки записей используются специальные программы, позволяющие их упорядочить, делать выборки по указанному правилу. Базы данных относятся к компьютерной технологии хранения, поиска и сортировки информации.   

 БД — это совокупность взаимосвязанных данных при предельно малой избыточности, допускающей их оптимальное использование в определённых областях человеческой деятельности. БД, в зависимости от способа представления данных и отношений между ними, могут иметь реляционную (таблицы связаны между собой), сетевую или иерархическую структуры. На эффективность БД с той или иной структурой влияют условия её применения. Данные в БД организованы, как правило, в виде таблиц. Табличный способ отображения информации широко используется в документах и отчётах, поскольку он удобен и позволяет наглядно представлять различного рода данные. 

 В БД может храниться  миллионы записей. В любое время  можно найти запись, которая необходима  в данный момент. Результатом  поиска информации в приведенной  БД могут быть названия, суммы, количество, даты. В базах данных  можно проводить сортировку информации  и вывод её на печать, удаление  старой и вставка новой информации, просматривать БД целиком или  по частям. С числами в таблицах  можно проводить обычные математические  операции. Фамилии людей и названия  предметов можно упорядочить  по алфавиту.   

 Программное обеспечение  для управления и поддержки  работоспособности БД называют  системой управления базами данных (СУБД). СУБД осуществляют ввод, проверку, систематизацию, поиск и обработку  данных, распечатку их в виде  отчётов.   

 Среди множества СУБД  наиболее часто используются  пакеты программ dBASE разных версий, FoxBase +, FoxPro, FoxSoftWare, Clipper, совместимые с dBASE по системе команд и файлам.

 

 

1.Теоретическая  часть

                  2.1. Понятие БД и СУБД. Виды СУБД. 
                    База данных представляет собой совокупность специальным образом организованных данных, хранимых в памяти вычислительной системы и отображающих состояние объектов и их взаимосвязей в рассматриваемой предметной области. 
Следует учесть, что это определение не является единственно возможным. Информатика в отношении определений чаще всего не похожа на математику с ее полной однозначностью. Если подойти к понятию “база данных” с чисто пользовательской точки зрения, то возникает другое определение: база данных – совокупность хранимых операционных данных некоторого предприятия.  
В базе данных предприятия, например, может храниться:  
–       вся информация о штатном расписании, о рабочих и служащих предприятия;  
–       сведения о материальных ценностях;  
–       данные о поступлении сырья и комплектующих;  
–       сведения о запасах на складах;  
–       данные о выпуске готовой продукции;  
–       приказы и распоряжения дирекции и т.п.  
Даже небольшие изменения какой-либо информации могут приводить к значительным изменениям в разных других местах.  
Пример. Издание приказа о повышении в должности одного работника приводит к изменениям не только в личном деле работника, но и к изменениям в списках подразделения, в котором он работает, в ведомостях на зарплату, в графике отпусков и т.п.  
Поскольку основу любой базы данных составляет информационная структура, базы данных делят на три типа: табличные (реляционные), сетевые, иерархические. 
Опыт использования баз данных позволяет выделить общий набор их рабочих характеристик: 
–       полнота – чем полнее база данных, тем вероятнее, что она содержит нужную информацию (однако, не должно быть избыточной информации); 
–       правильная организация – чем лучше структурирована база данных, тем легче в ней найти необходимые сведения; 
–     актуальность – любая база данных может быть точной и полной, если она постоянно обновляется, т.е. необходимо, чтобы база данных в каждый момент времени полностью соответствовала состоянию отображаемого ею объекта; 
–       удобство для использования – база данных должна быть проста и удобна в использовании и иметь развитые методы доступа к любой части информации. 
Надо отметить, что база данных – это, собственно, хранилище информации и не более того. Однако, работа с базами данных трудоемкая и утомительная. Для создания, ведения и осуществления возможности коллективного пользования базами данных используются программные средства, называемые системамиуправления базами данных (СУБД). 
Система управления базами данных (СУБД) – это система программного обеспечения, позволяющая обрабатывать обращения к базе данных, поступающие от прикладных программ конечных пользователей. Иными словами, СУБД является интерфейсом между базой данных и прикладными задачами. 
Системы управления базами данных позволяют объединять большие объемы информации и обрабатывать их, сортировать, делать выборки по определённым критериям и т.п. 
  Основные функции СУБД – это: 
–       определение данных; 
–       обработка данных; 
–       управление данными. 
Современные СУБД дают возможность включать в них не только текстовую и графическую информацию, но и звуковые фрагменты и даже видеоклипы.  
Простота использования СУБД позволяет создавать новые базы данных, не прибегая к программированию, а пользуясь только встроенными функциями.  
СУБД обеспечивают правильность, полноту и непротиворечивость данных, а также удобный доступ к ним. 
Для менее сложных применений вместо СУБД используются информационно-поисковые системы (ИПС), которые выполняют следующие функции: 
–       хранение большого объема информации; 
–       быстрый поиск требуемой информации; 
–       добавление, удаление и изменение хранимой информации; 
–       вывод ее в удобном для человека виде. 
В информационных системах, которые работают на ПК, совместимых с IBM PC, большое распространение получили так называемые dBASЕ-подобные системы управления базами данных (СУБД). Известно по крайней мере три семейства таких СУБД (dBASE, FoxPro и Clipper), однако версий оригинальных систем и их адаптированных вариантов гораздо больше. Для пользователей существенным является то, что отличаясь между собой командными языками и форматом индексных файлов, все эти СУБД используют одни и те же оперативные файлы с расширением. DBF, формат которых стал на некоторое время своеобразным стандартом баз данных. 
B dВАSE-подобных БД фактически использован реляционный подход к организации данных, т.е. каждый файл. DBF представляет собой двумерную таблицу, которая состоит из фиксированного числа столбцов и переменного числа строк (записей). B терминах, принятых в технической документации, каждому столбцу соответствует поле одного из пяти типов (N – числовое. C – символьное, D – дата, L – логическое. М – примечание), а каждой строке – запись фиксированной длины, состоящая из фиксированного числа полей. C помощью командных языков этих СУБД мы создаем и исправляем макеты файлов. DBF (описания таблиц), создаем индексные файлы, пишем пиктограммы работы с базами данных (чтение, поиск, модификация данных, составление отчетов и многое другое). Характерной особенностью файла DBF является простота и наглядность: физическое представление данных на диске в точности соответствует представлению таблицы на бумаге. 
Однако в целом системы, построенные на основе файлов DBF, следует считать устаревшими. Многие механизмы реляционных БД, рассмотренные выше, в dBASE-подобных системах либо не поддерживаются, либо создаются пользователями и программистами «кустарным» способом. 
Большую популярность до сего времени имеют и другие СУБД (с другим форматом файлов) – Paradox, Clarion, db_Vista и тд. Следует подчеркнуть, что перечисленные системы ведут родословную от МS-DОS, однако ныне почти все они усовершенствованы и имеют версии для Windows. 
Среди современных реляционных систем наиболее популярны СУБД для Windows – Access фирмы Microsoft, Approach фирмы Lotus, Paradox фирмы Borland. Многие из этих систем поддерживают технологию OLE и могут манипулировать не только числовой и текстовой информацией, но и графическими образцами (рисунками, фотографиями) и даже звуковыми фрагментами и видеоклипами. 
Перечисленные СУБД часто называют настольными, имея в виду сравнительно небольшой объем данных, обслуживаемых этими системами. Однако с ними часто работают не только индивидуальные пользователи, но и целые коллективы. 
Вместе с тем, в центр современной информационной технологии постепенно перемещаются более мощные реляционные СУБД с так называемыми SQL-доступом (SQL – это язык запросов). В основе этих СУБД лежит так называемая технология «клиент-сервис». Среди ведущих производителей таких систем – фирмы Oracle, Centura (Gupta), Sybase, Informix, Microsoft и другие. Появились также объектные и объектно-реляционные СУБД. 
В последнее время стали среди СУБД наиболее популярными и используемые в практике Access, Lotus,Oracle. 

 

 

 

 

 

                            2.2 СУБД MicrosoftAccess 
                 Access – в переводе с английского означает “доступ”. MS Access – это функционально полная реляционная СУБД. Кроме того, MS Access одна из самых мощных, гибких и простых в использовании СУБД. В ней можно создавать большинство приложений, не написав ни единой строки программы, но если нужно создать нечто очень сложное, то на этот случай MS Access предоставляет мощный язык программирования – VisualBasicApplication. 
Популярность СУБД MicrosoftAccess обусловлена следующими причинами: 
-       Access является одной из самых легкодоступных и понятных систем как для профессионалов, так и для начинающих пользователей, позволяющая быстро освоить основные принципы работы с базами данных; 
-       система имеет полностью русифицированную версию; 
-       полная интегрированность с пакетами MicrosoftOffice: Word, Excel, PowerPoint, Mail; 
-       идеология Windows позволяет представлять информацию красочно и наглядно; 
-       возможность использования OLE технологии, что позволяет установить связь с объектами другого приложения или внедрить какие-либо объекты в базу данных Access; 
-       технология WYSIWIG позволяет пользователю постоянно видеть все результаты своих действий; 
-       широко и наглядно представлена справочная система; 
-       существует набор “мастеров” по разработке объектов, облегчающий создание таблиц, форм и отчетов. 
После запуска системы появится главное окно Access (рис. 1). Здесь можно открывать другие окна, каждое из которых по-своему представляет обрабатываемые данные. Ниже приведены основные элементы главного окна Access, о которых необходимо иметь представление.

 




Рис.1. Экран СУБД Access.

В строке заголовка отображается имя активной в данныймоментпрограммы. Строка заголовка главного окна Access всегда отображает имя программы MICROSOFT Access. 
Пиктограмма системного меню – условная кнопка в верхнем левом углу главного окна практически любого приложения. После щелчка на этой пиктограмме появляется меню, которое позволяет перемещать, разворачивать, сворачивать или закрывать окно текущего приложения и изменять его размеры. При двойном щелчке на пиктограмме системного меню работа приложения завершается. 
Панель инструментов – это группа пиктограмм, расположенных непосредственно под полосой меню. Главное ее назначение – ускоренный вызов команд меню. Кнопки панели инструментов тоже могут изменяться в зависимости от выполняемых операций. Можно изменять размер панели инструментов и передвигать ее по экрану. Также можно отобразить, спрятать, создать новую панель инструментов или настроить любую панель инструментов. 
Окно базы данных появляется при открытой базе данных. В нем сосредоточены все “рычаги управления” базой данных. Окно базы данных используется для открытия объектов, содержащихся в базе данных, таких как таблицы, запросы, отчеты, формы, макросы и модули. Кроме того, в строке заголовка окна базы данных всегда отображается имя открытой базы данных. 
С помощью вкладки объектов можно выбрать тип нужного объекта (таблицу, запрос, отчет, форму, макрос, модуль). Необходимо сказать, что при открытии окна базы данных всегда активизируется вкладка-таблица и выводится список доступных таблиц базы данных. Для выбора вкладки других объектов базы данных нужно щелкнуть по ней мышью. 
К основным объектам Access относятся таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули. 
Таблица – это объект, который определяется и используется для хранения данных. Каждая таблица включает информацию об объекте определенного типа. Как уже известно, таблица содержит поля (столбцы) и записи (строки). Работать с таблицей можно в двух основных режимах: в режиме конструктора и в режиме таблицы. 
Запрос – это объект, который позволяет пользователю получить нужные данные из одной или нескольких таблиц. Можно создать запросы на выбор, обновление, удаление или на добавление данных. С помощью запросов можно создавать новые таблицы, используя данные уже существующих одной или нескольких таблиц. 
 
Форма – это объект, в основном, предназначенный для удобного ввода отображения данных. Надо отметить, что в отличие от таблиц, в формах не содержится информации баз данных (как это может показаться на первый взгляд). Форма – это всего лишь формат (бланк) показа данных на экране компьютера. Формы могут строиться только на основе таблиц или запросов. Построение форм на основе запросов позволяет представлять в них информацию из нескольких таблиц. 
Отчет – это объект, предназначенный для создания документа, который впоследствии может быть распечатан или включен в документ другого приложения. Отчеты, как и формы, могут создаваться на основе запросов и таблиц, но не позволяют вводить данные. 
Макрос – это объект, представляющий собой структурированное описание одного или нескольких действий, которые должен выполнить Access в ответ на определенное событие. Например, можно определить макрос, который в ответ на выбор некоторого элемента в основной форме открывает другую форму. С помощью другого макроса можно осуществлять проверку значения некоторого поля при изменении его содержания. В макрос можно включить дополнительные условия для выполнения или невыполнения тех или иных включенных в него действии.  
Работа с формами и отчетами существенно облегчается за счет использования макрокоманд. В MS Access имеется свыше 40 макрокоманд, которые можно включать в макросы. Макрокоманды выполняют такие действия, как открытие таблиц и форм, выполнение запросов, запуск других макросов, выбор опций из меню, изменение размеров открытых окон и т.п. Макрокоманды позволяют нажатием одной (или нескольких одновременно) кнопки выполнять комплекс действий, который часто приходится выполнять в течение работы. С их помощью можно даже осуществлять запуск приложений, поддерживающих динамический обмен данных (DDE), например MS Excel, и производить обмен данными между вашей базой данных и этими приложениями. Один макрос может содержать несколько макрокоманд. Можно также задать условия выполнения отдельных макрокоманд или их набора. 
Модуль – объект, содержащий программы на MS AccessBasic, которые позволяют разбить процесс на более мелкие действия и обнаружить те ошибки, которые невозможно было бы найти с использованием макросов. 
Завершив работу с Access, надо корректно закончить сеанс. Простое выключение компьютера - плохой метод, который может привести к возникновению проблем.  

2.Практическая  часть

2.1 Постановка  задачи

Создать базу данных<<Агентство по продаже авиабилетов>>

2.2  Цель проекта

Агентство занимается продажей авиабилетов на различные рейсы, ведет учет проданных билетов и учет пассажиров, купивших билеты. 
Поэтому возникает потребность в хранении и обработке данных, сгруппированных следующим образом: 
1. информация о расписании рейсов (номер рейса, тип самолета, пункт отправления, пункт назначения, дата вылета, время вылета, время полета, цена билета); 
2. информация о свободных местах на рейс (номер рейса, дата вылета, общее количество мест, количество свободных мест); 
3. информация о пассажирах, заказавших билет (фамилия, имя, отчество, предъявленныйдокумент, его серия и номер, номер рейса, дата вылета). 
Особенность данной задачи состоит в том, что информация в базе данных может использоваться как пассажирами (например, для получения сведений о расписании и наличии свободных мест на рейс), так и служащими агентства: кассирами и диспетчерами (администраторами). Т. е. выделяются три группы пользователей базы данных: пассажир, кассир, диспетчер. В связи с этим возникает проблема разграничения прав доступа этих пользователей к информации базы данных для защиты ее от несанкционированного использования. 
Другая особенность рассматриваемой задачи: удаление в архив информации о выполненном рейсе и ввод данных о рейсе с таким же номером на очередную дату, отстоящую от даты удаленного в архив

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3  Концептуальная  модель предметной области

 

В авиакомпании хранятся билеты,услугами авиакомпании пользуются тысячи клиентов.Использование базы данных существенно упростит работу авиакомпании.

   Учетом билета  занимаются диспетчер и кассир  авиакомпании.

Диспетчер выполняет след. функции:

-обслужить расписание  и заявленные в нем рейсы, обеспечивая  при этом безопасное выполнение  полетов 

 

 

Концептуальная модель данных для субъекта показана на рисунке

 

 

 

 

 

 

 

2.4Физическая модель данных

В результате проектирование БД я разработала следующие таблицы:

1.Таблица расписание рейсов

2.Таблица свободные места на рейсах

 

 

3.Таблица    пассажиры заказавших билет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Диаграмма базы данных

Диаграмма наглядно отображает таблицы БД и связи между ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6 Представление базы данных

В результате проектирование БД я разработала следующие запросы:

1.Запрос пассажиры заказавших билет

 

 

2.Запрос фамилии пассажиров

 

 

3.Запрос фамилии 3-х пассажиров

4.Запрос  цена билета

 

 

5. Запрос цена билета пассажиров

 

6.Запрос отсутствующие имя столбца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Запрос  расписание рейсов

 

 

 

                       8.Форма пассажиры заказавших билет

 

 

 

 

 

 

 

 

9 Отчет  расписание рейсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Входе выполнение курсового проекта я изучила работу “Агентство по продаже авиабилетов”. Проанализировала расписание рейсов, который по пунктам отправляет самолеты. В итоге была создана база данных «Агентство по продаже авиабилетов».

В заключении можно сказать, что система выполняет все возложенные на неё функции по предоставлению всей необходимой информации предполагаемому пользователю данной базы данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1.     5 ballov – БД и СУБД. – 2007 г. 
 
2.     Бекаревич Ю., Пушкина Н. «MS ACCESS за 30 занятий». 
 
3.     Есипов А. «Информатика и информационные технологии». – С-П.: «БХВ-Петербург» - 2004 г. 
 
4.     Ефимова О., Морозов В. «Практикум по компьютерной технологии». – М.: АБФ – 1998 г. 
 
5.     Хоменко А.Д. «Основы современных компьютерных технологий». М.: 2000г. 
 
6.     Шафрин Ю. «Информационные технологии». М.: ООО «Лаборатория Базовых Знаний» - 1998 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Агентство по продаже авиабилетов