Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 00:36, курсовая работа
Многопользовательские базы данных, являясь весьма ценным инструментом для организаций, в то же время вызывают ряд трудностей. Во-первых, они сложны в проектировании и разработке, поскольку предполагают наличие множества перекрывающихся пользовательских представлений. Кроме того, требования со временем меняются, а изменение требований обусловливает необходимость изменений в структуре базы данных. Такие структурные изменения должны тщательно планироваться и контролироваться, чтобы изменение, сделанное для одной группы, не вызвало проблем в другой. Вдобавок при параллельной обработке запросов от нескольких пользователей необходимо принимать специальные меры, чтобы действия одного пользователя не оказывали непредусмотренного влияния на действия другого пользователя. Это весьма важная и сложная тема.
Среди программ семейства Microsoft Office программа для разработки и управления базами данных Access всегда стояла особняком. Ведь в отличие от других программ этого пакета, применение Access в домашних условиях найти крайне сложно. По своим возможностям и, соответственно, сложности интерфейса Access ближе к профессиональным, а не к домашним программам, масштаб дома или даже маленького офиса для этой программы слишком мал. Но жизнь показывает, что шансов преуспеть в сегодняшнем мире гораздо больше у того, кто дружит с этой программой, четко знает все ее возможности и сферы применения. [22, 135]
При установке Access параметры среды получают значения, определенные по умолчанию, но впоследствии их можно изменить в соответствии с особенностями прикладной области. При этом можно задать действия, выполняемые Access при открытии конкретной базы данных, посредством установки параметров запуска в специальном окне, открываемом из меню Сервис .Параметры запуска:
Для запуска Access в разных режимах можно создать несколько ярлыков и поместить их на рабочий стол или в папку, либо добавить в меню Windows Пуск.
Защиту базы данных полезно
предварять ее анализом, который удобно
провести на основе словаря базы данных
и с помощью специальной
Меню Сервис. Анализ. Быстродействие открывает окно советов, предложений и мыслей по улучшению и ускорению работы программы. При выделении элемента в списке Результаты анализа сведения о предлагаемом решении выводятся в области Примечания, расположенной под списком. Операции оптимизации, как правило, подразумевают определенные компромиссы, которые следует иметь в виду, приступая к оптимизации. Для получения дополнительных сведений о рекомендации ее следует выбрать в списке и просмотреть информацию в области Примечания.
Access может автоматически выполнять рекомендации типа «совет» и «предложение». Для этого надо выделить одну или несколько предлагаемых рекомендаций типа «совет» или «предложение» и нажать кнопку Оптимизировать. Анализатор быстродействия выполнит оптимизацию, после чего выбранные рекомендации будут помечены как исправленные. Таким образом, можно выполнить все нужные рекомендации по оптимизации.
Чтобы уменьшить вероятность потери данных, рекомендуется создавать резервные копии баз данных. Для экономии места на диске создаются сжатые копии с помощью утилит архивирования.
При удалении записей и объектов файлы баз данных становятся фрагментированными. Сжатие позволяет экономить дисковое пространство и повысить эффективность обработки данных.
В большинстве случаев Access определяет, что база данных повреждена, при попытке открыть, зашифровать или дешифровать ее. Тогда пользователю предоставляется возможность восстановить базу данных, выполнив ее сжатие. При серьезных проблемах, приводящих к вынужденному завершению работы Access, Access перезапускается и автоматически создается резервная копия открытой базы данных с тем же именем, дополненным суффиксом _Backup.
После шифрования базы данных не только сжимаются, но и становится невозможным просмотр их с помощью текстовых редакторов и специальных программ. Отменить результаты шифрования можно дешифрованием баз данных.
Глава 2. Администратор базы данных
2.1. Понятие администратора базы данных
Администратор базы данных (АБД) есть лицо или группа лиц, отвечающих за выработку требований к БД, ее проектирование, создание, эффективное использование и сопровождение. В процессе эксплуатации АБД обычно следит за функционированием информационной системы, обеспечивает защиту от несанкционированного доступа, контролирует избыточность, непротиворечивость, сохранность и достоверность хранимой в БД информации. Для однопользовательских информационных систем функции АБД обычно возлагаются на лиц, непосредственно работающих с приложением БД. [12, 11]
В вычислительной сети АБД, как правило, взаимодействует с администратором сети, в обязанности которого входят контроль за функционированием аппаратно-программных средств сети, реконфигурация сети, восстановление программного обеспечения после сбоев и отказов оборудования, профилактические мероприятия и обеспечение разграничения доступа.
АБД имеет код специальности по общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) – 40064 и код 2139 по Общероссийскому классификатору занятий (ОКЗ). Код 2139 ОКЗ расшифровывается следующим образом: 2 – Специалисты высшего уровня квалификации, 21 - Специалисты в области естественных и инженерных наук, 213 - Специалисты по компьютерам, 2139 - Специалисты по компьютерам, не вошедшие в другие группы.
Типы администраторов и их обязанности могут отличаться в зависимости от конфигурации СУБД и от конкретной организации. В крупных системах обязанности администратора БД могут распределяться среди нескольких специалистов. В то же время в небольших системах один человек может выполнять функции нескольких типов одновременно.
Среди администраторов баз данных нет строгого документального разграничения по типам. Но можно выделить несколько общих видов АБД, в зависимости от возложенных на них обязанностей:
Администратор БД отвечает за целостность информационных ресурсов компании. Он должен очень подробно изучить существующие механизмы восстановления программного обеспечения БД и уметь ими пользоваться. Возможны ситуации, при которых администратору БД потребуется на основе прикладных моделей создавать элементы физической схемы, а также поддерживать связь пользователей с системой и обеспечивать соответствующий уровень информационной безопасности, следя за тем, чтобы доступ к данным имели только те люди, которые в нем нуждаются. Администратор БД должен уметь определять узкие места системы, ограничивающие ее производительность, настраивать SQL и программное обеспечение СУБД и обладать знаниями, необходимыми для решения вопросов оптимизации быстродействия БД.
2.2. Функции администратора базы данных
Основные функции
Анализ предметной области: описание предметной области, выявление ограничений целостности, определение статуса (доступности, секретности) информации, определение потребностей пользователей, определение соответствия «данные – пользователь», определение объемно-временных характеристик обработки данных.[3, 256]
Проектирование структуры
БД: определение состава и
Задание ограничений целостности при описании структуры БД и процедур обработки БД:
Первоначальная загрузка и ведение БД:
Защита данных:
Обеспечение восстановления БД:
Анализ обращений
Анализ эффективности функционирования БД:
Работа с конечными пользователями:
Подготовка и поддержание
Организационно-методическая работа по проектированию БД:
2.3. Обязанности администратора современных систем управления базами данных
В обязанности администратора системы управления базами данных (СУБД) входит: