Архитектура ЭВМ, ее составные части и выполняемые функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:08, контрольная работа

Краткое описание

Термин “архитектура” используется в популярной литературе по вычислительной технике достаточно часто, однако определение этого понятия и его содержание могут у разных авторов достаточно различаться. Разберемся в этом вопросе более тщательно.

Начать целесообразно с происхождения термина. Слово “архитектура” в изначальном своем смысле используется в градостроении.

Содержание

1. О понятии “архитектура ЭВМ”………………………………………………………….

2. Классическая архитектура ЭВМ и принципы фон Неймана……………………...

3. Совершенствование и развитие внутренней структуры ЭВМ…………………….

4. Система команд ЭВМ и способы обращения к данным……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Информатика.docx

— 67.08 Кб (Скачать файл)

Контроллер  можно рассматривать как специализированный процессор, управляющий работой  “вверенного ему” внешнего устройства по специальным встроенным программам обмена. Такой процессор имеет  собственную систему команд. Например, контроллер накопителя на гибких магнитных  дисках (дисковода) умеет позиционировать  головку на нужную дорожку диска, читать или записывать сектор, форматировать  дорожку и т.п. Результаты выполнения каждой операции заносятся во внутренние регистры памяти контроллера и могут  быть в дальнейшем прочитаны центральным  процессором.

Таким образом, наличие интеллектуальных внешних устройств может существенно  изменять идеологию обмена. Центральный  процессор при необходимости  произвести обмен выдает задание  на его осуществление контроллеру. Дальнейший обмен информацией может  протекать под руководством контроллера  без участия центрального процессора. Последний получает возможность “заниматься своим делом”, т.е. выполнять программу дальше (если по данной задаче до завершения обмена ничего сделать нельзя, то можно в это время решать другую).

Перейдем  теперь к обсуждению вопроса о  внутренней структуре ЭВМ, содержащей интеллектуальные контроллеры, изображенной на рис. 2. Из рисунка видно, что для  связи между отдельными функциональными  узлами ЭВМ используется общая шина (часто ее называют магистралью). Шина состоит из трех частей:

• шина данных, по которой передается информация;

• шина адреса, определяющая, куда передаются данные;

• шина управления, регулирующая процесс обмена информацией.

Отметим, что существуют модели компьютеров, у которых шины данных и адреса для экономии объединены. У таких  машин сначала на шину выставляется адрес, а затем через некоторое  время данные; для какой именно цели используется шина в данный момент, определяется сигналами на шине управления.

Описанную схему легко пополнять новыми устройствами – это свойство называют открытостью архитектуры. Для пользователя открытая архитектура означает возможность  свободно выбирать состав внешних устройств для своего компьютера, т.е. конфигурировать его в зависимости от круга решаемых задач.

На рис. 2 представлен новый по сравнению  с рис. 1 вид памяти – видео-ОЗУ (видеопамять). Его появление связано с разработкой особого устройства вывода – дисплея. Основной частью дисплея служит электронно-лучевая трубка, которая отображает информацию примерно так же, как это происходит в телевизоре (к некоторым дешевым домашним моделям компьютеров просто подключается обычный телевизор). Очевидно, что дисплей, не имея механически движущихся частей, является “очень быстрым” устройством отображения информации. Поэтому для ЭВМ третьего и четвертого поколений он является неотъемлемой частью (хотя впервые дисплей был реализован на некоторых ЭВМ второго поколения, например, на “МИР-2” – очень интересной во многих отношениях отечественной разработке).

Рис. 2. Шинная архитектура ЭВМ

Для получения  на экране монитора стабильной картинки ее надо где-то хранить. Для этого  и существует видеопамять. Сначала  содержимое видеопамяти формируется  компьютером, а затем контроллер дисплея выводит изображение  на экран. Объем видеопамяти существенно  зависит от характера информации (текстовая или графическая) и  от числа цветов изображения. Конструктивно  она может быть выполнена как  обычное ОЗУ или содержаться  непосредственно в контроллере  дисплея (именно поэтому на рис. 2 она  показана пунктиром).

Остановимся еще на одной важной особенности  структуры современных ЭВМ. Поскольку  процессор теперь перестал быть центром  конструкции, стало возможным реализовывать  прямые связи между устройствами ЭВМ. На практике чаще всего используют передачу данных из внешних устройств  в ОЗУ и наоборот. Режим, при  котором внешнее устройство обменивается непосредственно с ОЗУ без  участия центрального процессора, называется прямым доступом к памяти (ПДП). Для  его реализации необходим специальный  контроллер. Подчеркнем, что режим  ПДП в машинах первого и  второго поколений не существовал. Поэтому встречающаяся иногда схема  ЭВМ, на которой данные из устройств ввода напрямую поступают в ОЗУ, не соответствует действительности: данные при отсутствии контроллера ПДП всегда сначала принимаются во внутренние регистры процессора и лишь затем в память.

При описании магистральной структуры мы упрощенно  предполагали, что все устройства взаимодействуют через общую  шину. С точки зрения архитектуры  этого вполне достаточно. Упомянем все же, что на практике такая  структура применяется только для  ЭВМ с небольшим числом внешних  устройств. При увеличении потоков  информации между устройствами ЭВМ  единственная магистраль перегружается, что существенно тормозит работу компьютера. Поэтому в состав ЭВМ  могут вводиться одна или несколько  дополнительных шин. Например, одна шина может использоваться для обмена с памятью, вторая -для связи с “быстрыми”, а третья – с “медленными” внешними устройствами. Отметим, что высокоскоростная шина данных ОЗУ обязательно требуется при наличии режима ПДП.

Завершая  обсуждение особенностей внутренней структуры  современных ЭВМ, укажем несколько  характерных тенденций в ее развитии. Во-первых, постоянно расширяется  и совершенствуется набор внешних  устройств, что приводит, как описывалось  выше, к усложнению системы связей между узлами ЭВМ. Во-вторых, вычислительные машины перестают быть однопроцессорными. Помимо центрального, в компьютере могут быть специализированные процессоры для вычисления с плавающей запятой (так называемые математические сопроцессоры), видеопроцессоры для ускорения вывода информации на экран дисплея и т.п. Развитие методов параллельных вычислений также вызывает к жизни вычислительные системы достаточно сложной структуры, в которых одна операция выполняется сразу несколькими процессорами. В-третьих, наметившееся стремление иметь быстродействующие машины не только для вычислений, но и для логического анализа информации, также может привести в ближайшие годы к серьезному пересмотру традиционной фон-неймановской архитектуры.

Еще одной  особенностью развития современных  ЭВМ является все ускоряющееся возрастание  роли межкомпьютерных коммуникаций. Все большее количество компьютеров  объединяются в сети и обрабатывают имеющуюся информацию совместно.

Таким образом, внутренняя структура вычислительной техники постоянно совершенствовалась и будет совершенствоваться. Вместе с тем, на данный момент подавляющее большинство существующих ЭВМ, несмотря на имеющиеся различия, по-прежнему состоит из одинаковых узлов и основано на общих принципах фон-неймановской архитектуры.

4. Система команд ЭВМ и способы обращения к данным

Важной  составной частью архитектуры ЭВМ  является система команд. Несмотря на большое число разновидностей ЭВМ, на самом низком (“машинном”) уровне они имеют много общего. Система  команд любой ЭВМ обязательно  содержит следующие группы команд обработки  информации.

1. Команды  передачи данных (перепись), копирующие  информацию из одного места в другое.

2. Арифметические  операции, которым фактически обязана  своим названием вычислительная  техника. Конечно, доля вычислительных  действий в современном компьютере  заметно уменьшилась, но они  по-прежнему играют в программах  важную роль. Отметим, что к  основным арифметическим действиям  обычно относятся сложение и  вычитание (последнее в конечном счете чаще всего тем или иным способом также сводится к сложению). Что касается умножения и деления, то они во многих ЭВМ выполняются по специальным программам.

3. Логические  операции, позволяющие компьютеру  анализировать обрабатываемую информацию. Простейшими примерами могут  служить сравнение, а также  известные логические операции И, ИЛИ, НЕ (инверсия). Кроме того к ним часто добавляются анализ отдельных битов кода, их сброс и установка.

4. Сдвиги  двоичного кода влево и вправо. Для доказательства важности  этой группы команд достаточно  вспомнить правило умножения  столбиком: каждое последующее  произведение записывается в  такой схеме со сдвигом на  одну цифру влево. В некоторых  частных случаях умножение и  деление вообще может быть  заменено сдвигом (вспомните,  что дописав или убрав ноль  справа, т.е. фактически осуществляя  сдвиг десятичного числа, можно  увеличить или уменьшить его  в 10 раз).

5. Команды  ввода и вывода информации  для обмена с внешними устройствами. В некоторых ЭВМ внешние устройства  являются специальными служебными  адресами памяти, поэтому ввод  и вывод осуществляется с помощью  команд переписи.

6. Команды  управления, реализующие нелинейные  алгоритмы. Сюда прежде всего следует отнести условный и безусловный переход, а также команды обращения к подпрограмме (переход с возвратом). Некоторые ЭВМ имеют специальные команды для организации циклов, но это не обязательно: цикл может быть сведен к той или иной комбинации условного и безусловного переходов. Часто к этой же группе команд относят немногочисленные операции по управлению процессором -типа “останов” или НОП (“нет операции”). Иногда их выделяют в особую группу.

С ростом сложности устройства процессора увеличивается  и число команд, воздействующих на них. Здесь для примера можно  назвать биты режима работы процессора и биты управления механизмами прерываний от внешних устройств.

В последнее  время все большую роль в наборе команд играют команды для преобразования из одного формата данных в другой (например, из 8-битного в 16-битный и  т.п.), которые заметно упрощают обработку  данных разного типа, но в принципе могут быть заменены последовательностью  из нескольких более простых команд.

Рассматривая систему команд, нельзя не упомянуть о двух современных взаимно конкурирующих направлениях в ее построении: компьютер с полным набором команд CISC (Complex Instruction Set Computer) и с ограниченным набором – RISC (Reduced Instruction Set Computer). Разделение возникло из-за того, что основную часть времени компьютеру приходится выполнять небольшую часть из своего набора команд, остальные же используются эпизодически (в одной из популярных статей это в шутку сформулировано в виде следующей наглядной аналогии: “20% населения выпивают 80% пива”). Таким образом, если существенно ограничить набор операций до наиболее простых и коротких, зато тщательно оптимизировать их, получится достаточно эффективная и быстродействующая RISC-машина. Правда за скорость придется платить необходимостью программной реализации “отброшенных” команд, но часто эта плата бывает оправданной: например, для научных расчетов или машинной графики быстродействие существенно важнее проблем программирования. Подробнее вопросы, связанные с системой команд современных микропроцессоров, будут рассмотрены ниже в этой главе.

Подводя итог, еще раз подчеркнем, что  основной набор команд довольно слабо  изменился в ходе бурной эволюции ЭВМ. В то же время способы указания адреса расположения информации в памяти претерпели значительное изменение  и заслуживают особого рассмотрения.

Информация о работе Архитектура ЭВМ, ее составные части и выполняемые функции