Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 11:33, реферат
Под финансами понимается особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов и накоплений предприятий и работников, действующих в производстве и реализации продукции (работ и услуг), централизованных фондов (аккумулируемых в госбюджетной системе и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондах) и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Финансы обеспечивают распределение, перераспределение стоимости общественного продукта, а также взаимные расчеты между хозсубъектами.
1. Введение
2. Какова роль финансов в регулировании экономики. Теория финансов. Сущность. Структура.
3. Виды финансовой политики и механизмы ее реализации
4. Основные рычаги управления финансами
5. Заключение
Содержание
1. Введение
2. Какова роль финансов в регулировании экономики. Теория финансов. Сущность. Структура.
3. Виды финансовой политики и механизмы ее реализации
4. Основные рычаги управления финансами
5. Заключение
Финансовое регулирование экономики
1. Какова роль финансов в регулировании экономики. Теория финансов. Сущность. Структура.
Под финансами понимается особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов и накоплений предприятий и работников, действующих в производстве и реализации продукции (работ и услуг), централизованных фондов (аккумулируемых в госбюджетной системе и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондах) и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Финансы обеспечивают распределение, перераспределение стоимости общественного продукта, а также взаимные расчеты между хозсубъектами.
В последние годы в специальной литературе появились нетрадиционные точки зрения на понимание сущности финансов. Один из таких подходов представлен в трудах С. В. Барулина: финансы опосредствуют все денежные отношения в процессе движения финансовых ресурсов в частноправовой и публично-правовой формах, образования и использования на этой основе частнохозяйственных и госдоходах в результате приведения в действие финансовых инструментов…[1]
Я соглашусь с представленным мнением и также рассмотрю сущность финансов с двух методологических позиций: с категориальной и практической, в реалиях глобальной экономики. Как экономические категории финансы и деньги различаются способами своего бытия и соотносятся между собой как форма и содержание, но как реальность и финансовые, и денежные отношения находят свое материальное воплощение в форме движения финансовых ресурсов. Современные деньги успешно функционируют лишь потому, что они принимают форму финансов. Финансовые механизмы и инструменты приводят деньги в движение, превращают их в финансовые ресурсы, обеспечивая непрерывность процесса формирования и использование доходов государства, предприятий д/х.
Финансовую систему государства можно определить как совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства, включая систему финансовых учреждений, а также денежную систему. Совокупность финансовых органов и учреждений, обслуживающих денежно-бюджетное обращение и кредитование, институционально образует систему финансовых органов страны.
На предприятиях и в домашних хозяйствах образуются первичные финансы. Здесь собственники факторов производства применяют труд и его вещественные условия для получения изначальных доходов. Это финансовая деятельность включает образование денежных средств и их расходование.
Первичные финансовые ресурсы являются исходной основой для образования принадлежащих государству вторичных финансов. Последние формируются в результате распределения (или перераспределения) первичных доходов главным образом с помощью налогов. Налоги – обязательные платежи, которые государство взимает с учетом величины начальных доходов предприятий и населения.
Для понимания роли государственных финансов в регулировании национальной экономики важно обратить внимание на количественные и качественные изменения структуры и назначения финансовых ресурсов общества. Если в начале XX столетия в ведущих западных странах через госфинансы перераспределялось 9-18% НД, то с 60-70гг. – 50% и более. Новые явления в развитии финансов обусловлены НТР, расширением нерыночного сектора экономики, интернационализацией производства и усилением воздействия государства на экономику. В связи с этим можно выделить задачи финансовой политики государства и современные направления финансового регулирования хозяйства.[2]
Задачи финансовой политики:
1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2. установление рационального распределения и использование финансовых ресурсов;
3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
«Рисунок 3.». Современные направления государственного финансирования экономики
о
. В любой стране основной задачей финансовой политики является достижение равновесия между спросом и предложением.
Финансовая политика – составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его соцгруп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
2. Виды финансовой политики и механизмы ее реализации
Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 — 1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Свое теоретическое обоснование принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30 — 40-ые годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной ее задачей становится достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. С 70-ых же годов, включая также современную финансовой политику, приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой занятости, стимулированием экономического роста, выравниванием платежного баланса и другими.
Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политики ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.
Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:
рост государственных расходов;
снижение налогового бремени.
Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.
Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.
В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежание кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.
Сдерживающая политика подразумевает:
уменьшение правительственных расходов;
увеличение налогов.
Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.
Теперь, рассмотрев какие виды финансовой политики применяет правительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальной экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме воздействия финансовой политики на хозяйство страны.
Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа:
1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.
2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.
3. Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.
Известно, что существуют два типа финансовой политики:
а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;
б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.
Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится к первому ее типу. Для второго же он будет абсолютно неверен, что объясняется особенностями последнего.
Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.
Рассмотрим следующую ситуацию. Для ослабления производственного бума необходим бюджетный излишек, то есть превышение приходной части государственного бюджета над расходной. С другой стороны, чтобы побороть спад, желателен дефицитный бюджет. Существуют два пути для достижения поставленных целей, один из которых достигается при помощи регулирования налоговых поступлений. Так, в первом случае выход в увеличении налогов, во втором же, наоборот, в их снижении.
Итак, допустим, что в стране наблюдается незначительный спад производства, а правительство не успело еще принять ответные меры. Тогда сокращение доходов граждан, а также хозяйствующих субъектов неизменно приведет к снижению налоговых поступлений, однако это и требуется для стабилизации экономики. Таким образом, правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику. Действительно, ведь при подъеме с увеличением доходов граждан также возрастут и налоги.
Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие четыре, а именно:
1. Социальные выплаты, включая пособия по безработице. Действительно, налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице резко возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым смягчая спад.
2. Другие типы пособий — такие, как благотворительные выплаты вне рамок системы социального страхования, — по характеру своего автоматического антициклического регулирования также относятся к стабилизирующему типу.
3. Актуальные для развитых капиталистических стран программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию в экономике. К сожалению такой стабилизатор не характерен для отечественной экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами перепроизводства.
4. Эффект надежности компаний. Практика показывает, что с целью создания иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества другие подобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например повышенные прибыли с их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к стабилизации ситуации.