Вербальные средства коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 16:37, контрольная работа

Краткое описание

Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными)
формулами); метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).

Вложенные файлы: 1 файл

Вербальные средства коммуникации.docx

— 31.41 Кб (Скачать файл)

3. Различные другие примеры. В социальной психологии существует  большое количество экспериментальных  исследований, выясняющих условия  и способы повышения эффекта  речевого воздействия, достаточно  подробно исследованы как формы  различных коммуникативных барьеров, так и способы их преодоления. Так, выражением сопротивления принятию  информации может быть отключение  внимания слушающего, умышленное  снижение в своём представлении  авторитета коммуникатора, такое  же - умышленное или неумышленное  «непонимание» сообщения: то ли  в силу специфики фонетики  говорящего, то ли в силу особенностей  его стилистики или логики  построения текста. Соответственно  всякий оратор должен обладать  умением вновь включить внимание  слушающего, чем-то привлечь его, точно так же подтвердить свой  авторитет, совершенствовать манеру  подачи материала. Особое значение  имеет и факт соответствия  характера высказывания ситуации  общения, мера и степень формального  характера общения и другие показатели.

Совокупность определённых мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика - искусство убеждения посредством речи. Для учёта всех переменных, включённых в процесс речевой коммуникации, К.Ховландом предложена «матрица убеждающей коммуникации», которая представляет собой своего рода модель речевого коммуникативного процесса с обозначением его отдельных звеньев. Смысл построения такого рода моделей в том, чтобы при повышении эффективности воздействия не упустить ни одного элемента процесса. Американский журналист Г.Лассуэлл предложил простейшую модель для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации:

 

1) Кто? (передаёт сообщение) - Коммуникатор

2) Что? (передаётся)- Сообщение (текст)

3) Как? (осуществляется передача)- Канал

4) Кому? (направлено сообщение)- Аудитория

5) С каким эффектом?- Эффективность

По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Например, всесторонне описаны характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи. Может быть три типа: открытая - коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения; отстранённая - коммуникатор держится подчёркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто; закрытая - коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть её.

Рассмотренная схема играет определённую положительную роль при познании способов и средств воздействия в процессе коммуникации. Однако она и подобные ей схемы фиксируют лишь структуру процесса коммуникации, но ведь этот процесс включён в более сложное явление - общение, поэтому важно и в этой одной стороне общения увидеть его содержание. А содержание это состоит в том, что в процессе коммуникации осуществляется взаимовлияние людей друг на друга. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо ещё проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и прочее. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи.

 

 

 

Список литературы

  1. Овчинникова И. Г., Угланова И. А. Компьютерное моделирование вербальной коммуникации- : Флинта; 2009 г., 136 стр.
  2. http://sci-book.com/delovoe-obschenie/verbalnyie-sredstva-kommunikatsii.html.
  3. А.А. РОМАНОВ Г.А. ВАСИЛЬЕВ. МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ, 2009 г., 183 стр.
  4. Садохин А. П. Межкультурная коммуникация: учебное пособие / А. П. Садохин. - М. : Альфа-М.: ИНФРА-М, 2004. - 286 с.

 


Информация о работе Вербальные средства коммуникации