Виды СУБД, используемые в органах государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:40, реферат

Краткое описание

Актуальность темы реферата обусловлена тем, что совершенствование системы управления государственного аппарата и проведение административной реформы ставят все новые и новые задачи перед существующими системами автоматизации функций государственного управления. Если на первоначальном этапе решалась задача по насыщению органов государственного управления информационной и компьютерной техникой, то сейчас акцент делается на повышении отдачи от инвестиций в информационные технологии, которые увязываются с процессом совершенствования организационных структур и работы госаппарата.

Содержание

Введение
3
1.
Понятие и функции СУБД
4
2.
Виды СУБД, используемые в органах государственного
управления

11
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СУБД.docx

— 72.23 Кб (Скачать файл)

      СУБД  второго класса изначально создавались  для выполнения на больших компьютерах  и обеспечения параллельной работы многих пользователей. Такие СУБД, как правило, состоят из ядра, постоянно присутствующего в памяти, (сервера) и большого количества программ-агентов, обслуживающих запросы конечных пользователей и прикладных программ (клиентов). В этом случае и ядро СУБД, и данные находятся на одном и том же компьютере. Одна копия СУБД управляет одной копией данных. Единая управляющая система позволяет эффективно организовать одновременный доступ к данным многих агентов, предотвращая конфликты между ними. Ошибка в работе СУБД локализована и может быть эффективно исправлена самой же СУБД. При работе в условиях сети ядро СУБД выполняет запросы агентов на выборку данных и передает по сети только результаты выборки. Поскольку быстродействие современных дисковых систем обычно выше, чем скорость передачи данных по сети, уменьшение объема передаваемых данных существенно увеличивает общую эффективность работы системы. При этом не накладывается никаких ограничений на масштаб сети, агенты могут быть связаны с ядром СУБД через любую сеть и любые протоколы передачи данных. Многопользовательские СУБД обладают также неоспоримыми преимуществами в таких аспектах, как надежность, безопасность, доступность9.

      При выборе базы данных органам государственного и муниципального управления  очень важно выбрать базу данных, которая в наибольшей степени соответствуют предъявляемым к информационной системе требованиям, т.е. необходимо определиться какая модель автоматизации реализуется. В первую очередь при выборе СУБД необходимо принимать во внимание следующие факторы:  максимальное число пользователей одновременно обращающихся к базе; характеристики клиентского ПО; аппаратные компоненты сервера; серверную операционную систему; уровень квалификации персонала.

     Отметим, что на сегодняшний день число  используемых СУБД исчисляется десятками. Наиболее известные однопользовательские СУБД - Microsoft Visual FoxPro и Access, многопользовательские - MS SQL Server, Oracle и MySQL.

      Большинство государственных баз данных в  России ведутся одновременно в бумажном и электронном виде. Это чаще всего связано с тем, что записи вносятся на основании юридически значимых бумажных документов, которые формируются государственными органами в специальные досье и составляют «бумажную часть» базы данных.

      Формулировка  в законах и нормативных актах, регулирующих порядок ведения таких баз, чаще всего следующая: «Реестр ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на бумажных носителях записям на электронных носителях приоритет имеет информация, содержащаяся на бумажных носителях».

      Однако  анализ деятельности, например, арбитражных  судов, показывает, что при рассмотрении дел используются чаще всего выписки из электронных версий, а к бумажным документам обращаются в редчайших случаях. Так, в федеральных арбитражных судах в 2008 году 7% дел рассматривались с использованием государственных реестров, которые ведет Федеральная налоговая служба Российской Федерации.

      Уже сейчас существуют чисто электронные  государственные базы данных, и их число год от года будет расти. Фактически можно говорить о том, что судебные решения принимаются  на основании юридически значимых электронных документов – баз данных10.

      Для государственных информационных систем законодательно закреплено использование специализированных СУБД, обладающих средствами защиты согласно руководящим документам Гостехкомиссии и сертифицированных ФСТЭК. Таких СУБД не много, прежде всего из-за отсутствия у большинства из них механизмов мандатной защиты доступа, требующихся при высоком уровне защиты, а также из-за необходимости предоставить для исследования исходные тексты.

      Первой  СУБД, сертифицированной ФСТЭК на практически наивысший уровень защиты данных, является ЛИНТЕР. Более того, эта СУБД сертифицирована серийно. Другие СУБД, в том числе широко известные, сертифицированы на более низкие классы защиты и чаще всего только в составе единичного программно-аппаратного комплекса.

     Oracle занимает лидирующие позиции в мире на рынке СУБД и, что особенно важно, лидирует на платформах Unix и Windows. В России также обозначилось лидерство Oracle, особенно в области крупномасштабных информационных систем государственных структур. Фактически в нашей стране СУБД Oracle стала стандартом для государственных информационных систем11.

     В настоящее время по совокупности характеристик СУБД Oracle представляет собой систему, в наибольшей степени подходящую, по критериям соответствия, в качестве основы проектируемой системы ГАС «Правосудие». При этом, исходя из характеристик комплексов средств автоматизации, для КСА СД, КСА РОСД, КСА ССРФ, КСА ОВС, КСА ГВС, КСА РС применяется Oracle Standard.

     Решения Oracle для федеральных, региональных и местных органов власти, для государственных организаций и предприятий позволяют создавать системы, полностью соответствующие динамично развивающемуся законодательству в области государственного управления. Это достигается в основном за счет широких возможностей настройки существующих приложений комплекса Oracle E-Business Suite. Данный комплекс позволяет также решить проблему «лоскутного одеяла», то есть ситуации, когда пересекающиеся и взаимосвязанные информационные потоки и функции государственного управления автоматизированы различными программными продуктами, не предполагающими совместной работы.

     Решения Oracle были использованы также в системе ГАС «Выборы». При создании системы выбрана стратегия построения территориально распределенной БД с тиражированием. В рамках комплексов средств автоматизации (КСА) БД является общим информационным ресурсом – интегрированной БД. При этом логическая структура интегрированных БД одинакова. Для каждого приложения определена подсхема логической схемы интегрированной БД12.

     Поддержка территориально распределенной БД, включающей до 3000 узлов от Камчатки до Калининградской области, выдвинула высокие требования к СУБД в части надежности, поддержания целостности, непротиворечивости данных, а также репликации данных. В наибольшей степени этим высоким требованиям по результатам нашего анализа отвечают СУБД корпорации Oracle. Для КСА ЦИК выбрана СУБД Oracle Database Enterprise Edition; для КСА избирательных комиссий субъектов Российской Федера-ции (ИКСРФ) и территориальных избирательных комиссий (ТИК) – СУБД Oracle Database Standard Edition.

     Использование выбранных СУБД обеспечило полную интеграцию всех подсистем ГАС «Выборы» по данным, хранение больших объемов данных, создало основу для интеграции системы с другими государственными информационными системами.

     Следующий проект, о котором стоит сказать несколько слов, – это создание в рамках Системы персонального учета населения автоматизированной системы «Государственный регистр населения».

     Актуальность  создания государственного регистра населения  обусловлена прежде всего острой необходимостью повышения эффективности использования существующих и реализации новых автоматизированных систем по учету различных категорий населения для усиления борьбы с терроризмом и нелегальной миграцией, эффективной поде ржки проведения реформ в сферах обеспечения государственной социальной поддержки населения, пенсионного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства.

     В условиях отсутствия единой централизованной информационной системы обеспечения деятельности органов записи актов гражданского состояния и оганов внутренних дел по учету первичных идентификационных данных, а также средств автоматизированного взаимодействия соответствующих баз данных между собой введение уникального для каждого человека ИПД потребует создания отдельного информационного ресурса – единого государственного регистра населения.

     Государственный регистр населения (далее – ГРН) является ядром системы персонального учета населения, реализуемым на первом этапе ее создания, и обеспечивает возможность обеспечения доступа к персональным данным о конкретном человеке, размещаемым в различных ведомственных и региональных информационных системах учета населения на основе ИПД13.

     ГРН будет включать ИПД всех лиц, пребывающих и проживающих на территории Российской Федерации, независимо от их возраста, и минимально необходимый для идентификации личности набор персональных сведений. Включение первичных идентификационных сведений о человеке в состав ГРН, поддержание их в актуальном состоянии за счет интеграции с источниками их появления и изменения, а также присвоение каждой уникальной записи первичных идентификационных данных ИПД позволит по мере подключения новых ведомственных систем отказываться от необходимости использования в них первичных идентификационных данных. Подключение к ГРН любых информационных систем учета населения в обязательном порядке предусматривает присвоение всем записям персональных данных соответствующего им ИПД. ИПД является основой для получения персональных данных о конкретном лице, содержащихся в различных системах учета населения, объединенных на основе общих регламентов, интерфейсов и инфраструктуры взаимодействия.

     ГРН предлагается развивать как эталонную базу данных, содержащую идентификационные данные о населении, которые могут быть использованы всеми автоматизированными информационными системами персонального учета населения Российской Федерации для получения актуальных и легитимных первичных идентификационных данных. Так, ведомства и уполномоченные организации смогут при вводе персональных данных о человеке запрашивать его ИПД и сверять идентификационные данные, полученные из ГРН, с данными, приведенными в документах, удостоверяющих его личность.

     На  основе анализа вышеприведенных  характеристик системы ГРН в  качестве СУБД на федеральном уровне используется Oracle Database Server Enterprise Edition и на региональном уровне – Oracle Standard14.

     Функционирование  государственных информационных систем немыслимо без обеспечения надлежащего уровня информационной безопасности. Реализация требований по защите информации достигается за счет создания в составе государственных информационных систем выделенной подсистемы информационной безопасности на основе использования комплексных программно-аппаратных решений. При этом существуют строгие законодательные ограничения на использование для обеспечения информационной безопасности тех или иных продуктов.

     Новейшие  версии программных продуктов фирмы  Oracle предоставляют определенные возможности по построению многоэшелонированных систем защиты информации, включая криптографические возможности. Однако нерешенность ряда вопросов по увязке применяемых решений с требованиями российского законодательства ограничивает возможности по применению этих новейших продуктов в государственных информационных системах.

     Поэтому решение полного комплекса вопросов по приведению продуктов корпорации Oracle в соответствие с требованиями российского законодательства в области защиты информации послужит дальнейшим стимулом к расширению сферы применения этих продуктов. 
 
 

 

Заключение

     В заключение реферата можно сделать  вывод, что системы управления базами данных (СУБД) – это комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы, наполнения ее содержанием, редактирования содержимого и визуализации информации. Под визуализацией информации базы понимается отбор отображаемых данных в соответствии с заданным критерием, их упорядочение, оформление и последующая выдача на устройство вывода или передача по каналам связи.

     Главная функция использования СУБД в сфере государственного управления — это координация совместной работы множества пользователей с разделяемой информацией.

     Среди преимуществ подхода, основанного  на использовании баз данных, следует отметить контролируемую избыточность данных, непротиворечивость данных, совместное использование данных, повышенную безопасность и целостность. А среди недостатков можно указать сложность, высокую стоимость и снижение производительности приложений, а также возможность весьма серьезных последствий при выходе системы из строя. 

 

     

Список литературы 

  1. Абросимова  М.А. Информационные технологии в государственном  и муниципальном управлении. –  М.: Кнорус, 2011
  2. Алексеев Е.Г., Богатырев С.Д. Информатика. – М.: Сфера, 2011
  3. Информационные технологии в органах государственной власти России //Материалы сайта  - http://www.cnews.ru
  4. Клименко И.В.  Информационное обеспечение систем управления. – СПб: Питер, 2010.
  5. Мухин Н.А. Использование продуктов корпорации ORACLE в государственных информационных проектах ФГУП НИИ «Восход». Решения ORACLE для автоматизации функций государственного управления.// Информационное общество. 2010. № 2-3
  6. Храмцовская Н. Базы данных в структуре «электронного правительства»: достоинства и недостатки. //Государственная служба. 2009. № 2

Информация о работе Виды СУБД, используемые в органах государственного управления