Веб-занятия
— дистанционные уроки, конференции,
семинары, деловые игры, лабораторные
работы, практикумы и другие формы
учебных занятий, проводимых с
помощью средств телекоммуникаций
и других возможностей «Всемирной
паутины».
Для веб-занятий используются
специализированные образовательные
веб-форумы — форма работы
пользователей по определённой
теме или проблеме с помощью
записей, оставляемых на одном
из сайтов с установленной
на нем соответствующей программой.
От
чат-занятий веб-форумы отличаются
возможностью более длительной (многодневной)
работы и асинхронным характером
взаимодействия учеников и педагогов.
Телеконференции
— проводятся, как правило, на основе списков
рассылки с использованием электронной
почты. Для учебных телеконференций характерно
достижение образовательных задач. Также
существуют формы дистанционного обучения,
при котором учебные материалы высылаются
почтой в регионы.
Телеприсутствие: Существует много различных
способов дистанционного обучения. Например
дистанционное присутствие с помощью
робота R.Bot 100. Сейчас в Москве в одной из
школ, идёт эксперимент по такому виду
дистанционного обучения. Мальчик инвалид,
находясь дома за компьютером, слышит,
видит, разговаривает при помощи робота.
Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает.
При этом и учитель видит ученика, потому
что на роботе находится монитор. При этом
у мальчика создаётся почти полное впечатление,
что он находится в классе вместе со своими
сверстниками на уроке. На переменах, он
может так же общаться со своими одноклассниками.
Если эксперимент станет удачным, он может
открыть дорогу большому проекту по внедрению
такого метода дистанционного обучения.
Телемедицина и особенности
дистанционного обучения в сфере
здравоохранения
Применение дистанционных
образовательных технологий в обучении
по медицинским специальностям является
весьма актуальным и очень востребованным.
На базе дистанционных образовательных
технологий для обучаемых появляется
возможность, помимо изучения теоретического
материала, получить опыт работы с реальными
техническими средствами. Обучающиеся
могут не только видеть систему глазами
обучающегося, смогут поработать в
роли разработчика и преподавателя.
И в этом смысле дистанционные
образовательные технологии являются
одной из составляющих нового направления,
основанного на использовании телекоммуникаций
для адресного обмена медицинской
информацией между специалистами,
– телемедицины.
Телемедицина – это
средство, позволяющее врачам и пациентам
получать дистанционный доступ к
современным медицинским ресурсам
и услугам, в том числе и
международным. Интерес к телемедицинским
технологиям отмечается в нашей
стране уже больше десяти лет. После
многочисленных публикаций в прессе
наступило длительное затишье, которое
только в последнее время сменяется
некоторой активностью.
Во всем мире телемедицинские
системы и комплексы развиваются
очень интенсивно, при этом во
многих странах для координации
развития телемедицины созданы
общественные и правительственные
организации. В Канаде для координации
развития программы телемедицины
создано Общество телемедицины,
объединяющее медиков, преподавателей,
ИТ-компании. В США активно работает
Ассоциация телемедицины. Для координации
работ по телемедицине в Японии
создан директорат при Министерстве
здравоохранения. Аналогичная ситуация
в Западной Европе. Китай при
активном участии оператора связи
ChinaSatCom планирует создание в странах
Юго-Восточной Азии спутниковой
сети для предоставления телемедицинских
услуг. Индийское управление по
космическим исследованиям в
ближайшие несколько лет собирается
вывести на орбиту специальный телекоммуникационный
спутник Healthsat, который будет использоваться
исключительно в интересах телемедицины.
Все эти процессы инициируются
не только развитием новых технологий,
в том числе и в медицине,
но и проявляющимися в последнее
время масштабными эпидемиями, такими
как атипичная пневмония или
птичий грипп, которые угрожают смертью
множеству людей и поэтому
требуют быстрого реагирования, в
том числе в тех районах, где
отсутствуют медицинские центры
и трудно обеспечить качественные медицинские
услуги.
Сегодня телемедицинские
технологии применяются для:
• удаленной диагностики
и консультирования, неотложной
экспертной помощи в трудных
медицинских случаях;
• медицины катастроф,
для получения быстрого доступа
к квалифицированной медицинской
помощи в труднодоступных местах
либо местах с разрушенной
инфраструктурой;
• наблюдения и консультирования
больных после сложных оперативных
вмешательств;
• и, конечно же,
для дистанционного медицинского
обучения.
Внедрение новейших
технологий, препаратов и медицинского
оборудования, необходимость поддерживать
актуальность специальных знаний
делают проблему дистанционного
непрерывного обучения и переподготовки
медицинских кадров на местах
чрезвычайно актуальной. Сюда же
можно отнести необходимость
обеспечения быстрого постоянного
доступа специалистов-медиков к
новейшей медицинской информации
и возможности непосредственного
контакта со специалистами высокого
уровня.
Дистанционное обучение
в рамках телемедицины сегодня
включает в себя:
• обучение студентов-медиков
и медперсонала, повышение квалификации
врачей;
• работу с заочными
аспирантами и докторантами;
• семинары для оперативного
обмена информацией о новых
методах диагностики и лечения,
доступной в настоящее время
только специализированным учреждениям
здравоохранения;
• дистанционную трансляцию
операций;
• тренинг пользователей
при освоении новых медицинских
технологий, оборудования и т.п.;
• получение доступа
к услугам централизованных и
интернациональных медицинских
центров и центров обучения.
Будущее телемедицинских
технологий видится сегодня достаточно
оптимистичным, но при этом необходимо
отметить, что и проблем в телемедицине
и, соответственно, в дистанционном обучении
медицинского персонала, пока очень много.
Основная сложность заключается в том,
что телемедицинские центры не могут существовать
сами по себе, они обязаны действовать
в некой организационной структуре, телемедицинской
сети или нескольких сетях, именно в этом
и заключается смысл использования коммуникационных
технологий в медицине.
Кроме того, внедрение телемедицинских
решений до сих пор идет хаотично,
без серьезной координации усилий,
как со стороны ведомств здравоохранения,
так и поставщиков решений. До
сих пор не регламентирована оплата
услуг врачей и специалистов, которые
проводят медицинские консультации
и дистанционное обучение, очень
часто они осуществляют это бесплатно,
только за счет высокой ответственности
и энтузиазма, их желания помочь
пациентам и коллегам в сложных
медицинских случаях. Не определены
процедуры и регламенты взаимодействия
с иностранными медицинскими и телемедицинскими
центрами, что значительно ограничивает
возможности международного сотрудничества.
Все эти проблемы
через какое-то время, когда
количество телемедицинских центров
превысит «критическую массу», могут
вызвать разочарование медиков
и, тем самым, инициировать
спад во внедрении этих, таких
перспективных, технологий. Таким
образом, требуется более активное
участие государства в этих
регламентирующих и организационных
процессах. Отдельным вопросом
стоит проблема создания региональных
и национальных информационных
медицинских систем и баз данных,
объединение их с телемедицинскими
сетями. Эта проблема пока в
нашей стране никем не рассматривается,
поскольку даже распространение
локальных медицинских информационных
систем идет достаточно медленно.
Но, зная о трудностях
подготовки медицинского персонала
и потребности в дополнительном
последипломном образовании, можно
с уверенностью сказать, что
дистанционное образование в
медицине сегодня крайне необходимо,
и именно поэтому оно сейчас
стало востребованным. Использование
современных средств связи и
вычислительной техники приводит
к принципиально новой организации
процесса обучения, приближая его,
с одной стороны, к индивидуальным
видам обучения, а с другой, позволяя
производить часть обучения по
месту работы учащегося. При
этом, по оценкам экспертов, материальные
затраты лечебных учреждений, связанные
с подготовкой специалистов по
такой системе, сокращаются примерно
в 10 раз (за счет расходов
на проживание слушателей в
гостинице, потерь из-за отрыва
от работы и т. д.).
Заключение:
Говоря о дистанционной
форме образования, следует говорить
о создании единого информационно-образовательного
пространства, куда следует включить
всевозможные электронные источники
информации (включая сетевые): виртуальные
библиотеки, базы данных, консультационные
службы, электронные учебные пособия,
киберклассы, пр. Когда речь идет о
дистанционном обучении следует
понимать наличие в системе учителя,
учебника и ученика. Это взаимодействие
учителя и учащихся. Отсюда следует,
что главным при организации
дистанционной формы обучения является
создание электронных курсов, разработка
дидактических основ дистанционного
обучения, подготовка педагогов-координаторов.
Не следует отождествлять дистанционную
форму с заочной формой обучения,
ибо здесь предусматривается
постоянный контакт с преподавателем,
с другими учащимися киберкласса,
имитация всех видов очного обучения,
но специфичными формами. Следовательно,
требуются теоретические проработки,
экспериментальные проверки, серьезные
научно-исследовательские работы. К
сожалению, то, что мы сегодня видим
в Интернете и в большинстве
своем на компакт-дисках, никак не
отвечает элементарным педагогическим
требованиям. Отсюда значимость проблемы,
связанной с разработкой самих
курсов дистанционного обучения и методикой
их использования для различных
целей базового, углубленного, дополнительного
образования.
Список использованной литературы
- Околесов О. П. Системный подход к построению электронного курсадля дистанционного обучения // Педагогика. -1999.
-№ 6. -С. 50-56.
- Полат Е. С. Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. - 1999.
-№7. -С. 29-34.
- Пидкасистый П.И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. -2000.
-№5. -С. 7-12.
- http://www.distance-learning.ru/db/el/0DD78502474DC002C3256F5C002C1C68/doc.html
- http://dtraining.web-3.ru/introduction/history/
- http://2011zhaoyanwangle.blogspot.com/2011/05/blog-post.html
- http://ref.rushkolnik.ru/v29216/?page=5
- http://gendocs.ru/v12166/реферат_-_дистанционное_обучение