Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 09:15, реферат
По способу фиксирования информации различают: рукописные и печатные документы; записи на кино-ил и фотопленке, на магнитной ленте. С точки зрения целевого назначения выделяются материалы, которые были провоцированы самим исследователем (к примеру, биография эмигранта в работе Томаса и Знанецкого). Эти документы называют целевыми. Но социолог имеет дело и с материалами, составленными независимо от него, ради каких-то других целей, т. е. с наличными документами. Обычно именно эти материалы и называют собственно документальной информацией в социологическом.
1. Документальные источники информации
1.1 Классификация документов
Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- ими кинопленке. В этом смысле значение термина отличается от общеупотребительного: обычно документом мы называем лишь официальные материалы.
По способу фиксирования
информации различают: рукописные
и печатные документы; записи
на кино-ил и фотопленке, на
магнитной ленте. С точки зрения
целевого назначения
По степени персонификации документы делятся на личные и безличные. К личным относят карточки индивидуального учета (например, библиотечные формуляры или анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики и рекомендательные письма, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи. Важный источник изучения политической жизни — документы поименного голосования в представительных органах власти.
Безличные документы
— это статистические или
В зависимости от
статуса документального
Неофициальные документы
— это многие личные материалы,
упомянутые выше, а также составленные
частными гражданами безличные
документы (например, статистические
обобщения, выполненные другими
исследователями на основе
Особую группу документов
(к ним мы еще вернемся) образуют
многочисленные материалы
Наконец, по источнику
информации документы
Помимо этого, можно, конечно, классифицировать документы по их прямому содержанию, например литературные данные, исторические и научные архивы, архивы социологических исследований, видеохроники общественных событий.
1.2Достоверность
Не следует смешивать
надежность, подлинность самого
документа с достоверностью
Достоверность информации
в первую очередь зависит от
источника доступного
При использовании
вторичных документов важно
Целевые документы, запланированные исследователем, будут надежны в случае, если предусмотрены обычные операции контроля, рассмотренные выше: поиск независимого источника информации (для выборочного контроля), вторичные обращения к тому же источнику (устойчивость данных), тесты по известным группам.
Документалисты-историки
и психологи выработали немало
приемов, с помощью которых определяют
степень достоверности
Первое "золотое правило"
в работе с документами (да
и вообще со всякой
Далее следует
Очень важно знать,
каков метод получения
Если документ содержит
статистическую группировку
Наконец, чрезвычайно важно хорошо уяснить общую обстановку, в которой составлялся документ: располагала ли она к объективности (независимо от целевых намерений автора) или диктовала смещение информации в какую-то сторону?
Особую осторожность
должен проявить исследователь
при работе с личными
(а) Можно верить сообщениям,
если они никак не затрагивают
интересы автора документа; или (б)
наносят определенный ущерб
Традиционный (классический) анализ документов в отличие от простого ознакомления с ними или прочтения для приобретения нового знания — это именно метод исследования, которое, как всякое научное исследование, предполагает выдвижение определенных гипотез, тщательной изучение существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Этот анализ "стремится как бы до конца проникнуть в глубь документа, исчерпать его содержание. Традиционный анализ есть анализ интенсивный" Добавим, что огромную роль играют здесь опыт исследователя, глубина его знаний по предмету и интуиция.
1.3 Приемы качественно- количественного анализа документов.
Основная трудность
при работе с доступными (т. е.
нецелевыми) документами — умение
читать данные на языке
Качественный анализ
документов — необходимое
В каких случаях
не следует прибегать к
Когда количественный анализ текстов уместен? Прежде всего, отмечает один из основателей этого метода Б. Берельсои, если требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных. Далее, когда достаточно много материала, чтобы оправдать усилия, связанные с его количественной обработкой, и если этот материал репрезентирует области изучения. Квантификация необходима, когда текстового материала не только достаточно, но столь много, что его нельзя охватить без суммарных оценок. Квантификация возможна при условии, что изучаемые качественные характеристики появляются с достаточной частотой.
Наиболее целесообразно
использовать количественный
Квантификация текстового
материала получила весьма
Контент-анализ - это перевод в количественные, показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берельсоном. Важный вклад в развитие процедур контент-анализа внесли российские и эстонские социологи, особенно А.Н. Алексеев, Ю. Вооглайд, П. Вихалемм, Б.Л. Грушин, Т.М. Дридзе, М. Лауристинь.