Жизненно важные интересы личности, общества и государства в информационной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 09:16, доклад

Краткое описание

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" определяет Жизненно важные интересы как совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства, а угроза безопасности — как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. И, наконец, обеспечение безопасности — проведение единой государственной политики в этой сфере и система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на выявление и предупреждение угроз.

Вложенные файлы: 1 файл

семинар информация.docx

— 38.98 Кб (Скачать файл)

Николаева Анна Анатольевна

Вопрос №20. Охарактеризовать жизненно важные интересы личности, общества и государства в информационной сфере.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" определяет Жизненно важные интересы как совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства, а угроза безопасности — как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. И, наконец, обеспечение безопасности — проведение единой государственной политики в этой сфере и система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на выявление и предупреждение угроз.

 

В России на первое место поставлены жизненно важные интересы личности, далее общества и только затем государства. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина. В документе указаны те права и свободы, которые являются интересами личности. Конституционные права и свободы, в сфере информации: соблюдение и реализацию конституционных прав на поиск, получение, производство и распространение информации; связанные с реализацией права граждан на неприкосновенность частной жизни; использование информации в целях духовного, физического, интеллектуального развития; защиту прав на объекты интеллектуальной собственности; обеспечение прав гражданина на защиту своего здоровья от неосознаваемой человеком вредной информации.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается также, что интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании нового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Защита экономических, социальных, международных и духовных ценностей от внешних и внутренних угроз с использованием информационных средств. Жизненно важные интересы общества: а) обеспечение интересов общества; б) построение правового государства; в) построение информационного общества; г) сохранение нравственных ценностей общества; д) предотвращение манипулирования массовым сознанием; е) приоритетное развитие современных информационных технологий. Угрозы информационной безопасности общества а) не исполнение требований закона; б) дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения информации; в) усиление зависимости общественной жизни от зарубежных инфраструктур; г) активизация различного рода религиозных сект; д) снижение уровня духовной нравственности, творческого потенциала населения России; е) отток специалистов за рубеж; ж) нарушение прав в сфере оборота информации (утечка, перехват, хищение, навязывание ложной информации); з) нарушение правил в области функционирования информационных систем; и) нарушение правил в области использования средств обеспечения информационной безопасности: воздействие на парольные ключи системы, использование не сертифицированных информационных технологий.

Интересы же государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России с использованием информационных средств. Жизненно важные интересы государства в информационной сфере: а) создание условий для реализации интересов личности и общества в информационной сфере; б) формирование институтов общественного контроля за органами государственной власти; в) безусловное обеспечение законности и правопорядка; г) создание условий для развития собственной информационной инфраструктуры; д) формирование системы подготовки и реализации решений органов государственной власти, обеспечивающих национальные интересы страны; е) защита государственной информационной системы и информационных ресурсов (в том числе защита государственной тайны); ж) защита единого информационного пространства страны; в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Угрозы информационной безопасности государства: размывание единого правового пространства страны из-за принятия субъектами РФ не соответствовавших Конституции РФ правовых актов; разрушение единого информационного пространства России; вытеснение российских информационных агентств и средств массовой информации с внутреннего информационного рынка; монополизация информационного рынка; блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской, зарубежной аудитории; ослабление роли русского языка как государственного языка РФ; несанкционированное целенаправленное вмешательство и проникновение в деятельность и развитие информационных систем; низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики (дефицит кадров, отставание информационных систем от международных стандартов. Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. На основе национальных интересов РФ в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.

В Большом юридическом словаре. — М.: Проспект. А. В. Малько. 2009. Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов РФ в информационной сфере.

Первая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Вторая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Третья составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Четвертая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Проблемы правового регулирования  в информационной сфере это соблюдение баланса:

  • между свободой слова и интересами несовершеннолетних. Например, любые действия по защите несовершеннолетних не должны принимать формы безусловного заперта на использование Интернет для распространения содержания, доступного с помощью иных средств;
  • свободы доступа к информации и информационной безопасностью личности, общества, государства. Защита государственной тайны, коммерческой тайны, других видов тайн не должна накладывать запрет на распространение и свободный доступ к информации, затрагивающие свободы и права человека и гражданина;
  • свободы производства информации и ограничения производства и распространения опасной информации, информации, оскорбляющей личность. Свобода — не вседозволенность.

 

С точки зрения права  жизненно важные интересы личности, общества и государства в информационной сфере определяет в первую очередь Конституция РФ.

 

В частности, ст. 23 Конституции РФ охраняет личную тайну, информацию о личности или персональные данные от вмешательства посторонних лиц: « п 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. П 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.»,

При этом прямо запрещается кому бы то ни было собирать информацию о любом гражданине без его на то согласия. Конституцией РФ запрещается также получать иную информацию от любого гражданина без его добровольного на то согласия или убеждать его отказаться от предоставленной ранее информации. ст. 24. «п.1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.п.2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.»;

ст. 29. «п.1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. п.3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. п.4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. п.5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.»,

ст. 44. «п.1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. п.2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. п3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

  «ст. 29 п.2. Не допускаются пропаганда  или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.»

Это норма прямого действия: защищает личность и общество от вредной и опасной информации конкретного, указанного вида.

 «Ст 41 п.3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».

Эта норма прямого действия защищает личность и общество от сокрытия опасной информации.

«Статья 12. Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов 1. Пользователи — граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения — обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом... 2. Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению...».

«Статья 24. Защита права на доступ к информации 1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки, купли-продажи, по другим формам обмена информационными ресурсами между организациями рассматриваются судом. Во всех случаях лица, которым неправомочно отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей.  Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским закон.

Статья 29 «4. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

 

Основной системообразующий набор норм, обеспечивающих защиту информации, информационных ресурсов, информационных систем от неправомерного вмешательства третьих лиц, развивающих содержание конституционных норм, содержится в Федеральном законодательстве:

  • законодательство об осуществлении права на поиск, получение и потребление информации (о праве на доступ к информации);
  • законодательство об интеллектуальной собственности (законодательство об авторском праве и смежных правах, патентное законодательство, законодательство о ноу-хау);
  • законодательство о СМИ;
  • законодательство о документированной информации и об информационных ресурсах;
  • законодательство об информации ограниченного доступа;
  • законодательство о создании и применении информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;
  • законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере.

Свобода массовой информации и запрет цензуры дают возможность создавать и распространять достоверную, своевременную, объективную, т.е. доброкачественную информацию, при которой должно быть исключено распространение вредной и опасной информации (см. содержание первого направления). Именно такие требования с точки зрения информационной безопасности должны применяться при формировании института массовой информации, учитываться при подготовке нормативных правовых актов в рамках этого института.

Информация о работе Жизненно важные интересы личности, общества и государства в информационной сфере