Инструментальные программные средства информационных технологий в профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 07:55, контрольная работа

Краткое описание

Термин технология определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материалов или полуфабрикатов, осуществляемых в процессе производства конечной продукции. Относительно практики технология характеризует: что, как и сколько нужно делать для того, чтобы получить материал или вещь с заданными свойствами.
С другой стороны, технология рассматривается как наука о законах реализации целенаправленных воздействий на различные сферы человеческой деятельности. Задача технологии как науки состоит в выявлении закономерностей построения производственных процессов, перехода от логического построения проектов к процессам получения готовых продуктов с полезными функциями и свойствами.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.38 Кб (Скачать файл)

3.1 Текстовые редакторы.  Одними из первых программ, созданных  для компьютера, были программы  обработки текстов, или, как  их стали называть, текстовые  редакторы. Первоначально ЭВМ  с текстовыми редакторами должны  были выполнять обычную работу  печатной машинки. Соответственно  первые программы-редакторы выполняли  ввод символов, их редактирование, распечатки полученного текста  на принтере и пр.

Современные текстовые редакторы  очень далеко ушли отних и могут выполнять следующие функции: использование большого количества шрифтов различного размера; проверка и исправление орфографии и синтаксиса; замена повторяющихся слов синонимами; вставка таблиц и диаграмм в текст, и многое другое.

Многие современные текстовые  редакторы реализуют принцип WYSIWYG - What You See Is What You Get ("Что Вы видите на экране, то будете иметь на листе"(т.е. на экране выводится документ в его реальном виде, что облегчает его компоновку и редактирование.

Современные программы обработки  текстов в зависимости от своих  возможностей делятся на несколько  категорий:

программы подготовки текстов (не документов, а текстов, например текстов программ, и т.д.). К этой категории можно отнести текстовый редактор Norton Commander; редактор Блокнот; текстовые процессоры, обеспечивающие подготовку деловых писем, документов, статей и т.д., например, Лексикон, MultiEdit, MS Word 6 (97);

настольные издательские системы, например, Wentura, Page Maker. В обиходе все они называются "текстовыми редакторами". Наиболее популярным текстовым редактором является MS Word 6 (97). Заслуживает внимания и Лексикон - отечественная разработка, работающая под управлением и MS-DOS, и Windows 95.

3.2 Графические редакторы.  Графические редакторы - это программы,  позволяющие создавать и редактировать  рисунки и другие изображения. 

Примером такого редактора  может служить программа MS Paint, включаемая в состав Windows 95, не обладающая большими возможностями.

Графические редакторы делятся  на два главных типа - растровые  и векторные. Растровые рисуют изображение  по точкам, для каждой точки задан  свой цвет. Векторные же рисуют сразу  линию, дугу или кривую с заданным цветом для всей линии. К первым относятся, например, MS Paint, Adobe PhotoShop, ко вторым - Adobe Illustrator (версия 7.0) и CorelDraw. У каждого из этих типов свои достоинства и свои ненедостатки, свои области применения. Векторные редакторы ппозволяют проделывать очень сложные преобразования формы рисунка: сжатие, растяжение, в них возможны повороты любого элемента рисунка на любые углы без искажения формы, и наоборот. В них хорошо именно рисовать, сочетать изображения с разного рода надписями, размещенными произвольным образом. Используются они при изготовлении всех видов рекламы, эмблем и товарных знаков.

Растровые редакторы используются, когда надо обрабатывать сканированные  изображения - картинки, рисунки, фотографии. В таких редакторах основной упор делается на ретуширование изображений, преобразование цветов и оттенков, контрастности, яркости, четкости и  пр.

Сравнительно недавно  появились редакторы трехмерных изображений - они позволяют конструировать трехмерные объекты. К ним относятся 3D Studio Max, TrueSpace 2.

3.3 Электронные таблицы.  Электронные таблицы (табличные  процессоры) - это класс программ, которые позволяют избавиться  от рутинной работы в бухгалтерском  учете, обработке результатов  научных экспериментов, а также  автоматизировать другие работы, требующие обработки табличных  данных. Современные электронные  таблицы соединяют возможности  текстового редактора, электронного  калькулятора, среды программирования. Позволяют представить результат  вычислений в виде красочных  диаграмм, использовать иллюстрации,  графику и другие возможности  оформления выходного документа.  В настоящее время широко используются  электронные таблицы SuperCalc 5.0, Excel 5.0 (97).

3.4 Системы управления  базами данных (СУБД). В настоящее  время широко применяются программы  обработки данных. В частности,  автоматизированные информационные  системы (АИС), информационно-справочные  системы (ИСС) и т.д., ядром которых  является "хранилище данных", называемое  базой данных. Основные задачи  здесь в следующем: как из  множества данных (из базы), может  быть, из миллионов строк выбрать  те данные, которые интересуют  пользователя в данный момент, и представить их в виде  законченного документа? как откорректировать  данные базы и не допустить  ошибки и пр. Поскольку эти  задачи сложные и исключительно  массовые, то были разработаны специальные языки для их решения и даже специальные системы программирования для решения подобных задач, получившие название "системы управления базами данных (СУБД)". СУБД включает обычно язык программирования, обеспечивающий составление программ именно для работы с базами данных, а также транслятор программ с этого языка и среду программирования СУБД также позволяют быстро и точно на основе имеющихся данных создавать сводные документы или ведомости.

Наиболее известные СУБД - Foxpro различных версий, MS Access 97, Lotus 1-2-3.

Сравнительно недавно  появились и новые виды инструментальных программ:

презентационные программы  обеспечивают создание слайдов и  других демонстрационных материалов, предназначенных для использования  в публичных выступлениях (программа MS Power Point);

математические программы  позволяют решать очень широкий  круг математических задач, не прибегая к программированию (программы Mapl, MathCad);

инструментарий мультимедиа  программы звукозаписи, редакторы  звуковых и видеофайлов, программы музыкальных синтезаторов и пр.;

речевые программы обеспечивают распознавание речи партнера, ввод текста в ЭВМ под диктовку, прослушивание  содержания документов (приходящих писем, например) и т.д.

3.5 Интегрированные среды.  Так называют пакеты программ, которые в одной оболочке объединяют  несколько инструментальных программ. Так, среда Microsoft Works 3.0 (4.0) включает текстовый процессор, электронную таблицу, программу создания и ведения баз данных, графический редактор. Объединение в одной среде разнородных программ дает возможность создавать практически любые документы, не выходя за рамки среды; здесь обеспечивается быстрый переход при необходимости от работы с одной программой к другой. Кроме того, самое главное, есть возможность переноса данных из одной программы в другую. Например, можно перенести таблицу, созданную электронной таблицей, в текст, подготовленный текстовым редактором. Примером такой среды является я MS Office 4 (97), а также Lotus SmartSuite.

4. Программы автоматизированного  перевода текста.

Программы перевода текстов  начали разрабатываться почти одновременно с появлением ЭВМ и на ЭВМ возлагались  большие надежды в этой области. Однако и до сих пор успехи здесь  скромные. Что касается перевода отдельных  слов или коротких фраз, то подобные программы выполняют это мгновенно  и безошибочно.

Если же речь идет о переводе целого абзаца или текста из нескольких абзацев, то здесь получить правильный перевод практически невозможно. Тем не менее они могут быть полезны:

для лиц, совершенно не знающих  иностранного языка;

в том случае, когда требуется  получить хоть какое-то представление  о содержании текста;

для перевода на иностранный  язык коротких сообщений электронной  почты.

В России наибольшее распространение  по понятным причинам получили программы  перевода с английского языка  на русский, и наоборот, в частности Sokrat и Stylus. Последняя версия Stylus получила название Promt 98 и широко используется в России. Система включает большой набор словарей по разным отраслям знаний, программу автоперевода текстов, программу синхронного перевода Web-страницы и пр.

5. Прикладные программы.

Подобные программы предназначены  для решения прикладных задач  какой-либо отрасли техники, науки, медицины, сельского хозяйства и  т.д.

К ним можно отнести  бухгалтерские программы: 1С, "Турбо-бухгалтер" и пр.; обширный класс программ, предназначенных  для автоматизации различных  проектных работ.

Существуют программы  проектирования строительных конструкций  и сооружений, автомобилей (при помощи такой программы был спроектирован  грузовичок "Газель" Горьковского автозавода), интерьера жилища, различных  механизмов, станков.

Рассмотрим подробнее  программу проектирования жилых  домов - коттеджей. Программа имеет  банк данных, содержащих наборы реально  существующих строительных элементов - балок, перекрытий, лестничных пролетов, оконных рам и т.д.

Кроме того, программы имеет  набор стандартных проектов домов, которые можно использовать в  качестве основы своего собственного проекта. При помощи этих элементов, эскиза здания можно создать оригинальный проект, который будет обработан и выдан на экран монитора в виде, очень приближенном к реальности.

Более того, можно осуществить "облет" внутренних помещений  с помощью встроенной функции "летящая  видеокамера" и ознакомиться с  результатом проектирования "изнутри". После доводки проекта программа  готовит все необходимые чертежи. Чертежи печатаются при помощи графопостроителя в необходимом формате.

6. Прочие виды программ.

6.1 Обучающие и учебные  программы. После появления персональных  ЭВМ в обществе появилась идея  создания электронной школы без  учителя. 

Предполагалось, что обучающие  и контролирующие программы полностью  заменят живого учителя и наступит эра компьютерного образования.

Однако опыт использования  персональных ЭВМ в школе показал, что, какими бы хорошими программами  ни оснащался учебный процесс, учащиеся, проработав длительное время с компьютером  без учителя, с большим удовольствием  шли на уроки с учителем. Поэтому  в настоящее время обучающие  программы используются как дополнение к обычному "живому" учебному процессу или для самообразования.

Сейчас в ходу огромное число обучающих программ по всем предметам, школьной программы. Существуют программы, обучающие и работе с  ПЭВМ с MS-DOS, Word и пр.

Из класса обучающих и  учебных программ следует выделить развивающие программы, которые  позволяют развивать творческие способности детей.

6.2 Игры. Игровые программы  создавались уже для самых  первых персональных ЭВМ и  привлекли к ним молодое поколение  пользователей. К настоящему времени  создано огромное количество  игровых программ, многие из них  стали использовать такой большой  объем памяти и богатую графику,  что пользоваться ими можно  только с помощью компакт-дисков.

Следует сказать, что сейчас уже заметно ощущается вредное  влияние подобных игр. Многие игры имеют  настолько богатое, красочное оформление, настолько в них силен "эффект присутствия", что притягательная сила их заставляет массу молодых  людей проводить долгие часы за компьютером  в ущерб своему здоровью, учебе, умственному  и физическому развитию.

Даже появилось выражение - "раньше люди изобретали, чтобы  экономить время, а затем изобрели компьютерные игры".

6.3 Мультимедиа. Так называют  способ использования ПЭВМ с  применением всех доступных средств:  текста, стереозвука, голосового  сопровождения, высококачественной  графики, видеоклипов, мультипликации, а в ближайшее время, возможно, и виртуальной реальности. Иначе  говоря, мультимедиа - средство объединения  цифровой и текстовой информации  ЭВМ со звуковыми сигналами  и видеосигналами, которые могут как воспроизводиться, так и обрабатываться под управлением ПЭВМ.

Мультимедийный компьютер включает в себя звуковую стереоплату; плату видеоввода для работы, с видеомагнитофоном, видеокамерой, цифровой фотокамерой, телевизором; дисковод для работы с CD-ROM; звуковые стереоколонки; микрофон; требуемое программное обеспечение.

Ряд фирм выпускает комплекты  мультимедиа (Multimedia Kit), включающие все необходимое.

Обычно применение мультимедиа  связывают лишь с компьютерными  играми, но это неверно. Мультимедиа  может использоваться в самых  различных сферах деятельности. Успех  мультимедиа в настоящее время  оказался настолько взрывным, что  трудно назвать область, где бы сейчас не звучало это слово.

Основные области применения:

1. Бизнес-приложения. Здесь  мультимедиа могут служить: 

а) для организации презентаций, т.е. рекламного представления какого-либо вида товара, услуги или фирмы, что  требует вывода изображений (фотографий, слайдов), пояснений к ним, текстовых  и звуковых; вывода диаграмм для  сравнительной оценки параметров объектов; и пр.;

б) для организации телеконференций "вживую", т.е. выводом на экран  монитора изображения участников конференции;

в) для ввода в ПЭВМ команд и даже текста с помощью  голоса.

Теперь вместо того, чтобы  печатать письма, документы и т.д. на клавиатуре, вы сможете ввести необходимую  вам информацию при помощи голоса непосредственно в текстовый редактор.

2. Профессиональная деятельность, в частности: 

а) производство видеофильмов;

б) работа с компьютерной графикой, в том числе архитектурный  дизайн, спецэффекты в играх, трехмерное моделирование (моделирование объектов в трехмерном пространстве, с этим, связано и понятие "виртуальная  реальность"), и пр.;

в) создание домашних музыкальных  студий. При наличии специальных  программ, подключив синтезатор к  ПЭВМ и наиграв мелодию, можно  потом ее обработать - изменить высоту тона, длительность звучания, тип инструмента  и т.д.

3. Учебный процесс. Создание  музыкальных редакторов, различных  обучающих, развивающих программ, всевозможных энциклопедий и  справочников, озвученных, содержащих  красочные иллюстрации, фрагменты  кино - и мультфильмов, и пр.

Информация о работе Инструментальные программные средства информационных технологий в профессиональной деятельности