Информатизация в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 21:16, реферат

Краткое описание

В современном информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы отечественного образования.

Содержание

Введение
Определение информатизации, ее цели
История программы
Результаты
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

итво.docx

— 25.98 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение
  2. Определение информатизации, ее цели
  3. История программы
  4. Результаты
  5. Заключение
  6. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном информационном обществе основой развития цивилизации  выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы отечественного образования, так как именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде. В России, как и во многих других странах мирового сообщества, все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение информатизации, ее цели

Под информатизацией образования  понимается целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий: 

  1. в учебный процесс для подготовки граждан к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества; повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий; 
  2. в управление системой образования для повышения эффективности и качества процессами управления; 
  3. в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов; разработки и внедрению новых образовательных технологий на основе использования информационно-коммуникационных технологий. 

 

Нормативные основания для  разработки программы:

1.Федеральный Закон Российской  Федерации «Об образовании», принятый 26 декабря 2012г

2.Национальная образовательная  инициатива «Наша новая школа»;

3.Государственная Программа  Российской федерации «Информационое общество 2011-2020гг»

4.ФГОС НОО, ФГОС ООО;

5.Постановление Правительства  РФ от 28 января 2002 г.  № 65  «О  федеральной  целевой   программе   «Электронная Россия (2002-2010 годы)»;

6.Распоряжению Правительства  РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р  «Оказание государственных услуг  в электронном виде»;

 

 

 

Цели программы

1. Обеспечение активной  учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в коллективе, находить

решения в нестандартных ситуациях, решать не встречавшиеся ранее задачи.

2. Поддержка развития творческой работы педагогов и педагогических коллективов, обеспечение перехода педагогов к более индивидуальным и активным методам обучения, предоставление им возможности использовать новые ресурсы.

3. Обеспечение доступности качественных образовательных услуг для каждого заинтересованного в них школьника, даже если он не может получить эти услуги в своей школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История программы

В информатизации образования  можно выделить следующие этапы:  

  • 1985 - 1993 гг. до принятия Программы информатизации образования Российской Федерации; 
  • 1993 - 1998 гг. до принятия Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации; 
  • 1998 - 2001 гг. до периода окончания сроков региональных программ информатизации систем среднего образования, подготовленных 1998-1999 годах.
  • 2002 г. - по н.в. с момента присоединения России к Болонскому соглашению и началу модернизации отечественного образования и вхождению его в общемировое образовательное пространство. 

Этап с 1985 по 1993 гг. можно  назвать этапом "компьютеризации", основными результатами которого стали: 

  1. введение общеобразовательной информатики во все средние учебные заведения; 
  2. начало подготовки учителей информатики в педагогических вузах; 
  3. оснащение образовательных учреждений разнородной компьютерной техникой
  4. создание Российского фонда компьютерных учебных программ (РОСФОКОМП) при Институте информатизации образования, состоящего из информационной и программной частей.
  5. в 1990 году, была разработана и опубликована концепция информатизации образования, которая определила основные направления и этапы развития важного процесса развития нашего общества. В концепции подчеркивалось, что информатизация образования - это "процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества". При этом указывалось, что информатизация образования является не только следствием, но и стимулом развития новых информационных технологий, что она содействует ускоренному социально-экономическому развитию общества в целом. 

На втором этапе с 1993 по 1998 гг., с которого собственно и начинается процесс информатизации, были разработаны  первые концепции информатизации образования  Российской Федерации. В 1993г. была принята  Программа информатизации образования  в Российской Федерации на 1994-1995 гг., которая вобрала в себя основные стратегические направления информатизации системы образования СССР и была призвана решить ближние цели.  
На начало 1997 года в системе высшей школы России действовали, то есть имели определенный правовой статус, три официальных документа, которые назывались концепциями и относились к предметной области информатизации высшего образования: 

  • Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе (вышла в начале 1993 года); 
  • Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации (утверждена 28 сентября 1993 г.); 
  • Концепция развития сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации (утверждена 31 марта 1994 г.). 

В 1998г. Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, которая была доложена 5 мая 1998 года на пленарном заседании секции № 8 "Информационные технологии в образовании и науке" в рамках Первого международного конгресса-выставки "Образование - 98" (г. Москва, 4-7 мая 1998 г.). Целью разработки этой Концепции стало определение задач, основных направлений, темпов и приоритетов развития информатизации сферы образования России в условиях кризисной экономики и переходного периода к рыночным методам хозяйствования.

 

 

Результаты программы

В целом широкому распространению современных информационных технологий в российских образовательных учреждениях мешает устаревшая и слабая материальная база информатизации образования, крайне недостаточное количество в Интернете русскоязычных образовательных ресурсов, неподготовленность педагогических кадров к использованию информационных и коммуникационных технологий. Сложившееся состояние оснащенности общеобразовательных учреждений приводит к определенной изолированности учащихся, создает неравные условия для получения качественного образования. В результате общеобразовательная школа не имеет возможности использовать информационные ресурсы, наработанные в системе высшего образования, и оказывается не в состоянии выполнять свою главную социальную функцию - предоставление равных образовательных возможностей для каждого учащегося. 

На сегодняшний день одним из основных направлений информатизации отечественного образования остается формирование информационной культуры. Однако это направление требует, на наш взгляд, более комплексного и интегрированного подхода, так как в большинстве концепций информатизации образования информационная культура понимается узко профессионально - как профессиональная характеристика современного специалиста в области применения информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Состояние сферы образования  России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения  проблемы опережающего развития системы  образования на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды. Информатизация предполагает сущностное изменение содержания, методов и  организационных форм образования. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс  создает возможности повышения  качества образования.

Информатизация образования  сегодня рассматривается как  абсолютное и обязательное условие  создания интеллектуальной базы грядущего "информационного общества". В  Концепции информатизации высшего  образования, утвержденной 28.09.93 г., определено, что цель информатизации образования  состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальном повышении  эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального  общества, формировании новой информационной культуры мышления путем индивидуализации образования. Анализ современных направлений развития процесса информатизации образования показывает, что его рациональная организация в интересах дальнейшего научно-технического, социально-экономического и духовного развития общества представляет собой сложнейшую и весьма актуальную научно-организационную и социальную проблему. Для решения этой проблемы необходимы скоординированное и постоянное взаимодействие специалистов образования и науки, а также эффективная поддержка этого взаимодействия со стороны государственной власти и органов местного самоуправления.

 

Список использованной литературы

1. И.В. Соколова «Социальная информатика», 2008г., 188-192с.

2. Концепция ФЦП "Развитие единой образовательной информационной системы на 2001-2005г." - ГНИИ ИТТ, 2001.

3. Федеральная программа развития образования (проект). М., 1997, 63 с.

4. доцент Прокудин Д.Е. «Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы»

5. www.ed.gov.ru - документы и материалы деятельности федерального агентства по образованию за период 2004-2010 гг.

6. www.iis.ru - Институт развития информационного общества


Информация о работе Информатизация в России