Информатика и информатизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 20:28, реферат

Краткое описание

Можно, видимо, говорить о завершении этапа информатики, понимаемой как основы информатики и вычислительной техники и наступлении этапа научной, системно-междисциплинарной информатики, этапа поднимающего эту дисциплину над компьютерными и информационными технологиями, помогающие ему достичь статуса фундаментальной, научной дисциплины, концентрирующие внимание не на вещественно-энергетических, а на информационно-логических, системно-математических аспектах, т.е. достичь статуса науки, которая максимально помогает строить и исследовать системно-информационную картину мира.

Содержание

1. Информатика 2
2.Научные основы информатики. 6
3.Информатизация. 6
Список литературы. 14

Вложенные файлы: 1 файл

Информатика и информатизация.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Информатизация определяет скорость перехода от (пост) индустриального  общества к информационному обществу, а уровень информатизации общества - динамику связей в обществе, качество и оперативность принимаемых решений, способность к накоплению, хранению, актуализации знаний (во времени, в пространстве, в форме организации). Информатизация резко поднимает требования к качеству (информации, информационных технологий, средств информатизации, подготовки специалистов, используемых в регионе методов управления, рентабельности информационных систем).

В последнее время употребляются  термины “региональная информатизация”, “региональные проблемы информатизации” - как совокупность проблем информатизации, возникающих в регионах - областях и республиках, субъектах и учитывающих национально-региональные предпосылки постановки проблем и соответствующие ресурсы при решении проблем информатики, уровень информационно-технологического развития, исторические, географические, национально-демографические, экономические, экологические и общекультурные особенности региона.

Информатизация региона состоит  в информатизации, в частности, следующих  основных систем региона.

1. Банковских систем, основные задачи: развитие банковских расчетов  и межбанковских обменов, в  том числе и зарубежных, компьютерных  безналичных расчетов на основе  кредитных карточек; компьютеризация  и использование типовых компьютерных  сетей и систем для банковского учета и контроля; разработка и использование экономико - математических моделей различных банковских ситуаций; разработка и использование АРМ - автоматизированных рабочих мест (банковского работника) и др.

2. Систем рыночной экономики,  основные задачи: обеспечение занятости населения с помощью банков данных; разработка и использование экономико-математических моделей и расчетов для оперативного и долгосрочного прогноза экономических ситуаций; внутрихозяйственные экономические расчеты; разработка и использование АРМ работника рыночной экономики и др.

3. Систем социального  обеспечения, основные задачи: развитие  и совершенствование пенсионных  расчетов и их автоматизация;  компьютерная, информационная поддержка  инвалидов, престарелых, пенсионеров; автоматизация учета и планирования социальной помощи; разработка и использование экономико-математических моделей динамики социальных ситуаций в обществе; разработка и использование АРМ социального работника и др.

4. Систем налоговой  службы, основные задачи: технологическое обеспечение и компьютерная поддержка деятельности налоговых служб; автоматизация налогообложения (ведение баз данных по налогооблагаемым лицам, налоговому законодательству, действиям налоговой службы и др.); разработка и использование экономико-математических моделей динамики налогособираемости и ставок налогообложения; разработка и использование АРМ работника налоговой службы и др.

5. Систем промышленности, основные задачи: организация маркетинга, использование гибких автоматизированных линий и производств (ГАП), различного типа робототехнических систем; автоматизированное проектирование производимых продуктов и автоматизированное производство; компьютерные контроль, наладка и учет промышленных изделий; разработка и использование экономико-математических моделей промышленных систем и ситуаций; разработка и использование систем автоматизированного проектирования - САПР и АРМ и др.

6. Систем транспорта  и связи, основные задачи: разработка  и внедрение типовых автоматизированных  систем продажи билетов; автоматизация контроля и планирования транспортных перевозок; использование компьютерных систем разработки и внедрения новых транспортных средств и услуг; автоматизация и компьютеризация сетей связи, включая спутниковую связь; разработка и использование экономико-математических моделей транспортных потоков и связи; выбор оптимального маршрута движения транспорта, трафика сетей связи; разработка и использование АРМ работника транспорта (связи) и др.

7. Систем топливно - энергетического комплекса, основные задачи: организация маркетинга, автоматизация разведки, добычи и переработки нефти, газа или угля; учет и контроль состояния энергоресурсов; разработка экономико-математических моделей оптимального объема добычи и использования энергоресурсов; разработка и использование АРМ работника комплекса и др.

8. Информатизация строительного  комплекса, основные задачи: информационное  обеспечение инвестиционных потоков  (стыковка финансовых потоков,  их согласование, исключение противоречий, в частности, исключение дублирования); создание и ведение баз данных архитектурных конструкций, примитивов, строительных норм и правил, норм расценок, картографических и геологических данных; разработка и использование экономико-математических моделей (методов) для решения задач строительства; инженерно-технические расчеты материалов и конструкций; учет, контроль, управление, оптимизация парка строительных машин, механизмов и их простоя; расчет надежности, долговечности строительных конструкций и др.

9. Систем правительственных услуг и права, основные задачи: автоматизация подготовки, передачи, контроля исполнения документов для различного типа и ранга структур (региональных, муниципальных и др.); повышение оперативности и обеспечение аналитическими данными для принятия решений на всех уровнях правительственной власти; автоматизация обработки и предоставления правовых услуг; разработка и использование экономико-правовых математических моделей принятия решений; разработка консультирующих правовых компьютерных систем; разработка моделей прогноза динамики правонарушений и их предупреждения в зависимости от различных социальных и других факторов; разработка и использование АРМ работника правительственной службы (права) и др.

10. Систем здравоохранения  и медицины, основные задачи: компьютерное и оперативное ведение историй болезней; компьютеризация постановки диагноза болезни с использованием соответствующих интеллектуальных систем; компьютерная томография; медико-математическое моделирование и прогнозирование; послеоперационное наблюдение за различными физиологическими и психологическими характеристиками состояния больного с помощью компьютерных систем; разработка и использование АРМ терапевта, хирурга, другого медицинского работника и др.

11. Систем экологии, основные  задачи: осуществление контроля и управления экологическими системами; прогноз состояния окружающей среды на основе эколого-математических моделей прогноза экологических ситуаций, например, моделирования и управления основными экологическими факторами рационального природопользования; моделирование и прогнозирование различных экологических катастроф, прогноз загрязнения водного и воздушного бассейна; разработка и использование АРМ эколога и др.

12. Систем сельского  хозяйства, основные задачи: создание  условий для программирования урожайности сельхозкультур и продукции животноводства; управление агротехническими мероприятиями; оптимизация обеспечения минеральными удобрениями и водой; автоматизация различных мелиоративных и животноводческих систем; разработка и использование экономико - математических моделей в сельском хозяйстве; автоматизация учета и хранения сельхозпродукции; разработка АРМ работника сельского хозяйства и др.

13. Систем образования  и образовательных услуг, основные  задачи: развитие алгоритмического стиля и культуры мышления; выработка умений и навыков описания систем, объектов в целом и связей между ними; выработка умений и навыков планирования ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; автоформализация профессиональных знаний; профессиональная подготовка и переподготовка кадрового состава предприятий и организаций; телекоммуникационные средства обучения; воспитание в личности терпения, аккуратности, порядка в логике мышления и в работе; усиление междисциплинарных связей; использование средств мультимедиа; разработка и использование обучающих систем и сред и др.

14. Систем безопасности, основные задачи: обеспечение безопасности  различного уровня и назначения - от безопасности учреждений  до государственной, национальной  безопасности, безопасности информационного поля региона, безопасности национальных языков и традиций, менталитета, средств массовой информации и рекламы; моделирование и прогнозирование опасности; разработка технических средств и систем обеспечения безопасности; разработка АРМ работника безопасности и др.

15. Информатизация делопроизводства, основные задачи: автоматизированное  создание, оформление, прием, передача, подписание, согласование, утверждение,  регистрация, хранение, контроль  исполнения различных документов  и др.

Можно говорить и корпоративной информатизации (информатизации в рамках корпорации).

В процессе информатизации региона (корпорации) необходимо:

а) создать математическую и элементную (техническую) базу разработки и внедрения новых перспективных  средств вычислительной техники и передачи данных;

б) создать качественную и гибкую индустрию информационных потоков, технологий, произвести реинжиниринг информационных систем; в частности, развивать и использовать основные новые информационные технологии:

математическое и компьютерное моделирование;

базы данных и базы знаний;

экспертные системы;

планирование, управление с помощью электронных таблиц, органайзеров;

электронная почта и  телекоммуникационные средства доступа;

интеллектуальные системы  проектирования и управления производством;

компьютеризированные  и виртуальные офисы и корпорации;

интегрированные пакеты прикладных программ;

технологии и системы  мультимедиа;

гипертекстовые и гипермедийные  технологии и WWW - системы, среды;

эвристические процедуры  и технологии;

технологии сжатия информации;

технологии визуализации;

технологии виртуализации;

когнитивные, нейроматематические, нейроинформационные технологии;

объектно- и средо-ориентированные  технологии;

корпоративные и CASE - технологии;

нечеткие среды и  технологии;

технологии информационного  инжиниринга и реинжиниринга  и др.

в) подготовить системы  информатизации и совершенствования  управления, особенно, компьютеризованного, на основе новых информационных технологий причём в обществе важно избавиться от технократического понимания информатизации и выработать научно обоснованное понимание информатизации и её роли в системном развитии общества и обеспечения человеческой жизнедеятельности и жизнеспособности, выживании (не только в биологическом смысле, но и в экономическом, экологическом, гуманитарном и т.д. смыслах);

г) обеспечить информационную безопасность социально-гуманитарной инфраструктуры;

д) воспитать системно, информационно и компьютерно  грамотных людей (развить соответствующую  инфраструктуру для этого).

Основные системные социально-экономические проявления информатизации:

высокая информационная и социально-экономическая культура членов и систем, её государственное  воспитание и поддержание;

социально-экономическая  структуризация и индустриализация информационного обслуживания (включая и решение проблем человека в информационных средах);

превращение информационно, экономически дружественной и безопасной системы, объекта в товар с  его классическими атрибутами (цена, стоимость, спрос, предложение, денежный эквивалент, издержки, реклама и т.д.), развитие и виртуализация рынка таких товаров;

потенциально свободный  доступ каждого к интеллектуальному  богатству общества, всего мирового сообщества (например, через сети Интернет), консолидация общества вокруг идеи информационного роста и построения информационного общества в регионе;

превращение знаний и  профессионализма в непосредственный атрибут товарно-денежных отношений, капитализация информационных ресурсов и отношений, знаний, умений и навыков;

превращение труда в  большей частью умственный и интеллектуальный труд, высвобождение большего времени для духовного развития или саморазвития человека, высокий уровень информационного сервиса быта и социально-экономических условий труда;

обеспечение информационной защиты и безопасности общества и членов общества (особенно от вредного влияния негативных средств массовой информации, например, рекламы), стабильности и устойчивости существования этого общества;

высокий уровень принятия решений на основе экономических  баз данных, знаний, экспертных систем и других новых технологий и компьютерных систем (уровень позволяющий устранять негативные экономические и социальные факторы);

использование как классических представлений математических моделей  социально-экономических систем, так  и неклассических, позволяющих, например, учитывать пространственную структуру системы (клеточные автоматы и фракталы), структуру и иерархию в системе (графы и структуры данных), опыт и интуицию (эвристические и экспертные процедуры), а также различные операции моделирования (агрегирование, декомпозиция, линеаризация и др.); применение этих операции по отношению к системам (моделям) должно происходить по функциональным критериям, например, по управлению траекторией системы, управление системой же должно быть конечной целью моделирования, причем по своему характеру оно отличается от управления техническими системами, например, - тем, что при моделировании необходимо динамически переупорядочивать связи в системе (необходима самоорганизация);

Информация о работе Информатика и информатизация