Информационная безопасность в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:55, реферат

Краткое описание

Различные нововведения постоянно появляются в нашей жизни. Я часто рассматривал историю всего человечества с древнейших времен до наших дней. У человека в начале его пути не было ничего. Была только способность думать. И он стал думать, действовать, развиваться. Совершая открытие за открытием, человек добивался все более значительных результатов. Ничто не стояло на месте – все совершенствовалось и шло вперед. Менялся внешний облик человека, его образ жизни. Однако же, если сравнивать жизнь древних греков за 600 лет до нашей эры, за 400 лет до нашей эры и за 200 лет до нашей эры, то можно увидеть, что особой разницы между ними нет. Прогресс был, но шел он медленно и незаметно.

Содержание

Введение 3
1. Информационная безопасность Российской Федерации 4
1.1 Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение 4
1.2 Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации 6
1.3 Состояние информационной безопасности Российской Федерации и основные задачи по ее обеспечению 7
2. Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации 9
2.1 Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации 9
2.2 Особенности обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в различных сферах общественной жизни 10
2.3 Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности 12
3. Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и первоочередные мероприятия по ее реализации 14
3.1 Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации 14
3.2 Первоочередные мероприятия по реализации государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации 15
4. Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации 16
4.1 Основные функции системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации 16
4.2 Основные элементы организационной основы системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации 16
Заключение 20
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Первоочередными мероприятиями по реализации государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

разработка и внедрение  механизмов реализации правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере, а также подготовка концепции  правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; принятие и реализация федеральных программ, предусматривающих формирование общедоступных архивов информационных ресурсов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, повышение правовой культуры и компьютерной грамотности граждан, развитие инфраструктуры единого информационного пространства России, комплексное противодействие угрозам информационной войны, создание безопасных информационных технологий для систем, используемых в процессе реализации жизненно важных функций общества и государства, пресечение компьютерной преступности, развитие системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; гармонизация отечественных стандартов в области информатизации и обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем управления, информационных и телекоммуникационных систем общего и специального назначения.

 

4. Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации

4.1 Основные функции системы  обеспечения информационной безопасности  Российской Федерации

Система обеспечения  информационной безопасности Российской Федерации предназначена для реализации государственной политики в данной сфере.

Основными функциями  системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации  являются:

разработка нормативной  правовой базы в области обеспечения  информационной безопасности Российской Федерации; создание условий для реализации прав граждан и общественных объединений на разрешенную законом деятельность в информационной сфере; определение и поддержание баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации; развитие отечественной информационной инфраструктуры, а также индустрии телекоммуникационных и информационных средств, повышение их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке; организация разработки федеральной и региональных программ обеспечения информационной безопасности и координация деятельности по их реализации; проведение единой технической политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; организация фундаментальных и прикладных научных исследований в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; обеспечение контроля за созданием и использованием средств защиты информации посредством обязательного лицензирования деятельности в данной сфере и сертификации средств защиты информации;

Функции органов, координирующих деятельность федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, других государственных  органов, входящих в состав системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и ее подсистем, определяются отдельными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4.2 Основные элементы организационной  основы системы обеспечения информационной  безопасности Российской Федерации

Система обеспечения  информационной безопасности Российской Федерации является частью системы  обеспечения национальной безопасности страны.

Система обеспечения  информационной безопасности Российской Федерации строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в данной сфере, а также предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основными элементами организационной основы системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы судебной власти, общественные объединения, граждане, принимающие в соответствии с законодательством Российской Федерации участие в решении задач обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Президент Российской Федерации  руководит в пределах своих конституционных  полномочий органами и силами по обеспечению  информационной безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации; определяет в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию приоритетные направления государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также меры по реализации настоящей Доктрины.

Палаты Федерального Собрания Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации формируют законодательную базу в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетных направлений в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также при формировании в установленном порядке проектов федерального бюджета на соответствующие годы предусматривает выделение средств, необходимых для реализации федеральных программ в этой области.

Совет Безопасности Российской Федерации проводит работу по выявлению  и оценке угроз информационной безопасности Российской Федерации, оперативно подготавливает проекты решений Президента Российской Федерации по предотвращению таких угроз, разрабатывает предложения в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также предложения по уточнению отдельных положений настоящей Доктрины, координирует деятельность органов и сил по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений Президента Российской Федерации в этой области.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

Межведомственные и  государственные комиссии, создаваемые  Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, решают в соответствии с предоставленными им полномочиями задачи обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также по вопросам реализации федеральных программ в этой области; совместно с органами местного самоуправления осуществляют мероприятия по привлечению граждан, организаций и общественных объединений к оказанию содействия в решении проблем обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение законодательства Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Органы судебной власти осуществляют правосудие по делам о  преступлениях, связанных с посягательствами на законные интересы личности, общества и государства в информационной сфере, и обеспечивают судебную защиту граждан и общественных объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации.

В состав системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации могут входить подсистемы (системы), ориентированные на решение локальных задач в данной сфере.

Подведем итог. Конечно, все, что здесь написано – это  всего лишь планы и теории. Изучая прессу, можно утверждать, что никаких практических результатов эта доктрина не дает. Например, в некоторых пунктах сказано, что нужно создавать специальные  организации, которые будут заниматься той или иной деятельностью.  Но, насколько я знаю, никакие новые организации в последнее время не создавались. Уже существующие борются с компьютерными преступлениями, совершающимися в Интернете,  отслеживают хакеров, которые проникают в закрытые информационные сети государства. И все. Никаких серьезных действий по отношению к пиратскому программному обеспечению и к пиратам не проводится. Поэтому они чувствуют себя в относительной безопасности. И продолжают свою работу.  Во второй главе я расскажу о законах, которые должна защищать от пиратства.

 

Заключение

Информатизация общества порождает проблемы информационной безопасности, главные из которых – проблема информационных войн и информационного терроризма. Они носят глобальный характер, но для России приобретают особую остроту, что обусловлено ее геополитическим и экономическим положением.

Угрозы информационной безопасности России подразделяются по общей направленности (угрозы конституционным правам и  свободам граждан, духовной жизни общества, информационной структуре, информационным ресурсам) и по способам воздействия (собственно информационные, программно-математические, физические и организационные).

В современном обществе информационная безопасность является важнейшим компонентом  национальной безопасности. От нее  в значительной степени зависит  уровень экономической, оборонной, социальной, политической и других видов безопасности.

В теории и практике информационной безопасности можно выделить два  направления: защита информации и информационно-психологическая  безопасность. Информационно-психологическая  безопасность создает условия для  обеспечения психического здоровья отдельной личности и населения страны в целом, надежного функционирования государственных и общественных институтов, а также формирования индивидуального, группового и массового сознания, нацеленного на прогрессивное развитие общества. Информационная безопасность – залог устойчивого развития экономики и общества

 

Список литературы

  1. Смолян Г.Л. Сетевые информационные системы и проблемы безопасности личности // Информационное общество. 2001. № 1.
  2. Оценка эффективности систем защиты информационных ресурсов / Д.С. Черешкин, В.А. Гадасин, О.И. Елизаров и др. М., 2000
  3. Сеть Интернет. www.computerra.ru
  4. Сеть Интернет. www.nw.com
  5. Сеть Интернет. www.yandex.ru

 


Информация о работе Информационная безопасность в РФ